Скачать презентацию Скрытая и явная музыка символизма в архитектуре живописи Скачать презентацию Скрытая и явная музыка символизма в архитектуре живописи

Символизм в живописи Творчество Врубеля.pptx

  • Количество слайдов: 39

Скрытая и явная музыка символизма в архитектуре, живописи, скульптуре «Символ есть связь между двумя Скрытая и явная музыка символизма в архитектуре, живописи, скульптуре «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире» . Философ Н. А. Бердяев

Происхождение термина СИМВОЛИЗМ Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ. • СИМВОЛИЗМ – это Происхождение термина СИМВОЛИЗМ Греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ. • СИМВОЛИЗМ – это художественное направление рубежа XIX-XX вв. , охватывающее такие сферы искусства, как: живопись, литература, музыка и т. д. Символизм провозгласил своей основой идею двойственности мира. • «Дух Луны» Артур Лорейро

Официальная дата рождения символизма 1886 год: Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма» • Жан Мореас Официальная дата рождения символизма 1886 год: Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма» • Жан Мореас (настоящее имя Иоа ннес А. Пападиаманто пулос), греч. Ιωάννης Α. Παπαδιαμαντόπουλος; (15. 04. 1856 — 30. 03. 1910), французский поэт. Автор поэтических сборников «Сирты» «Кантилены» , семь книг «Стансов»

Для чего создан символизм? • Чтобы вывести искусство из тяжелейшего кризиса • Девиз символизма: Для чего создан символизм? • Чтобы вывести искусство из тяжелейшего кризиса • Девиз символизма: «Все проходящее есть только символ» И. -В. Гёте • Характерные черты: Попытка Яцек Мальчевский Vicious circle. 1897 познать запредельную суть мира, отсюда – интерес к мистическому, символическому

Общее в символизме и романтизме: • обращение к миру чувственной интуиции, • поиски идеи Общее в символизме и романтизме: • обращение к миру чувственной интуиции, • поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, • воспроизведение таинственных картин далёкого прошлого (в первую очередь Античности и Средневековья) • стремление к духовной свободе, • трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф сомнения в духовных ценностях. Хьюго Симберг

Из «Манифеста символизма» газета «Фигаро» 1886 • Художественные принципы символизма Расшифровывать скрытые значения вещей Из «Манифеста символизма» газета «Фигаро» 1886 • Художественные принципы символизма Расшифровывать скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т. е. «объективировать субъективное» , Выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым. • Жан Мореас

 «Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, «Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, истинный смысл» • • • Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. . . В. Я. Брюсов

Бюссьер Гастон Бюссьер Гастон

Особенности символизма рубежа XIX-XX веков: • Впервые были теоретически обоснованы его характерные черты; • Особенности символизма рубежа XIX-XX веков: • Впервые были теоретически обоснованы его характерные черты; • Дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства: • Живопись , Прикладное искусство, Архитектура, Балет, Опера, Литература, Музыка, Театр

Михаил Александрович Врубель (1856 -1910) Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех Михаил Александрович Врубель (1856 -1910) Русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. • «Пролог» - ранние годы учения и выбора призвания. • Акт первый — 1880 -е годы, пребывание в Академии художеств и переезд в Киев, занятия византийским искусством и церковной живописью. • Акт второй — московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. • Акт третий: 1903— 1906 годы, связанные с душевной болезнью, постепенно подтачивавшей физические и интеллектуальные силы живописца. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически

Путь исканий художника Врубеля • В 1880— 1890 -е годы творческие искания Врубеля не Путь исканий художника Врубеля • В 1880— 1890 -е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства, однако его постоянным заказчиком сделался С. И. Мамонтов. • «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства» , его работы стали постоянно выставлять на экспозициях «мир искусников» и «дягилевских ретроспективах» , и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения его художественной деятельности.

Михаил Александрович Врубель – самый выдающийся представитель символизма в русском изобразительном искусстве • «Эпоха Михаил Александрович Врубель – самый выдающийся представитель символизма в русском изобразительном искусстве • «Эпоха узнавала себя в его произведениях, он сам был «нашей эпохой» К. С. Петров-Водкин • Врубель был художником, который попытался за реальной действительностью разглядеть другую, более важную внутреннюю реальность и выразить её языком живописи. Он выразил своё кредо в словах: «Написать натуру нельзя и не нужно, должно поймать ее красоту» . Он создал новую реальность — прекрасный и трагический мир, способный к развитию, движению и превращениям.

Фрески М. А. Врубеля Кирилловская церковь (Киев) Фрески М. А. Врубеля Кирилловская церковь (Киев)

Демон поверженный Демон поверженный

Демон сидящий • «Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката Демон сидящий • «Полуобнажённая, крылатая, молодая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колени, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протяги-ваются ветви, гнущиеся под цветами» . М. А. Врубель

Врубель-портретист • «. . . Портрет тоже можно написать не в реальном, а в Врубель-портретист • «. . . Портрет тоже можно написать не в реальном, а в фантастическом плане, всегда начинай с какого-нибудь куска, который напишешь вполне реально. В портрете это может быть перстень на пальце, окурок, пуговица, какая-нибудь малозаметная деталь, но она должна быть сделана во всех мелочах, строго с натуры. Это как камертон для хорошего пения — без такого куска вся твоя фантазия будет пресная и задуманная вещь — совсем не фантастическая» . М. А. Врубель Портрет Н. Забелы-Врубель 1905

Портрет сына Портрет сына

Гадалка • Портрет Саввы Ивановича Мамонтова Гадалка • Портрет Саввы Ивановича Мамонтова

Шестикрылый серафим (1905) Шестикрылый серафим (1905)

Муза (1896) Муза (1896)

Пророк. 1898 г. • • Богатырь. 1898 г. Микула Селянинович. 1896 г. Снегурочка. 1890 Пророк. 1898 г. • • Богатырь. 1898 г. Микула Селянинович. 1896 г. Снегурочка. 1890 г. Царевна Волхова. 1898 г.

 «Живописная манера Врубеля. . . позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и «Живописная манера Врубеля. . . позволяла усложнять формы, обогащать оттенки, окутывать фигуры и предметы волшебной дымкой, придающей каждому изображению преображающие его свойства. . . Он был великим мастером видеть в простом и однозначном бесконечно сложное и бесконечно многообразное тайное содержание» (A. M. Кантор). • Интересно, что Врубель был не только живописцем. Замечательны и его майолики…

Майолики на фасаде гостиницы «Метрополь» , на Охотном Ряду, в Москве Майолики на фасаде гостиницы «Метрополь» , на Охотном Ряду, в Москве

Тема природы в творчестве М. А. Врубеля • Напутствуя молодых художников, он говорил: «Человек Тема природы в творчестве М. А. Врубеля • Напутствуя молодых художников, он говорил: «Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. Берите всё оттуда» . • Сирень. 1900 г.

К ночи К ночи

Кувшинки Кувшинки

Значительная часть работ М. А. Врубеля хранится в Государственной Третьяковской галерее Значительная часть работ М. А. Врубеля хранится в Государственной Третьяковской галерее

Врубель в Москве М. А. Врубель бывал в нашем районе. На перекрестке улицы 8 Врубель в Москве М. А. Врубель бывал в нашем районе. На перекрестке улицы 8 Марта и Старого Петровского-Разумовского проезда (но это современные названия) в начале ХХ века располагалась частная психиатрическая лечебница доктора Усольцева. Ограда больницы создана великим архитектором стиля Модерн О. Шехтелем по рисункам Врубеля, который здесь лечился.

 • • П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912 г. П. Уткин. Ночь. Ветер. • • П. Кузнецов. Мираж в степи. 1912 г. П. Уткин. Ночь. Ветер. 1904 г. Объединение художников "Голубая роза" Состав объединения : П. Кузнецов, П. Уткин, Н. Сапунов, М. Сарьян, С. Судейкин, Н. Крымов, А. Арапов, А. Фонвизин, Н. и В. Милиоти, Н. Феофилактов, В. Дриттенпрейс, И. Кнабе, скульпторы А. Матвеев и П. Бромирский. • В. Милиоти. Девушка в парке • А. Матвеев. Сидящий мальчик. 1909 г. • «Голубая роза» – поиск нереальной, фантастической мечты о красоте

 • В. Э. Борисов-Мусатов (1870 -1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений • В. Э. Борисов-Мусатов (1870 -1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд» . • Крупнейший мастер эпохи русского серебряного века. Живописец – станковист, график. Создатель символических композиций, пейзажей и портретов, эскизов декоративных панно, мастер художественной постановочной фотографии. • Автопортрет. 1904 -1905 гг.

 • Шедевры художественного наследия В. Э. Борисова-Мусатова «Водоем» , «Призраки» , «Изумрудное ожерелье» • Шедевры художественного наследия В. Э. Борисова-Мусатова «Водоем» , «Призраки» , «Изумрудное ожерелье» . • Водоем. 1902 г.

 • Изумрудное ожерелье. 1903 -1904 гг. • Произведения В. Э. Борисова-Мусатова отличаются глубокой • Изумрудное ожерелье. 1903 -1904 гг. • Произведения В. Э. Борисова-Мусатова отличаются глубокой продуманностью при внешней «немногословности» и кажущейся простоте композиционных решений. • Художник прибегает к эффекту «входа» в картину и «выхода» из нее.

 • Призраки. 1903 г. • Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. • Призраки. 1903 г. • Одно из необычных качеств живописи Борисова-Мусатова – музыкальность. Это ощущение возникает потому, что художник выстраивает все выразительные средства на основе их внутренних сцеплений подобно тому, как звуки, сливаясь друг с другом, превращаются в мелодию. • В работе «Призраки» все окутано вуалью печали, все обращено в невыразимые словами переживания человека

 • Осенняя песня. 1905 г. • Этюд. Венки васильков. 1905 г. • Реквием. • Осенняя песня. 1905 г. • Этюд. Венки васильков. 1905 г. • Реквием. 1905 г.

 • Большое влияние живописная система Борисова-Мусатова оказала на будущих авангардистов. • Н. С. • Большое влияние живописная система Борисова-Мусатова оказала на будущих авангардистов. • Н. С. Гончарова. Косари. 1911 г. • М. Ларионов. Девушка у парикмахера. 1920 г. • В. В. Кандинский. Дамы в кринолинах. 1909 г.

 • • Летящий Демон поверженный. Демон сидящий. Можно ли утверждать, что художник запечатлел • • Летящий Демон поверженный. Демон сидящий. Можно ли утверждать, что художник запечатлел Демона таким, каким увидел его Лермонтов?

Гиперссылка • https: //youtu. be/q. FKb. Ks 9 P 090 Гиперссылка • https: //youtu. be/q. FKb. Ks 9 P 090