Скульптура 18 века в России - В начале XVIII в. Петр I привез в Россию первые образцы западноевропейской скульптуры, пригласил иностранных ваятелей украшать парки и дворцы. Для обучения российских мастеров была открыта Академия Художеств. Ее выпускник Федот Иванович Шубин (17401805 гг. ) стал одним из первых русский скульпторовпортретистов. - Он создал целую галерею портретных бюстов известных вельмож, военачальников, общественных деятелей екатерининской эпохи. Шубин умел заглянуть в душу человека, с редкой естественностью и правдивостью передать его сложный характер, за светской маской разглядеть внутренний мир.
Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос - каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Интерес к "героической античности" влияет и на выбор богов и героев: на смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского эпоса. Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском идеально прекрасное, гармонически ясное, совершенное начало
Федот Иванович Шубин ( 28 мая 1740 г. - 24 мая 1805 г. ) Приехал учиться в Петербург и закончил Академию художеств по классу Жилле с большой золотой медалью. После этого учился в Париже (1767— 1770) и Риме (1770— 1772). В 1774 году ему присвоено звание академика. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили адъюнкт-профессором с жалованием по штату. Умер Ф. И. Шубин 12 мая (24 мая по новому стилю) 1805 года в Петербурге, не дожив нескольких дней до своего 65 -летия.
Екатерина 2 законодательница 1789— 1790 Екатерина 2
Бюст князя А. М. Голицына. 1774 Бюст Ломоносова 1792
бюст Павла 1 1800 Шубин бюст Чулкова 1792
Фёдор Гордеевич Гордеев (1744— 23 января 1810) Художественное образование получил в петербургской Академии Художеств (1759— 1767). Ученик Н. Ф. Жилле. Продолжил образование в Париже у Ж. Б. Лемуана и в Риме (1767— 1772). В 1776 стал академиком, в 1782 — профессором, в 1802 — ректором Академии Художеств. Раннее творчество Гордеева отмечено склонностью к драматичности композиций, следованию стилю барокко и выраженной экспрессией в технике. В поздних работах прослеживается поворот к классицизму, им свойственны простота, сдержанность и определённость. Гордеевым созданы рельефы для фасадов и интерьеров Останкинского дворца в Москве, 1794— 98; для фасадов Казанского собора в Петербурге, 1804— 07; мраморные надгробия. Под руководством Гордеева были отлиты бронзовые статуи для фонтанов Петергофа, а также установлен памятник Петру I работы Э. М. Фальконе и А. В. Суворову работы М. И. Козловского в Петербурге.
Прометей 1769
Голгофа Щит с фигурами Слав. Барельеф пьедестала памятнику А. В. Суворову 1799 -1801
Михаи л Ива нович Козло вский (26 октября 1753 — 18 сентября 1802) Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание в Санкт-Петербургской Академии художеств, в которой его ближайшими наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. По окончании курса в 1772 году, став пенсионером академии, был отправлен в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год). Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с Ганимедом» , вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 году возведён в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 года до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии.
Бдение Александра Македонского. Вторая половина 1780 -х. Гименей. 1796
Минерва и Гений художеств. 1796 Памятник А. В. Суворову в Санкт. Петербурге. 1799 -1801
Феодо сий Федорович Щедри н (1751— 1825) Родился в семье солдата лейб-гвардии Преображенского полка, в 1764 году принят в число казенных воспитанников при Академии художеств. Обучался скульптуре у француза Никола Жилле (1708— 1791). За время обучения получил ряд отличий. В 1769 году получил вторую серебряную медаль, в 1770 году — малую золотую за барельеф «Посягательство Рогнеды на жизнь Владимира» , в 1771 году — первую серебряную за рисунки с натуры. В 1772 году он получает большую золотую медаль за барельеф «Изяслава Мстиславйча, уязвленного, хотели убить любимые его воины, не знавши» , выполненную в стиле русского барокко. В 1773 году, как пенсионер Академии художеств, был командирован для продолжения обучения за границу. течение года пробыл в Италии, сначала во Флоренции, затем в Риме, где им была выполнена статуя «Аполлон, вынимающий стрелу из колчана» . В 1775 году по приказу Академии художеств, для продолжения образования, переехал в Париж, где и пробыл более десяти лет. Занятия скульптурой, весьма успешные, проводились под руководством Габриеля Аллегрена. На втором году обучения, в 1776 году, получил за статую «Марсия» от парижской Академии вторую золотую медаль. По просьбе Аллегрена командировка ему было продлена.
Вернувшись в Петербург в 1789 году, он занял место профессора скульптуры в Академии художеств. В 1794 году им выполнена значительное произведение «Венера, вышедшая из воды» , приобретенная в 1797 году Павлом I за 7000 руб. В 1794 году признан профессором, а через год членом совета Академии, в 1803 году стал адъюнкт-профессором. В 1818 году получил звание ректора. Щедриным выполнены ряд работ общественного назначения. Фигуры «Сирены» (1800 -05) и «Реки» для Самсоновской террасы Петергофского сада, фигуры для Биржи, Адмиралтейства (совместно с И. И. Теребенёвым, архитекторы И. К. Коробов и А. Д. Захаров), в том числе «Кариатиды» (1812— 1813); для Казанского собора, в том числе огромный горельеф: «Христос, ведомый к месту распятия» (1807). Выполнен ряд бюстов и отдельных скульптур: «Спящий Эндимион» , бронза, 1779, «Фавн с Вакханкой» , «Диана» , «Венера» (1792), «Нарцисс» , бюст А. Н. Нартова, мрамор, 1811. В форме медальерной пластики выполняет в 1811 году медаль «В честь открытия Полтавского монумента» .
Диана. 1798 Нимфы, поддерживающие небесную сферу. 1812 -13
Венера. 1792
Иван Прокофьевич Прокофьев (24 января 1758, Петербург — 10 февраля 1828) В 1771 году из воспитательного училища при Академии художеств перешёл в скульптурный класс, руководимый Жилле. В 1771— 1776 годах учился в АХ Н. Ф. Жилле. В 1776 году Прокофьева перевели в класс «исторической скульптуры» , где преподавал Ф. Г. Гордеев. В 1779 году его выпустили из Академии и отправили в качестве пенсионера в Париж для дальнейшего совершенствования. Пенсионер петербургской АХ в Париже (1779— 1784), где работал под руководством П. Жюльена. В начале 1784 года Прокофьев уехал в Россию. По дороге он останавливался в Берлине и Штеттине. Работая в Прусской академии, он выполнил несколько частных заказов на портреты. В Петербурге Прокофьев оказался летом 1784 года. Преподавал в петербургской АХ (1784— 1828, с 1785 — академик).
Волхов и Нева. 1801 Актеон, преследуемый собаками. 1784
Тритоны. Фонтан Петергофа. 1800 Морфей 1782
Ива н Петро вич Ма ртос (1754— 5 апреля 1835) Был принят в воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г. , окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт-Петербург. в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I[1] и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.
И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. «Нижегородские граждане» . Барельеф на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза. 1804— 18
Надгробие А. П. Кожуховой. Конец 1820 -х гг Надгробие Е. И. Гагариной. Бронза. 1803