скульптура греции.pptx
- Количество слайдов: 40
СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Содержание Введение Гера Барберини Гера Людовизи Афина и Марсий Дельфийский возничий Гармодий и Аристогитон Дискобол Дорифор Афина Лемния Афина Парфенос Статуя Зевса в Олимпии Диадумен Менада Гермес Бельведерский Апоксиомен Аполлон Сауроктон Аполлон Бельведерский Арес Людовизи Афродита Книдская Гермес Олимпийский с младенцем Дионисом Диана Версальская Ника Самофракийская Венера Милосская Венера Медичи Боргезский борец Раненая амазонка Амазонка Маттеи Амазонка Скьярра Амазонка Сосикла Фарнезский бык
Введение Скульптура Древней Греции в целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип калокагатия сочетание красоты и силы. Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Поскольку на со стязаниях юноши выступали обнаженными, то скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела. Так появились в период греческой архаики скульптурные изображения юношей — куросы, которые долго называли архаиче скими аполлонами. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. Подчер кнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка» , глаза широко открыты. Четкая фронталь ность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что со ставляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов воздвигались на площадях городов. Рельефные изображения исполнялись на надгробных плитах — стелах. Мате риалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, со второй половины VI в. до н. э. — бронза. Камень и глину раскрашивали. Раскраска была условной: борода могла быть синей или зеленой, глаза —красными, но это лишь усиливало общую декоративность.
Если в скульптурном Кора. VI в. до н. э. изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской — проблема задрапиро ванного. Такие фигуры назывались «корами» (по гречески кора — дева). Чаще всего их находят около Афин, так коры обычно изображали жриц богини Афины. Уже в ранних архаических корах видно, как скульптор стремился под их одеждой — хитонами и пеплосом — как можно точнее промоделировать тело. Глаза удли ненные, широко раскрытые, «архаическая улыбка» еле намечена.
Как правило, коры раскрашивались: при розовато красных волосах брови и ресницы могли быть черными, одежда яркая, очень наряд ная. Лица куросов и кор не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности, нежности мы наблюдаем в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики, а в искус стве той эпохи эстетический и этический идеалы сливались. Кора. 530 до н. э.
Гера Барберини Верховная богиня, богиня брака и семьи. Др. греч. «охранительница, госпожа» Одна из 12 Олимпийских божеств, верховная богиня, супруга Зевса. Гера Барберини (5 в. до н. э. ), которая и целому иконографическому типу. Заслуживает внимания просчитанные множественные точки зрения, спокойная поза богини и продуманные драпировки одежд. Мрамор. Римская копия по греческому образцу конца V в. до н. э.
Гера Людовизи Колоссальная мраморная голова, получившая высокую оценку в 18 — 19 вв. (в последнее время она рассматривается как портрет времени ранней Империи(31 г до н. э. — 14 г н. э. )). В своих произведениях Г. изображали А. Корреджо, П. Рубенс, Д. Тьеполо, Н. Пуссен. Юнона Людовизи первоначально принадлежала кардиналу Чези, и лишь затем оказалась в коллекции Людовизи. Винкельман провозгласил ее краеугольным камнем в истории античного искусства, и именно от него пошла трактовка этой головы, как изображения богини Геры, созданного в Греции в V в. до н. э. Ныне большинство исследователей сходится в том, что эта голова часть гигантской статуи, являвшей собой идеализированное изображение Антонии Младшей, матери императора Клавдия, и дочери Марка Антония и Октавии сестры Августа. Гера Людовизи. Скульптура, V в. до н. э
Афина и Марсий МАРСИЙ — в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. Сын Олимпа (или сын Эагра, или сын Гиагнида). Миф о нем изложил Меланиппид. АФИНА в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны. Афина изобрела флейту (правильнее авлос), но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту, за что Афина ударила его. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес приговор в его пользу. Мирон (копия). Афина и Марсий. Оригинал статуи был изготовлен в V в. до н. э. Богиня изображалась роняющей флейту, а Марсий — находящим
По другому рассказу, судили Музы, и Марсий победил, но затем Аполлон стал играть на кифаре и петь, после чего Марсий проиграл состязание. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами. Статуя Афины, входящая в скульптурную композицию Статуя Марсия, входящая в скульптурную композицию
Дельфийский возничий «Дельфийский возничий» — знаменитый оригинал древнегреческой скульптуры. Одна из немногих статуй, которой удалось сохраниться до наших дней, отличный пример античного бронзового изделия. Была обнаружена в Дельфийском святилище Аполлона при раскопках в 1896 г. французскими археологами. Сегодня хранится в Дельфийском археологическом музее. Статую, созданную в 478 — 474 г. до н. э. , воздвигли в Дельфах как ознаменование победы команды колесниц на Пифийских играх. Надпись на известняковой базе скульптуры гласит, что её возвели по повелению Полизалоса, тирана Гелы, греческой колонии на Сицилии, как дар Аполлону, позволившему победить в гонках. Имя создавшего её скульптора не сохранилось (предположительно Сотадес), но стилистический анализ подсказывает, что она была отлита в 478 474 гг. до н. э. Афинах. предположительно Сотадес
Скульптура, выполненная в человеческий рост, изображает возничего колесницы. Изображенный — очень молодой человек, юноша. Как и современные жокеи, возничие колесниц выбирались за свой легкий вес, но вдобавок им следовало быть высокими, поэтому на эту работу часто брали подростков. Стилистически «Возничий» относится к периоду ранней классики. Первоначально «Возничий» являлся частью крупной скульптурной группы, установленной в Дельфах, которая включала колесницу, квадригу коней (или шестерка коней) и двоих грумов. Несколько фрагментов лошадей, колесницы, и рука мальчика слуги были обнаружены рядом со статуей. В первозданном состоянии, вероятно, это была одна из самых впечатляющих статуй своего времени. Чертеж с обломками скульптурной группы возничего
Гармодий и Аристогитон Критий — древнегреческий скульптор аттической школы, один из предшественников Фидия, в сотрудничестве со своим товарищем по искусству, Несиотом, в 476 до н. э. , изваял памятник тираноубийцам Гармодию и Аристогитону, повторение которого учёные видят в двух статуях Неаполитанского музея, отличающихся ещё сухим, жилистым телосложением. Критий (примерно 5 век до н. э. ) – греческий скульптор, живший во времена персидской войны. Наиболее известен как автор скульптур Гармодия и Аристогитона, которые убили тирана Гиппарха. Работы заменяли статуи Антенора, увезенные Ксерксом из Афин, а позже возвращенные. Оригиналы работ исчезли, однако римские репродукции сохранились. Наиболее полные мраморные копии находятся в национальном музее Неаполя. Критий, вероятно ученик Антенора, учредил скульптурную школу в Афинах. Гармодий и Аристогитон. Критий и Несиот. Римская копия бронзовой группы. 476 г. до н. э.
Дискобол — метатель диска «Дискобол» — одна из самых знаменитых статуй античности Дискобол (от англ. Disco Ball) — зеркальный шар, подвешиваемый у потолка в тёмном помещении, который медленно вращается и освещается для получения на окружающих предметах эффекта «звёздного неба» . Изображён краткий перерыв между двумя движениями: замах назад и бросок вперёд. Благодаря этому возникает ощущение напряжения, статуя как бы движется. Если бы скульптор показал атлета в тот момент, когда диск срывается с руки, утрачен был бы смысл статуи. В этом миге между двумя движениями есть особая красота: образ одновременно и подвижен, и спокоен. Можно встать перед дискоболом и не бояться, что диск полетит прямо в тебя. Это впечатление создаётся благодаря равновесию, достигнутому Мироном. Правая рука, в противоположность левой, направлена назад, а лицо Дискобола обращено не вперёд, куда должен устремиться диск, а в обратную сторону. Дискобол. Мирон. ок. 450 до н. э.
Дорифор Греч. — «Копьеносец» — одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450— 440 гг. до н. э. У Дорифора сложная поза, отличная от статичной позы античных куросов. Он — ранний пример классического контрапоста, ведь его создатель Поликлет первый понял, как придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Кроме того, фигура кажется подвижной и оживленной, благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны Дорифор — это не изображение конкретного спортсмена победителя, а иллюстрация канонов мужской фигуры. Иногда эту статую так и называли «Канон Поликлета» , вслед за одноименным теоретическим трактатом его создателя. Дорифор, 450 440 гг. до н. э. реконструкция. Высота: 212 см
Афина Лемния Афина Лемния, Лемносская Афина — бронзовая статуя богини Афины, созданная знаменитым греческим скульптором Фидием в 450— 440 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Согласно Павсанию, скульптура была изготовлена гражданами Афин, жившими на о. Лемнос, с целью преподнесения в дар родному городу, благодаря чему и получила такое прозвание. Вероятно, стояла где то неподалеку от Пропилей. Реконструкция 450— 440 гг. до н. э. Фидий
Афина Парфенос «Афина Парфенос» (др. греч— «Афина Дева» ) — знаменитая древнегреческая скульптура работы Фидия. Время создания — 447— 438 г. до н. э. Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям. Изображение богини Афины, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме, — Парфеноне. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике (золото и слоновая кость). Золото на сумму 40 (или 44) талантов (около тонны) и слоновая кость покрывали деревянный остов статуи высотой в 13 метров. Золото, пошедшее на изготовление Афины, являлось значительной частью национального золотого запаса полиса. Копия. 447 438 гг. до н. э. Фидий
Статуя Зевса в Олимпии Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма Зевса в Олимпии, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом. Статуя изготавливалась по хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 млн долларов. Примерно 435 год до н. э. реконструкция Фидий
Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) Примерно 435 год до н. э. захотел бы встать с трона, то снёс бы реконструкция крышу» . Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.
Диадумен «Диадумен» ( «Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)» ) — знаменитая статуя древнегреческого скульптора Поликлета, созданная ок. 430 г. до н. э. Бронзовый оригинал, вероятно, стоял в святилище — в Олимпии или в Дельфах, там, где регулярно проводились спортивные состязания. Диадумен — это значит «спортсмен победитель» . Он надевает на голову повязку — награду. Повязка была из красной шерсти и прилагалась к победному венку (или короне из листьев). В Олимпии это были оливковые ветви, в Дельфах — лавровые, в Коринфе — сосновые, а в Немее — эту корону сплетали из дикого сельдерея. (На современных Олимпийских играх довольствуется медалями. Хотя, возможно, лента медалей имеет какую то связь с той повязкой). Поликлет Диадумен, ок. 430 г. до н. э. бронза. Высота: 185. 42 см оригинал не сохранился
Менада В состоянии экстаза, в бурном порыве страсти изображена Скопасом Менада. Спутница бога Диониса показана в стремитель ном танце, ее голова запрокинута, волосы упали на плечи, тело изогнуто, представлено в сложном ракурсе, складки короткого хитона подчеркивают бурное движение. Игра светотени усиливает динамику образа. В отличие от скульптуры V в. , Менада Скопаса рассчитана уже на обозрение со всех сторон. Порыв страсти, выражение страдания, даже какого то трагиче ского надлома нарушает гармоничную ясность. Менада воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Не воплощение образа героя, способного уверенно властвовать над своими страстями, а раскрытие необычайной экстатической страсти, охватывающей человека. Танец опьяненной Менады стремителен. Ее голова запрокинута назад, отброшенные со лба волосы тяжелой волной спадают на плечи. Движения резко изогнутых складок короткого разрезанного на боку хитона подчеркивает бурный порыв тела. Середина 4 века до н. э. Скопас
Гермес Бельведерский Меркурий или Гермес Бельведерский — один из шедевров ватиканского Бельведера (музей Пия Климента), которого долгое время принимали за изображение Антиноя и именовали Антиноем Бельведерским. (римская копия оригинала Праксителя 4 в. до н. эры). Найдена под стенами замка Святого Ангела и приобретена Павлом III в 1543 году. В 1543 году папа Павел III приобрёл статую за 1000 дукатов у человека, усадьба которого находилась под стенами замка св. Ангела. Вероятно, именно там она и была обнаружена. В течение XVI и XVII веков слава об этом произведении разнеслась по всей Европе: мраморные копии заказали для себя Карл I Стюарт, Людовик XIV и Пётр I. Пуссен видел в нём идеал классических пропорций, а Винкельман (принимавший статую за изображение Мелеагра) особенно восхищался проработкой лица. Со времён Эннио Квирино Висконти считается доказанным, что скульптура изображает бога Гермеса. Идеализированное лицо, перекинутая через плечо хламида и расслабленный контрапост римская копия оригинала указывают на то, что оригиналом для этой копии Адрианова правления могла служить утраченная Праксителя 4 в. до н. эры работа Праксителя наподобие «Гермеса и Диониса» .
Апоксиомен Традиционная для древнегреческой скульптуры фигура атлета, скребком (стригилем) счищающего с себя песок после состязаний. Бронзовый оригинал Лисиппа, по описанию Плиния Старшего, был установлен Марком Агриппой в римских термах, но позднее Тиберий велел перенести его к себе в спальню. Оригиналы Лисиппа и Поликлета утрачены, но сохранились копии. Самая знаменитая статуя такого типа. Римское повторение из мрамора находится в Музее Пио Клементино Ватиканского дворца в Риме. "Апоксиомен" Лисиппа, в отличие от классических шедевров "строгого стиля" V в. до н. э, демонстрирует свободное, но неустойчивое положение фигуры (как бы "переминающейся с ноги на ногу"), характерное для искусства периода эллинизма (356— 323 до н. э. ). Движение рук и неудачная, непластичная постановка опорной ноги создают беспокойную дробность, разрушают Вторая половина IV в. до н. э целостность силуэта Копия Лисипп
Аполлон Сауроктон «Аполлон, убивающий ящерицу» (Сауроктон) — выставленная в Лувре мраморная фигура нагого юноши рядом с деревом, по которому ползёт ящерица. Изготовлена в первые столетия Римской империи с утраченного бронзового оригинала, который Плиний Старший приписывает Праксителю. Ящерица, по видимому, символизирует Пифона. Со времён Шипионе Боргезе и до покупки собрания Боргезе императором Наполеоном в 1807 году статуя служила одним из «гвоздей» виллы Боргезе в Риме. В настоящее время известны ещё две статуи «савроктонов» , из которых одна — в музее Пия Климента, а вторая — в Художественном музее Кливленда. Мрамор. ок. 350 г. до н. э. Пракситель
Аполлон Бельведерский Аполло н Бельведе рский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330— 320 до н. э. ) Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны), брата близнеца Артемиды, в образе молодого прекрасного юноши, стреляющего из лука. Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э. , во времена поздней классики, не сохранилась. По поводу датировки мраморной римской копии мнения исследователей существенно расходятся. Существует другая реплика прославленной статуи — голова Аполлона, т. н. голова Штайнхайзера (Базель, Швейцария). ок. 330— 320 до н. э. Мрамор. Высота: 2, 24 м
Мраморная статуя была найдена между 1484 и 1492 гг. на вилле Нерона в Антии близ Рима (совр. Анцио, Италия). В правление Папы Римского Юлия II, в 1506, статуя Аполлона была установлена в антикварии, построенном архитектором Д. Браманте в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название. Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал, он был дополнен в мраморном повторении копиистом. Однако статуя была найдена с отбитыми руками. В 1550 х годах итальянский скульптор Дж. Монторсоли, ученик Микеланджело, дополнил обе руки. реконструкция
Арес Людовизи — мраморная статуя юного безбородого бога войны с играющим у его ног Амуром, найденная на месте храма этого божества на Марсовом поле при строительных работах в 1622 году. Это копия с оригинала греческого мастера (возможно Скопаса); датируется 2 пол. 4 в. до н. э Кардинал Лодовико Людовизи (племянник папы Григория XV), будучи известным ценителем древностей, заполучил Ареса в своё собрание на вилле Людовизи. Правая нога фигуры была восстановлена под надзором самого Бернини. В XVII—XVIII вв. Арес был объектом особых восторгов ценителей искусства; Винкельман ставил его выше всех сохранившихся статуй древнего бога войны. В 1901 году, когда художественное собрание Людовизи пошло с молотка, Арес был приобретён итальянским государством. Ныне установлен в палаццо Альтемпс 2 пол. 4 в. до н. э Вероятно Скопас
Афродита Книдская Афродита Книдская (греч. ) (350— 330 гг. до н. э. ) — одна из наиболее знаменитых работ Праксителя, самое прославленное изображение этой богини во времена античности. Оригинал статуи Афродиты Книдской, к сожалению, не сохранился. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры. Статуя не сохранилась, существуют повторы и копии. Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве. Как рассказывает Плиний, статую Афродиты для местного святилища заказали жители острова Кос. Пракситель выполнил два варианта: богиню голую и богиню одетую. За обе статуи Пракситель назначил одинаковую плату. Заказчики не рискнули и выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и Пракситель описаний не сохранилось, и она канула в небытие. Афродита Книдская, 350— 330 гг. до н. э.
А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд, что благоприятствовало развитию города: в Книд стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон. Статуя изображает полностью обнажённую женщину, прикрывающую лоно правой рукой. Это относит её к категории Venus Pudica (Венера Стыдливая), куда также входит так же и Медичейская Венера. Богиня держит в руках ткань, складки которой спускаются на кувшин (с точки зрения конструкции это становится еще одной дополнительной опорой). Высота скульптуры составляла 2 метра, материал — паросский мрамор (Пракситель не любил бронзу). Афродита изображена без одежды, так как готовится купаться — принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой каждый день она возвращала себе девственность. Афродита Браски, тип Афродиты Книдской. I в. до н. э. Глиптотека.
Гермес Олимпийский с младенцем Дионисом «Гермес с младенцем Дионисом» или «Гермес Олимпийский» — эллинистическая статуя из паросского мрамора, обнаруженная Эрнстом Курцием в 1877 году при раскопках храма Геры в Олимпии. Высота фигуры Гермеса — 212 см, с пьедесталом — 370 см. На основании известия Павсания о том, что в храме Геры стояла фигура Гермеса работы Праксителя, её зачастую приписывают этому великому скульптуру античности. Даже если допустить авторство Праксителя, статуя в древности не относилась к числу знаменитых, ибо копии её неизвестны (хотя дальнейшую эволюцию того же типа, возможно, представляет «Гермес Бельведерский» ). Статуя находится в собрании Археологического музея Олимпии. Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены; на волосах Гермеса сохранились следы киноварного покрытия. Оригинал работы Праксителя (ок. 340 330).
Диана Версальская Диана Версальская или Диана охотница — мраморная статуя I или II вв. до н. э, возможно, Леохара. Артемида одета в дорийский хитон и гиматий. Правой рукой она готовится извлечь из колчана стрелу, левая покоится на голове сопровождающего её оленёнка. Голова повёрнута вправо, в сторону вероятной добычи. Скульптуры такого типа известны археологам по раскопкам в Лептис Магне и Анталье. Статуя была подарена папой Павлом IV королю Генриху II с намёком на его метрессу, Диану де Пуатье, и установлена королём в саду Фонтенбло. Генрих IV велел перевезти статую в «галерею древностей» Лувра; в Фонтенбло её заменила маньеристская копия. Ещё одну копию Людовик XIII отослал английскому королю в Виндзорский замок. Людовик XIV перенёс «Диану» — как лучшее произведение античной скульптуры во Франции — в новопостроенный Версальский дворец. Придворный ваятель Гийом Кусту сделал с неё копию для дворца Марли. В 1798 году скульптура вернулась в Лувр, где и находится по сей день. I или II вв. до н. э. Возможно Леохар
Ника Самофракийская На острове Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике в честь победы родосского флота над врагами. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море. Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают ей нечто титаническое, неудержимо стремитель ное, страстное, создают победный, ликующий, торжественный образ. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. В настоящее время находится в Лувре. Ника Самофракийская, ок. 190 до н. э. Мрамор. Высота: 3, 28 м
Венера Милосская Статуя Афродиты с острова Мелос (вероятно скульптор Агесандр Антиохийский; ок. 120 г. до н. э. ), известная более в римском названии как Венера Милосская. Знаменитая древнегреческая скульптура, созданная примерно в середине второго века до нашей эры, была найдена на острове Мелос в 1820 году французским моряком, решившим поискать на берегу древности на продажу. Руки тогда были в целости и сохранности, но были утрачены в момент конфликта между французами (нашедшими) и турками (владельцами острова). В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчерки валось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Мелос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики. ок. 120 г. до н. э
Венера Медичи Венера Медицейская — изваянная в натуральную величину в I веке до н. э. мраморная копия утраченного греческого оригинала, близкого к Афродите Книдской. Богиня любви изображена в мимолётной позе испуга при появлении из морской воды. Особенность статуи в том, что у ног Венеры изображён (в качестве дополнительной опоры) дельфин. В XVII веке Венера находилась в папском собрании и вызывала восторги всех гостей Вечного города. В 1677 году её приобрели для своего собрания Медичи; с тех пор она носит их имя и хранится в Уффици. При наступлении французов в 1803 году сокровище вывезли для укрытия в Неаполь; тем не менее она была перехвачена и до 1815 года украшала собой Лувр. Венера Медичи, I в. до н. э.
Боргезский борец Боргезский борец — эллинистическая мраморная статуя воина с мечом, изготовленная в Эфесе около 1 в. до н. э. На пьедестале автором её назван Агасий, сын Досифея — ваятель, по другим источникам неизвестный. Статуя была обнаружена при раскопках приморского дворца Нерона в Анцьо Неттуно и поступила в собрание Шипионе Боргезе на вилле в Пинчо. При реставрации сюжет был ошибочно истолкован как изображение гладиатора; более вероятно, что это Ахилл, сражающийся с амазонками. В XVIII веке слава «Гладиатора» была такова, что трудно назвать аристократическое поместье (особенно в Англии), где не стояло бы его копии. Со времён Рубенса его динамичная поза несметное число раз воспроизводилась художниками и ваятелями. По просьбе Наполеона его зять Камилло Боргезе в 1807 году продал ему собрание антиков; с тех пор «Гладиатор» экспонируется в Лувре. Боргезский борец, ок. 1 в. до н. э. Мрамор. Высота: 199 см
Раненая амазонка «Раненая амазонка» — название типа древнегреческих статуй, изображающих раненых амазонок Плиний Старший в «Естественной Истории» свидетельствует о существовании пяти бронзовых статуй, изображающих раненых амазонок, в храме Артемиды Эфесской. Он объясняет это собрание скульптур на одну и ту же тему в одном и том же месте историей конкурса, который состоялся в V в. до н. э. Участвовали, по рассказу историка, скульпторы: Поликлет Фидий Кресил Кидон Фрадмон Самые знаменитые из этих мастеров встретились в испытании своего умения в «Амазонках» , которых они, надлежащим образом сделали. Затем эти статуи были помещены в храм Дианы Эфесской, и было решено, что решение — каковая статуя самая лучшая, будет оставлено на суд самих художников. Соответственно, первое место было у Поликлета, Амазонка сосикла II век н. э. второе — у Фидия, третье — у Кресилая, четвертое — у Кидона, и пятое — у Фрадмона.
Амазонка Маттеи Тип «Амазонки Маттеи» «Амазонка Маттеи» , высотой 2, 11 м, созданная в эпоху Августа 23 сентября 63 года до н. э. , Рим — 19 августа 14 года, Нола , является римской копией с греческого оригинала Фидия. Она была найдена в 1770 г. и попала в коллекцию семьи Маттеи, в настоящий момент находится в Ватиканских музеях. Амазонка стоит, опустив глаза вниз, её правая рука поднята над головой перед лицом, а левая опущена и придерживает колчан. Голова, руки и левая плечо этого экземпляра — результат реставрации. Поднятая рука могла придерживать утраченный лук. Ок. 63 год до н. э. — 14 год н. э Копия
Амазонка Скьярра Тип «Амазонки Скьярра» «Амазонка Скьярра» , высотой 1, 94 м, относится к эпохи Тиберия 42 год до н. э. — 37 год н. э. . Она является римской копией с греческого оригинала либо Поликлета, либо Кресила. Данную скульптуру обнаружили в Риме, в 1868 году в садах Саллюстия. В данный момент она находится в Карлсбергской Глиптотеке в Копенгагене. Левая рука амазонки покоится на колонне подставке, её правая рука поднята над головой так, чтобы ладонь была позади. Лицо женщины склоняется в сторону. Нос, часть правой руки, левая рука над локтем, обе кисти, правая стопа и лодыжка — результат реставрации. Дошли до наших дней только три амазонка. Ок. 42 год до н. э. — 37 год н. э Копия
Амазонка Сосикла «Амазонка Сосикла» Этот тип известен благодаря скульптуре высотой 2, 02 м, относящейся ко II в. н. э. , копии, подписанной именем «Сосикл» . Она, как и предыдущая, сделана по оригиналу либо Поликлета, либо Кресила. Данный памятник был обнаружен в 1733 г. , попал в коллекцию кардинала Альбани, и в настоящий момент находится в Капитолийских музеях. Амазонка держит левую руку перед грудью, а правая, с открытой ладонью, поднята. Она глядит вниз. Реставрации подлежали нос, нижняя губа, левое предплечье и рука с драпировкой. Также существуют относящиеся к этому типу и более ранние, чем работа Сосикла бюст (герма) и бронзовые статуэтки. II в. н. э. Сосикл
Фарнезский бык Фарнезский бык — знаменитая мраморная скульптурная группа, изображающая казнь Дирки (или Дирцеи) братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирку к рогам разъяренного быка, растерзавшего её. Создана греческими скульпторами Аполлонием Тралесским и его братом Тавриском. (1 в. до н. э. ) Скульптура была обнаружена в 1546 году в термах Каракаллы и была реставрирована под наблюдением Микеланджело. Плодами этой реставрации являются голова быка, вся Антиопа, кроме ног, верхняя часть Дирцеи и большая часть фигур, представляющих сыновей Антиопы. Дополненная копия скульптуры, вошедшая в историю как «Фарнезский бык» , первоначально находилась на острове Родос, а затем была перевезена в Рим, где хранилась на вилле Фарнезе. В настоящее время — в Археологическом музее Неаполя. Римская копия Аполлонией Тралесский и Тавриск. (1 в. до н. э. )
Спасибо за внимание!
скульптура греции.pptx