Скульптуры средневековья.pptx
- Количество слайдов: 13
Скульптура средневековья
Главные образы скульптурных произведений готических соборов Готический собор представлял собой своеобразное собрание религиозно преображенных реалий мира. В нем жизненная борьба, конфликты, горе и страдание людей, сочувствие и любовь, ненависть и гнев выступали в скульптурных композициях, передававших образы разных евангельских сказаний, таких как бедствия патриарха Иова, преследование великомученика жестокими язычниками, плач Богоматери о распятом Христе.
При выборе сюжетов, как и при распределении изображений, мастера, создававшие гигантские готические скульптурные комплексы, подчинялись установленным церковью правилам. В своей совокупности древние скульптуры, располагавшиеся на фасадах соборов, давали ясное представление о мироздании, произошедшем согласно с религиозными представлениями.
Как правило, центральный портал, расположенный на западном фасаде, посвящался Христу, либо же Мадонне; левый портал – святому, чтимому в определенной епархии, а главный портал – Мадонне.
В средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Соборы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображавших Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) около 9 тысяч статуй. По мнению духовенства, искусство должно было служить «Библией для неграмотных» – изображать сцены, описанные в христианских книгах. Церковь была заказчиком произведений искусства, но создавали их городские ремесленники. В статуях на религиозные темы они выражали народное понимание жизни, а также собственное отношение к миру. Существовали и определенные правила украшения романских храмов: внутри в центре помещали изображения Христа или фигуру Богоматери, ниже – ангелов, апостолов, святых. Богаче всего украшали западный фасад, где был главный вход.
В романском искусстве более всего проявились такие черты, как фантазия, грубоватый юмор. На колоннах, окнах, рельефах стен и дверей изображались кентавры, полуптицы-полуживотные, различные химеры и другие сказочные существа. Они должны были представлять силы дьявола, но попали в искусство из языческих верований и связанного с ними народного творчества – сказок, басен, песен.
В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники средних веков стремились раскрыть богатство мыслей, чувств и настроений человека. Романские мастера часто изображали человека с немощным, иссушенным страданием телом, но при этом более глубоко отражали его внутренний мир.
В готических статуях точнее, чем в романских, передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в их позах больше движения. У мастеров возродился интерес к красоте внешнего облика человека: прекрасны созданные ими женские образы – Марии в Реймском соборе, Уты – в Наумбурге (в Германии). В тревожном, беспокойном мире мастера прославляли терпение, благородство и душевную стойкость человека. Христу сопереживали потому, что он страдал ради людей. Внимание привлекалось теперь не только к творимым чудесам, но и к мукам и гибели скорченного в предсмертном страдании распятого Христа. Очищение от греха и возвышение через страдания – вот главная тема готического искусства, вызывавшая в зрителе ответные чувства сострадания и милосердия.
Повышенный интерес вызывал образ Богоматери – Девы Марии (в Западной Европе ее называли Мадонна, что означает – моя госпожа). Ее любили и ей страстно молились, потому что в ней видели заступницу за людей перед сыном Иисусом. Особенно увлекало мастеров желание в изображении Мадонны с младенцем на руках воспеть жертвенную силу материнской любви.
Скульптуры средневековья.pptx