Скачать презентацию Скульптура эпохи Возрождения Никколо и Джованни Пизано Италия Скачать презентацию Скульптура эпохи Возрождения Никколо и Джованни Пизано Италия

19. скульптура Пизано.pptx

  • Количество слайдов: 74

Скульптура эпохи Возрождения. Никколо и Джованни Пизано. Италия. Проторенессанс Скульптура эпохи Возрождения. Никколо и Джованни Пизано. Италия. Проторенессанс

Никколо (Никола) Пизано Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в Никколо (Никола) Пизано Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 - между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.

Начальный период Пизано. Римская традиция Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Начальный период Пизано. Римская традиция Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно там он соприкоснулся с римской традицией, которой подражали придворные апулийские мастера. Самое раннее из известных нам произведений Никколо, исполненное им уже в Пизе, где он основал свою школу, относится к 1200 году и свидетельствует о знакомстве мастера с образцами позднеримского античного рельефа. Кафедра пизанского баптистерия — памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры.

Баптистерий в Пизе. Внешний вид Баптистерий в Пизе. Внешний вид

Баптистерий на панораме Площади Чудес в Пизе Баптистерий на панораме Площади Чудес в Пизе

Баптистерий в Пизе. Внешний вид Баптистерий в Пизе. Внешний вид

Баптистерий в Пизе. Рельефы Баптистерий в Пизе. Рельефы

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. В 1260 году Пизано завершил в баптистерии Пизанского Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. В 1260 году Пизано завершил в баптистерии Пизанского собора мраморную кафедру, покрытую сюжетными рельефами. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение. Из-за скученности фигур рельефов скульптурные элементы с трудом отделяются от архитектурных. Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, — на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока трибуны украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм. Распятие и Страшный суд.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.

Кафедра баптистерия в Пизе открыла собой новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Кафедра баптистерия в Пизе открыла собой новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Подобные кафедры, на которые поднимались по лестнице священники, чтобы произнести проповедь, были очень распространены в итальянских церквах со времен Средневековья, были характерной деталью церковных интерьеров. Иногда они представляли собой подобие балконов, украшавших одну из стен, но большей частью выглядели как отдельные, опирающиеся на каменные столбы сооружения, обычно прямоугольной формы. Итальянские кафедры богато украшались скульптурой. На балюстрадах помещались рельефы на сюжеты из истории Христа, между которыми ставились фигуры предшественников христианства – ветхозаветных пророков и сивилл, а подножием для опорных колонн служили фигуры животных или скорченных человечков – символ поверженных пороков и зла. Эта старинная символика, в основе которой лежит мысль об искупительной жертве Христа, сохранена и в кафедре Никколо Пизано. И вместе с тем его рельефы производят совершенно иное впечатление, чем работы его предшественников. В рельефах Никколо Пизано, прежде всего, поражает их земной, светский характер. Кажется, что здесь представлены не чудеса евангельской легенды, а земные события, в которых действующими лицами являются римские патриции и матроны.

Рельефы кафедры. Сюжеты Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя Рельефы кафедры. Сюжеты Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил в одной композиции несколько сюжетов. В левом углу он изобразил Благовещение, в центральной части — Рождество Христово: Мария приподнимается на ложе, две служанки омывают младенца, а Святой Иосиф показан сидящим слева внизу. Вначале может показаться, что на эту группу надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему эпизоду — Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа, на сей раз лежащим в яслях.

Рельеф. Принесение Младенца Христа во храм Рельеф. Принесение Младенца Христа во храм

Рельеф. Принесение Младенца Христа во храм Рельеф. Принесение Младенца Христа во храм

Рельеф. Поклонение волхвов. 1260 г. Рельеф. Поклонение волхвов. 1260 г.

Рельеф. Благовещение Рельеф. Благовещение

Рельеф. Благовещение. 1260 г. Рельеф. Благовещение. 1260 г.

Рельеф. Благовещение. 1260 г. Рельеф. Благовещение. 1260 г.

Рельеф. Распятие Христа. 1260 г. Рельеф. Распятие Христа. 1260 г.

Рельеф. Страшный суд. 1260 г. Рельеф. Страшный суд. 1260 г.

Рельефы кафедры. Аллегоризм Вся композиция основана на идеальной иерархии, господстве духовных сил — аллегории Рельефы кафедры. Аллегоризм Вся композиция основана на идеальной иерархии, господстве духовных сил — аллегории добродетелей и пророки, над языческими символами и природными силами — львы, откуда прямой путь ведет к божественному откровению, отождествляемому с земной жизнью Христа и приводящему в конечном счете к Страшному суду. В ходе развития этой мысли каждый образ приобретает сложное значение.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г.

Кафедра баптистерия в Пизе. Пять знаменитых рельефов Кафедра баптистерия в Пизе. Пять знаменитых рельефов

Кафедра баптистерия в Пизе. Пять знаменитых рельефов Кафедра баптистерия в Пизе. Пять знаменитых рельефов

Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор. Оттенок духовной озаренности определяет облик Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор. Оттенок духовной озаренности определяет облик стоящих в углах трехлопастных арок аллегорических фигур – в том числе и самой известной из них – аллегории Силы, предстающей в облике обнаженного Геркулеса.

Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор. Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор.

Аллегория Любви. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Несмотря на факт сохранения в данных рельефах Аллегория Любви. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Несмотря на факт сохранения в данных рельефах разновидностей характерных для византийского искусства, общая выдержанность и характер требовательного барельефного стиля говорят об ознаменовании возрождения пластики античности.

Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Угловые фигуры Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Угловые фигуры

Кафедра баптистерия в Пизе в настоящее время Кафедра баптистерия в Пизе в настоящее время

Баптистерий (крещальня) в Пизе Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия Баптистерий (крещальня) в Пизе Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви. Пизано увеличил высоту баптистерия и увенчал его системой из двух куполов: на вершине полусферического купола разместил небольшой в форме усечённого конуса.

Баптистерий в Пизе. Рельефы Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо – Джованни Пизано в Баптистерий в Пизе. Рельефы Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо – Джованни Пизано в 1277 – 1284 годах.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Классическая манера, проявившаяся в данном произведении, не исчезает, а Особенности творческой манеры Никколо Пизано Классическая манера, проявившаяся в данном произведении, не исчезает, а появляется и в других произведениях Пизано, но в более мягкой форме. Примером служит рельеф саркофага св. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора, исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев» . Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. Главная заслуга Пизано состоит в том, что он отказался от византийского веяния в архитектуре в пользу античности.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Возможно, в юности Никколо Пизано испытал влияние классицизирующего позднероманского Особенности творческой манеры Никколо Пизано Возможно, в юности Никколо Пизано испытал влияние классицизирующего позднероманского искусства Южной Италии. Во всяком случае, влияние античности заметно сказывается в его произведениях, в особенности в ранний период творчества. Но в отличие от своих южноитальянских предшественников, Никколо не только подражает античным памятникам, используя отдельные приемы древних мастеров. Значение его искусства состоит в том, что он отходит от средневекового аскетизма, вносит в изображение черты чувственной земной красоты, придает материальность и телесность формам. Отмеченные печатью яркой творческой индивидуальности, его произведения резко выделяются на фоне позднероманской пластики Италии. Никколо Пизано работал в Пизе (1260 г. ), Сиене (1265– 1268 гг. ), Перудже (1278 г. ).

Кафедра собора в Сиене С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего Кафедра собора в Сиене С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. Здесь влияние античности в значительной мере вытеснено воздействием готики. Эта эволюция художника закономерна, но его реформа оказалась преждевременной, его начинания не имели непосредственного продолжения в итальянской скульптуре.

Джованни Пизано (около 1245 -1250 - после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Джованни Пизано (около 1245 -1250 - после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270 -1276 работал, видимо, во Франции, испытал влияние французской готической пластики. Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284 -1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284 -1299) развивалось в русле готики.

Рельеф. Поклонение волхвов. 1265— 68. Мрамор. Рельеф. Поклонение волхвов. 1265— 68. Мрамор.

Рельеф кафедры собора в Сиене Рельеф кафедры собора в Сиене

Апокалипсический Христос (Христос на Страшном суде) Рельеф кафедры собора в Сиене. 1265— 68. Мрамор. Апокалипсический Христос (Христос на Страшном суде) Рельеф кафедры собора в Сиене. 1265— 68. Мрамор. Дуомо, Сиена

Рельеф. Распятие Иисуса. Дж. Пизано Рельеф. Распятие Иисуса. Дж. Пизано

Детали рельефа собора в Сиене Мадонна с младенцем Детали рельефа собора в Сиене Мадонна с младенцем

Детали рельефа собора в Сиене Детали рельефа собора в Сиене

Гробница Св. Доминика. Болонье В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано Гробница Св. Доминика. Болонье В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264 -1267).

Базилика Сан-Доменико В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого Доминика в Базилика Сан-Доменико В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого Доминика в болонской базилике Сан-Доменико. Пизано, безусловно, разработал проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был, вероятно, минимален.

Рака Св. Доминика. Н. Пизано Niccolò dell'Arca. Пьета (Арка ди Сан Доменико) Рака Св. Доминика. Н. Пизано Niccolò dell'Arca. Пьета (Арка ди Сан Доменико)

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано

Гробница кардинала де Брей. Базилика Сан-Доменико. Н. Пизано Гробница кардинала де Брей. Базилика Сан-Доменико. Н. Пизано

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Последней работой мастера Никколо стал Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Последней работой мастера Никколо стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Джованни. Великий Пизано скончался примерно в 1280 году. Его главной заслугой является отказ от византийской традиции в пользу возрождения пластики античного стиля.

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано. 1301 -11. Одним из величайших достижений сына знаменитого Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано. 1301 -11. Одним из величайших достижений сына знаменитого отца Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант. Андреа в Пистойе (1297— 1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев» . Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Фрагмент рельефа. Избиение младенцев. Дж. Пизано Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Фрагмент рельефа. Избиение младенцев. Дж. Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано

Избиение младенцев. 1301. Мрамор. 84 х 102 см. Сант-Андреа, Пистойя Избиение младенцев. 1301. Мрамор. 84 х 102 см. Сант-Андреа, Пистойя

История рождения Иисуса. 1301. Мрамор. 84 х 102 см. Сант-Андреа, Пистойя История рождения Иисуса. 1301. Мрамор. 84 х 102 см. Сант-Андреа, Пистойя

Поклонение волхвов. 1301. Мрамор, 84 х 102 см. Сант-Андреа, Пистойя Поклонение волхвов. 1301. Мрамор, 84 х 102 см. Сант-Андреа, Пистойя

Pulpit (detail). 1301. Marble, height: 89 cm. Sant'Andrea, Pistoia Pulpit (detail). 1301. Marble, height: 89 cm. Sant'Andrea, Pistoia

История рождения Христа. Рельеф кафедры церкви Сант. Андреа в Пистойе. 1301. Мрамор. 84 x История рождения Христа. Рельеф кафедры церкви Сант. Андреа в Пистойе. 1301. Мрамор. 84 x 102 см.

Дж. Пизано. Рождество, деталь рельефа. 1302 -10. Мрамор. Собор в Пизе Дж. Пизано. Рождество, деталь рельефа. 1302 -10. Мрамор. Собор в Пизе

Распятие. 1302 -10. Дж. Пизано. Пиза Распятие. 1302 -10. Дж. Пизано. Пиза

Угловые скульптуры. Мрамор. Дж. Пизано Угловые скульптуры. Мрамор. Дж. Пизано

Стойкость и Благоразумие. Фрагмент кафедры собора в Пизе. 1302— 11. Мрамор. Дж. Пизано Стойкость и Благоразумие. Фрагмент кафедры собора в Пизе. 1302— 11. Мрамор. Дж. Пизано

Исайя (деталь). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Мария Моис (Мириам). 1285 Исайя (деталь). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Мария Моис (Мириам). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Платон. АР. 1280. Камень. Дуомо, Сиена Сибила. 1285 -95. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Аггея. 1285 -95. Мрамор, высота: 61 см. Дуомо, Сиена

Платон. Джованни Пизано Платон. Джованни Пизано

Моисей. Джованни Пизано. 1285— 97 гг. Моисей. Джованни Пизано. 1285— 97 гг.

Мадонна. Дж. Пизано Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его Мадонна. Дж. Пизано Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Скульптуры Мадонны. Джованни Пизано Слева – направо: Мадонна и ребенок. 1305 -06. Мрамор, высота: Скульптуры Мадонны. Джованни Пизано Слева – направо: Мадонна и ребенок. 1305 -06. Мрамор, высота: 129 см. Капелла Скровеньи (Капелла Арена), Падуя Мадонна и ребенок. АР. 1299. Кот. Казначейства, Дуомо, Пиза Мадонна и ребенок. АР. 1280. Мрамор. Кампосанто, Пиза

Последняя работа Дж. Пизано В 1313 г. Джованни начал работу надгробием императрицы Маргариты Люксембургской Последняя работа Дж. Пизано В 1313 г. Джованни начал работу надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Вклад в эпоху Проторенессанса Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, Джованни Вклад в эпоху Проторенессанса Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, Джованни Пизано стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания. Эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам. Эти качества свидетельствуют о его богатой, пылкой натуре, об особенностях его мировосприятия. Творчество Джованни Пизано - редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.