Скачать презентацию СКУЛЬПТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Скачать презентацию СКУЛЬПТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Скульптура в россии в первой половине.pptx

  • Количество слайдов: 15

СКУЛЬПТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА СКУЛЬПТУРА В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского общества. Очень Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского общества. Очень сильно на эти умонастроения повлияла борьба с Наполеоном. Отечественная война 1812 года породила высокий патриотизм, в искусстве отразившийся в интересе к воспеванию величия победившего народа[1]. Для развития скульптуры этого периода оказался важен тот факт, что русская архитектура тогда поднялась на не бывало высокий уровень. В Петербурге, Москве и других городах возводились величественные сооружения и целые ансамбли, которые значительно меняли облик городов. Архитекторы Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Тома де Томон, Карл Росси — придали русской архитектуре торжественное величие, свойственное александровскому ампиру. Архитекторы активно сотрудничали со скульпторами, мастерами декоративной пластики, ведь скульптура обогащала архитектурные сооружения, внося в них силу конкретночувственного образа, углубляющую содержание построек и делающие их ближе и понятней.

Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. По словам его Таково, например, здание Адмиралтейства (1823), которое невозможно представить без декоративного убранства. По словам его автора архитектора Захарова, без скульптуры оно теряет пропорции и красоту. Пластика Адмиралтейства стала классическим примером синтеза искусств. Над ней трудились лучшие мастера — Феодосий Щедрин, Василий Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван Теребенёв.

При создании здания архитектор подробно разработал систему убранства, определив для каждого скульптора участок работ, При создании здания архитектор подробно разработал систему убранства, определив для каждого скульптора участок работ, общий силуэт и масштабность декоративных элементов. Эта общая схема послужила руководством для скульпторов самого разного дарования и мастерства, которым удалось выразить общий замысел Захарова, сохранив своеобразие в частном. Важную роль в общем композиционном замысле играют «Морские нимфы» работы Щедрина — это наиболее яркое и зрелое произведение скульптора.

По четырем углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по По четырем углам аттика стоят фигуры Ахилла, Пирра, Аякса и Александра Македонского, скульптуры по наверху башни а также по углам четырех фронтонов — аллегории 12 месяцев (скульпторы Щедрин, Демут-Малиновский и Пименов). Над «Нимфами» установлен знаменитый горельеф Теребенева «Возрождение флота в России» . Им же выполнены рельефы для фронтонов портиков с изображением летящих Слав. «Успех этой грандиозной коллективной работы во многом объясняется тем, что вся скульптура была создана по единому плану зодчего и пронизана единым содержанием. В аллегорических композициях художники передали идею мощи России как великой морской державы, владычицы морей. Была найдена самобытная монументальная форма, которая придала сооружению неповторимую декоративную красоту»

И. ТЕРЕБЕНЕВ. ПАННО «ВОЗРОЖДЕНИЕ ФЛОТА В РОССИИ» , ПОД НИМ «ЛЕТЯЩИЕ СЛАВЫ» НА ЮЖНОМ И. ТЕРЕБЕНЕВ. ПАННО «ВОЗРОЖДЕНИЕ ФЛОТА В РОССИИ» , ПОД НИМ «ЛЕТЯЩИЕ СЛАВЫ» НА ЮЖНОМ ФАСАДЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА, 1812

И. ТЕРЕБЕНЕВ. «ГЕНИЙ СЛАВЫ, ТРУБЯЩИЙ ПОБЕДУ» НА СЕВЕРНОМ ФАСАДЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА И. ТЕРЕБЕНЕВ. «ГЕНИЙ СЛАВЫ, ТРУБЯЩИЙ ПОБЕДУ» НА СЕВЕРНОМ ФАСАДЕ АДМИРАЛТЕЙСТВА

Раньше, в XVIII веке, скульптурные украшения во многих случаях являлись абстрактными аллегориями, то теперь Раньше, в XVIII веке, скульптурные украшения во многих случаях являлись абстрактными аллегориями, то теперь их смысл стремились активно связывать с реальностью, предназначением сооружения. Характерные примеры — убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут. Малиновским и Степаном Пименовым,

 «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами» [1]. Типичные черты: фигура Славы на колеснице, фигуры воинов, торжественный ритм коней, которые влекут победную колесницу, летящие славы, военная арматура, аллегорическое изображение освобождения Москвы и т. п. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. Она органически слилась с городским ансамблем, придала ему особую, строгую красоту, углубила содержание архитектуры, обогатила её живописностью объёмов, игрой светотени» . Скульпторам того времени удавалось передать значительное содержание в форме строгой величавости

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Перечислите фамилии четырех русских скульпторов первой половины XIX века, которые ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Перечислите фамилии четырех русских скульпторов первой половины XIX века, которые принимали участие в работе над зданием Адмиралтейства. 2. Перечислите скульптуры и рельефы, украшающие здание Адмиралтейства (найдите их в тексте презентации). 3. Сделайте описание архитектурной и скульптурной части следующего произведения: Моско вские Триумфа льные воро та — триумфальная арка, сооружённая в 1834— 1838 гг. в Санкт-Петербурге по проекту В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны (1828— 1829 гг. ). Расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на площади Московские Ворота (изображение на двух следующих слайдах)