Скульптура и лепка Материалы к практическим занятиям

Скачать презентацию Скульптура и лепка  Материалы к практическим занятиям Скачать презентацию Скульптура и лепка Материалы к практическим занятиям

Скульптура и лепка_общ свед_2013_дневники.ppt

  • Количество слайдов: 39

>Скульптура и лепка  Материалы к практическим занятиям    2013 год Скульптура и лепка Материалы к практическим занятиям 2013 год Преподаватель Ивлева Лидия Петровна

>    Структура дисциплины     Практические занятия.  Форма Структура дисциплины Практические занятия. Форма сдачи: работа из пластилина с пояснительной запиской (эскиз, чертеж, (желательно модель/фото)). Весенний семестр заканчивается зачетом, осенний тоже. Скульптура и лепка Задание 1. Задание 4. Задание 5. Геометрическая Задание 3. Багет (уголок) Архитектурные резьба Простая и детали. Декор. Задание 2 сложная Капитель Кудринская плетенки резьба Задание 6. Задание 8. Задание 9. Задание 10. Архитектурные Геральдическая Ювелирное Камнерезная детали. Декор. композиция украшение работа Модильон. Задание 7. Розетт

> Необходимые для выполнения  заданий материалы  •  Бумага А 4 • Необходимые для выполнения заданий материалы • Бумага А 4 • Карандаши разной мягкости/твердости • Ластик • Макетный (канцелярский) нож • Скульптурный пластилин • Картон • Доска для лепки • Подручные средства для подложек и каркасов

>    Резьба по дереву     Виды резьбы по Резьба по дереву Виды резьбы по дереву Плоскостная Рельефная Объемная Прорезная Плосковыемочная Плоскорельефная Рисунок предстает в Рисунок выступает виде углублений на поверхности Геометрическая Скобчатая используются только геометрические фигуры: треугольники, квадраты, ромбы, окружности, эллипсы.

>   Геометрическая резьба       Элементы а) треугольник Геометрическая резьба Элементы а) треугольник с прямыми сторонами б) треугольник с двумя прямыми сторонами и одной кривой в) треугольник с двумя кривыми сторонами и одной прямой г) треугольник с тремя кривыми сторонами д) глазок е) фонарик ж) четырехгранник з) соты и) ромбы к) к) двухгранные выемки • Чем больше граней в орнаменте, тем больше комбинаций и типов их соединения.

>   Виды разметки геометрического    орнамента •  Композиционное построение Виды разметки геометрического орнамента • Композиционное построение орнамента • Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт. • • Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально осевая симметрия (зеркально поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге. • • Бордюр. Это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Рассмотрим различные виды построения бордюров: • 1) Полоса односторонняя. На одной из сторон которой ритмически расположены элементы. • 2) Полоса двухсторонняя (элементы, как правило имеют зеркальную симметрию, ось которой проходит посередине двухсторонней полосы). • 3) Полоса, в которой элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине. • 4) Смешанный бордюр. Это полоса, в которой элементы расположены по двум ее сторонам и посередине. • Раппорт. Или статический сетчатый орнамент это неограниченная композиция, в которой прямые (или плоскости симметрии) пересекаются друг с другом образуя сетку.

>    Односторонняя полоса •  а) простой статический ритм • Односторонняя полоса • а) простой статический ритм • б) простой динамический ритм. • в) простой статический ритм со сложным элементом • • • г) простой динамический ритм со сложным элементом • д) сложный статический ритм • е) сложный динамический ритм

>    Двусторонняя полоса а) простой статический ритм с совпадающими осями переноса Двусторонняя полоса а) простой статический ритм с совпадающими осями переноса б) простой статический ритм с несовпадающими осями переноса в) простой динамический ритм с совпадающими осями переноса г) простой динамический ритм с несовпадающими осями переноса д) сложный статический ритм с совпадающими осями переноса е) сложный динамический ритм с совпадающими осями переноса ж) сложный статический ритм с несовпадающими осями переноса. з) сложный динамический ритм с несовпадающими осями переноса

>Элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине  • Элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине • а) простой статический ритм • б) простой динамический ритм • в) сложный статический ритм • г) сложный динамический ритм Смешанный бордюр • а) сложный вариант со • статическими элементами • б) смешанный бордюр с • динамическими элементами

>     Раппорт 1) Квадратная сетка без организации центров 2) Квадратная Раппорт 1) Квадратная сетка без организации центров 2) Квадратная сетка с организацией центров Как видно из рисунков привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.

>Мотивы геометрической резьбы. Бордюр    а) лесенка     б)витейка Мотивы геометрической резьбы. Бордюр а) лесенка б)витейка в) бусины г) змейка д) сияньица е) сколыши ж) соты з) глазки и) змейка

> Розетт Морщинки Розетт Морщинки

>   Кудринская резьба • Кудринская резьба относится к плоскорельефным  видам резьбы. Кудринская резьба • Кудринская резьба относится к плоскорельефным видам резьбы. Что касается кудринской резьбы, то она бывает с подушечным фоном или выборным. • Основную декоративную роль в кудринской резьбе играют традиционные гирлянды из лепестков пальчиков, в виде удлиненных капель, почти сходящихся острыми концами в мохнатые ветви. Из пальчиковых веток гирлянд, с включением декоративных листьев и завитков, создается непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции, с включением в промежутки стилизованных цветов, плодов, птиц, зверей и др. • Композиционная особенность кудринской резьбы – основное изображение (сюжетная композиция), окруженная текучим упругим потоком растительного узора, как бы обволакивающим основное изображение.

>Примеры кудринской резьбы Примеры кудринской резьбы

> • Основную декоративную роль в этом виде  резьбы играют традиционные гирлянды • Основную декоративную роль в этом виде резьбы играют традиционные гирлянды лепестков, с одной стороны заостренных, с другой — закругленных. Они сливаются в непрерывный, упругий поток, который определяет весь ритм и строй композиции. Между гирляндами включены иные изобразительные элементы — всадники, птицы, звери, рыбы, ягоды, цветы. Изображения птиц, зверей, рыб в окружении цветов и листьев — наиболее частые мотивы у мастеров прошлого.

>   Плетенки  • Меандр. Геометрический орнамент в  виде ломанной под Плетенки • Меандр. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии, называется меандром.

>Плетенный орнамент – символизирует защиту и мудрость, способность постижения взаимосвязей и сложности  мира, Плетенный орнамент – символизирует защиту и мудрость, способность постижения взаимосвязей и сложности мира, сплетение событий и судеб.

>   Примеры орнаментов • а – древнеегипетский, • б – древнегреческий Примеры орнаментов • а – древнеегипетский, • б – древнегреческий меандр, • в – древнегреческий акант, • г – арабеска, • д русский "плетенка"

>     Багет.    Угловой орнамент •  Багет Багет. Угловой орнамент • Багет слово французское, означает "художественно оформленная планка". • Угловой орнамент развивается по двум осям, примером служит поворот бордюра расположенного вдоль оси на 90 градусов и размещение его продолжения на перпендикулярной оси.

>  Условные схемы    поворотов Рис. 4. 1.   простых Условные схемы поворотов Рис. 4. 1. простых цепочек На рисунке 4. 1. даны условные схемы поворотов: рисунок 4. 1 а — элемент или композиция элементов горизонтального ряда цепочки является одновременно и элементом вертикального ряда. Примеры такого оформления приведены на рисунке 4. 2 а, ж; рисунок 4. 1 б — вертикальный и горизонтальный ряды цепочек не имеют общего элемента (рисунок 4. 2 б, г, е, з, и); рисунок 4. 1 в — вертикальный и горизонтальный ряды цепочек объединяются самостоятельным элементом, который подчеркивает форму угла, создавая в нем определенный композиционный центр (рисунок 4. 2 в, к). Рис. 4. 2.

>  Схемы поворотов сложных цепочек и    бордюров  • Схемы поворотов сложных цепочек и бордюров • При оформлении поворотов простых цепочек композиции не имеют большого количества вариантов оформления, однако они могут помочь и сыграть роль схем при разработке композиций поворотов других видов орнаментов: сложных цепочек и бордюров (рис. 4. 3 а—и). Рис. 4. 3

>     Пояснения к рис. 4. 3 •  На рисунке Пояснения к рис. 4. 3 • На рисунке 4. 3 а поворот оформлен элементом, который одновременно входит в композицию вертикальной и горизонтальной линий орнамента, что соответствует схеме (рисунок 4. 2 а). • На рисунке 4. 3 б показан поворот того же орнамента, что и в предыдущем примере, но уголок имеет композиционное решение, отличное от композиции орнамента. • На рисунке 4. 3 в показан пример поворота бордюра. Композиция уголка немного изменена по сравнению с раппортом орнамента, но близка к нему. Примеры, рассмотренные в двух последних случаях, можно отнести к поворотам, оформляемым по схеме, указанной на рисунке 4. 1 в. • На остальных рисунках рассматриваются некоторые варианты поворотов наиболее сложных видов орнаментов — бордюров с розетками (рисунок 4. 3 г—и). • На рисунке 4. 3 г, ж, и поворот бордюра осуществляется вокруг элементов, которые одинаково вписываются в композицию как горизонтального, так и вертикального рядов орнамента. Орнамент как бы протекает через элемент, при этом восприятие горизонтального и вертикального рядов не меняется. • На рисунке 4. 3 д угловой элемент развернут под углом 45°. Он прерывает ритм и вертикального ряда, и горизонтального, заставляя взгляд задержаться на этом элементе. Такие незначительные изменения часто вносят разнообразие в восприятие композиции, усиливая ее художественные особенности. • На рисунке 4. 3 е, з показаны еще два варианта оформления уголка на основе измененного элемента композиции орнамента. • Можно создать композиции угловых элементов бордюров, используя простые элементы и их сочетания, Главное, чтобы композиция уголка поддерживала общую композицию бордюра и была ею в свою очередь поддержана.

>    Декор в архитектуре      Капитель (от Декор в архитектуре Капитель (от позднелат. capitellum — головка) в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей, получивших распространение в европейской архитектуре (архитектурные ордера): • дорический; • ионический; • коринфский; • композитная капитель, представляющая собой сочетание элементов ионической и коринфской. Ордер архитектурный – тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение.

>   Дорический ордер – наиболее лаконичный и мужественный из архитектурных ордеров, стал Дорический ордер – наиболее лаконичный и мужественный из архитектурных ордеров, стал в 6— 5 вв. до н. э. важнейшим элементом монументальных архитектурных композиций.

>  Ионический ордер • Отличается от дорического  большей лёгкостью пропорций и Ионический ордер • Отличается от дорического большей лёгкостью пропорций и более богатым декором всех частей – капители с плавно соединенными между собой крупными завитками волютами. • Волюта (итал. voluta — завиток, спираль) — архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком ( «глазком» ) в центре.

>    Коринфский ордер Более насыщенный декором вариант ионического (более высокая Коринфский ордер Более насыщенный декором вариант ионического (более высокая капитель, украшенная стилизованными листьями аканта в трех уровнях и восемью небольшими волютами (декоративный элемент в виде спирального завитка) над ними. Акант – декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто зубчатым краем, применяется также в модильонах.

>      Модильон   • Модильон – (франц. modillon), Модильон • Модильон – (франц. modillon), архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза. • В архитектуре орнаментальный мотив, имеющий вид двух соединенных между собою волют, из которых одна больше другой и закручена в противоположную сравнительно с нею сторону. • Модильоны чаще всего употребляются в значении консолей или подпорок под выступом карниза (напр. в коринфском стиле), причем их располагают в ряд, на некотором расстоянии одну от другой. • Иногда помещают их также под балконами и другими выступами здания для маскирования их поддержек или просто как украшения. • Примкнутый к стене и снабженный вверху четырехугольною расчлененною приставкою, служит нередко кронштейном, на котором ставятся статуи, бюсты или вазы. Плафон • Плафон – горизонтальная часть перекрытия, украшенная росписью или барельефом. Им также называется и монументально декоративная живопись и скульптура на потолке.

>    РОЗЕТКА (розетт, розетта) • Мотив орнаментации, представляющий собой заключенные РОЗЕТКА (розетт, розетта) • Мотив орнаментации, представляющий собой заключенные в круге четыре или несколько лепестков цветка или листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и как бы исходящих из одной центральной пуговки. • Розетки бывают рельефные, лепные, а также плоские, писанные краской одноцветно, в подражание лепным. Они употребляются для декорирования преимущественно плафонов, например помещаются в середине кассет, на которые в архитектуре стиля Возрождения, заимствовавшей этот мотив от древних римлян, разбиваются потолки и своды внутри зданий. • Орнаментальный мотив, патера в виде розы. • Патера – орнаментальная эмблема в виде цветочной чашечки с многими лепестками.

>     Геральдика • Геральдика, или гербоведение,  дисциплина, посвященная Геральдика • Геральдика, или гербоведение, дисциплина, посвященная изучению гербов. Термин “геральдика” относится также к традиции и практике использования гербов (в этом смысле русская геральдика старше русского гербоведения). • Геральдика является частью эмблематики группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. • Символ – знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление (так, скипетр – символ власти, пальмовая ветвь – мира, а также первенства, и т. д. ). • Эмблема – это символ, предметом обозначения которого является не абстрактное понятие, а индивидуальный или коллективный “обладатель” этой эмблемы, устойчиво ею пользующийся (так, скрещенные топоры – эмблема инженерных войск Российской империи, а также их генерал инспектора). • Герб – частный случай эмблемы, характеризующийся тем, что его строение, употребление, правовой статус соответствуют особым, исторически установившимся правилам. • Основа любого герба — щит. Именно на его поверхности помещаются главные гербовые изображения — поля и фигуры.

>   Щитодержатели  • Фигуры, поддерживающие с обеих сторон  щит с Щитодержатели • Фигуры, поддерживающие с обеих сторон щит с гербовым изображением. Эти фигуры произошли от реальных оруженос цев и слуг, носивших некогда щит и оружие рыцаря. Но весьма рано вместо фигур воинов, великанов и т. п. в число щитодержателей стали вводить зверей и фантастические фигуры. Они дол жны были символизировать те духовные силы, которые способ ствовали успеху гербовладельца.

>  Значения животных на гербах  Двуглавый орел  • Скорее всего, символ Значения животных на гербах Двуглавый орел • Скорее всего, символ появился при объединении Ассирии и Мидии в 598 году д. н. э. • Ещё одна теория возникновения этого символа. Ранее Римская империя была разделена на две части, и символом каждой был одноглавый орёл. После объединения Восточной и Западной частей гербы были слиты, и так образовался двуглавый орёл. Позднее он перекочевал в гербы многих стран, считающих себя преемниками Рима.

>  Одноглавый орёл   По сей день считается символом  могущества, силы Одноглавый орёл По сей день считается символом могущества, силы и власти. Кроме того, во многих нехристианских религиях орёл служил неизменным спутником богов Лев Самый часто встречающийся символ в геральдике. Иногда льва заменяли леопардом, но разницы в отрисовке между ними не было совершенно никакой. Отличали льва от леопарда следующим образом: если животное стоит на задних лапах профилем к зрителю – это лев, если животное опирается на три лапы, а одна поднята, морда при этом обращена к зрителю – это леопард. Если же животное опирается на три лапы, но голова повёрнута в профиль, его называли леопардовым львом. Если животное стоит на задних лапах, но голова повёрнута к зрителю – это львиный леопард.

>   Дракон Достаточно часто встречающийся геральдический символ. Рисовался с четырьмя лапами и Дракон Достаточно часто встречающийся геральдический символ. Рисовался с четырьмя лапами и двумя крыльями, длинным изогнутым хвостом и телом, покрытым чешуёй. Примечательно, что если у дракона опущена голова – это побеждённый дракон. Вайверн Разновидность дракона и отличается от него только количеством конечностей. У Вайверна их всего две. Единорог В разное время это мифическое животное изображали по разному. Иногда в виде однорогого быка. Но нам более привычен классический символ – конеподобное существо, с козлиной бородой, хвостом льва и ногами оленя, неотъемлемый атрибут – длинный витой рог на лбу.

>  Феникс Пожалуй, самый легендарный из всех известных мифических персонажей. Легендарная птица, Феникс Пожалуй, самый легендарный из всех известных мифических персонажей. Легендарная птица, вновь и вновь сжигающая себя и восстающая из пепла. Феникс похож на орла, золотого или красного цвета и символизирует бессмертие. Марлет Мифическая птица посланник без ног. Обычно её помещали на свой герб четвёртые в семье сыновья или дочери знатных людей. Грифон Мифическое существо с головой орла и туловищем льва. Помещающий на свой герб грифона убивал двух зайцев одним выстрелом – у него на гербе был и орёл и лев сразу. В мифологии грифон очень мощное и безжалостное существо, охраняющее, как правило, сокровища.

>     Василиск Ещё одно мифическое животное – василиск.  Название Василиск Ещё одно мифическое животное – василиск. Название его произошло от древнегреческого – «базелис» , что означает «царь» , поскольку василиск считался царём змей. Согласно мифам взгляд василиска был смертельным для человека. Йейл Мифическое животное с телом антилопы и клыками кабана. Рога у этого животного длинные и подвижные – их можно направлять в разные стороны. Йейл украшал гербы королевские особ. Гарпия Мифическое существо с телом орла, но лицом и грудью женщины. В мифологии гарпия – свирепое создание, не щадящее своих врагов.

>       Пегас  Конь с крыльями. Его на Пегас Конь с крыльями. Его на свой герб помещали тамплиеры, и символизировал он красноречие, славу и созерцание. Морской пёс В древности моряки много рассказывали о населяющих море удивительных существах, однако не каждому было дано увидеть их собственными глазами. Поэтому изображение их составлялось по рассказам. Морской пёс никто иной, как морской котик, но изображался он совсем по другому. Чаще всего морского пса изображали на своем гербе моряки и портовые города. Саламандра Легендарная ящерица, способная жить в огне. Помещая саламандру на свой герб, его владелец, по сути, заявлял, что ему присуща стойкость, и он совершенно не боится опасности.

>      Териоморфы   Среди символически значимых животных выделяются Териоморфы Среди символически значимых животных выделяются составленные из частей разных животных. Наиболее известные «гибриды» человека и животного представляют двойственность человеческой натуры, состоящей из эмоций и разума. • Амамет животное с челюстями крокодила, гривой льва и телом бегемота терзал проклятые души древних египтян. Персонификация пугающей неизвестности, которая ждет людей после смерти. • Амемат лев, крокодил и гиппопотам персонифицирует возмездие. • Ананта – гигантская змея, на которой Вишну лежал в докосмическом сне. • Гаруда – птица Жизни. Иногда идентифицируется с Фениксом. • Зиз – большая птица. Символизирует силы воздуха. • Зу – птица буревестник.

> • Леогриф – лев и змея, или грифон. Иллюзия. • Симург (Семург) – • Леогриф – лев и змея, или грифон. Иллюзия. • Симург (Семург) – комбинация фазана, грифона, льва и собаки. Означает Небо. Посредник между двумя мирами. • Тенгу – человек с птичьей головой, крыльями и когтями на ногах. Означает войну, конфликт, лицемерие, злой умысел. • Тиамат. Чудище бездны, первоначальный хаос, воды, тьма. • Фурия. Женщина змея с крыльями. Означает месть. • Харибда. Ревущее чудище или водоворот, заглатывающий море и выплевывающий его обратно. Вместе со Сциллой, другим чудище сицилийского моря, являются символами трудного прохода. • Эпимак (Опиник) – разновидность грифона, имеющего тело и ноги льва, голову, загривок и крылья орла и хвост верблюда. Иногда изображался без крыльев. Разделяет символизм грифона.

> Рекомендуемая литература  • Литература по резьбе по дереву • Литература по орнаментам. Рекомендуемая литература • Литература по резьбе по дереву • Литература по орнаментам. Каталоги. • Архитектурный словарь. Энциклопедии по архитектуре и истории искусства. • Литература по геральдике и символике. • Каталоги ювелирных и камнерезных изделий.