Скачать презентацию Склад и фактура В музыкальной теории используется понятие Скачать презентацию Склад и фактура В музыкальной теории используется понятие

Основы_аранжировки.ppt

  • Количество слайдов: 14

Склад и фактура В музыкальной теории используется понятие «Склад» . Как правило, выделяется 3 Склад и фактура В музыкальной теории используется понятие «Склад» . Как правило, выделяется 3 склада: - монодический, - полифонический, - гармонический (или гомофонно-гармонический). Важно всегда отличать склад от типа фактуры. Например, сочинение монодического склада — не то же самое, что одноголосное (монофоническая фактура), которое вполне может быть сочинением гармонического склада. Другой пример: часто встречающееся использование подголосочной полифонии (полифоническая фактура) в рамках того же гармонического склада. Каждый склад характеризуется определенным пониманием «устойчивости» и «неустойчивости» , соотношением «тональности» и «модальности» , определенными принципами музыкального развития и, технически, характерным типом фактуры.

Монодия — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие — вокальное или инструментальное, Монодия — музыкальный склад, главным фактурным признаком которого является одноголосие — вокальное или инструментальное, в многоголосной форме — с дублированием в октаву или унисон. В отличие от одноголосно исполняемых (монофоническая фактура) новоевропейских мелодий, так или иначе обрисовывающих или подразумевающих тональные функции, произведения монодического склада не подразумевают никакой гармонизации — закономерности их звуковысотной структуры объясняются, как правило, с позиций «модальности» (опора на звукоряды в отличие от опоры на тонику). Таким образом, монодические сочинения — не то же самое, что одноголосные. Монодический склад предполагает только «горизонтальное измерение» без каких бы то ни было «вертикальных» отношений. Знаменный распев Григорианский хорал Таджикский, арабский маком Индийская рага Словом «монодия» , по аналогии с античной монодией иногда называют сольное пение с инструментальным сопровождением (как правило, ограниченным цифрованным басом), то есть экземпляры гомофонно-гармонического склада, которые наблюдаются в итальянской и немецкой музыке раннего барокко (приблизительно между 1600 и 1640 годами) — арии, мадригалы, мотеты, песни и т. п.

Полифония — склад, который характеризуется одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодических голосов. Полифония — склад, который характеризуется одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких равноправных мелодических голосов. В полифонической музыкальной ткани голоса обнаруживают тенденцию к функциональному равноправию, но могут быть и разнофункциональными. Полифонию разделяют на виды: • Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты (это совпадает с понятием гетерофония). Гетерофония — тип полифонии, при котором одна и та же мелодия исполняется двумя и более голосами с небольшими расхождениями. Этот древний тип многоголосия характерен для музыкального фольклора самых разных культур. • Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе, а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений, называется каноном. Вершиной имитационной полифонии считается фуга (Моцарт Kyrie Eleison). • Контрастная полифония (или полимелодизм), при которой одновременно звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке. Характерна для сценической или программной музыки с использованием лейтмотивов.

Гармонический склад. Гомофония Гармонический склад характеризуется наличием гармонического движения, имеющего собственную выразительную функцию и Гармонический склад. Гомофония Гармонический склад характеризуется наличием гармонического движения, имеющего собственную выразительную функцию и самостоятельного по отношению к мелодическому голосу (голосам). Под это определение подпадает и значительная часть полифонической музыки, поэтому часто используется понятие "гомофонно-гармонический склад". Для гомофонно-гармонического склада характерно разделение на мелодический голос (или голоса) и аккомпанемент, в котором, в свою очередь, можно выделить бас и элементы фактуры. В этом случае аккомпанемент становится носителем гармонического движения.

Фактура Термин Фактура Термин "Фактура" используется как: • понятие, объединяющее все элементы музыкальной ткани - тогда говорят монодической, полифонической и гомофонно-гармонической фактуре. • один из элементов музыкальной ткани гомофонно-гармонического склада, наряду с мелодией и басом. В этом случае можно сказать, что фактура - это ритмически организованная гармоническая основа композиции. Простейшим примером является аккордовая фактура, иногда даже выделяют «аккордовый склад» из «гомофонно-гармонического» . (начало увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского) В гомофонно-гармонической фактуре рисунки мелодии, баса и дополняющих голосов чётко разделены. (начало ноктюрна c-moll Шопена) Довольно часто в музыке гармонического склада используется полифония, в т. ч. строгая (Иоганн Пахельбель, Канон ре мажор): В популярной музыке используется практически только гармонический склад, как наиболее привычный и понятный современному слушателю. Однако, при этом широко используются различные виды полифонической фактуры и экзотические элементы, которые в оригинальном виде являются монодическими (григорианский хорал, фольклор). Gregorian Sting - Desert Rose Cleo Laine & James Galway - How, where, when Cleo Laine & James Galway - Consuelo's love theme Deep Purple - Spanish Archer

Тембровая палитра • Акустические инструменты и оркестровые группы • Классические джазовые составы, ансамбли и Тембровая палитра • Акустические инструменты и оркестровые группы • Классические джазовые составы, ансамбли и оркестры (Louis Armstrong - C'est si bon) • Классическая ритм-секция и эстрадно-симфонический оркестр (Rumer – Slow, Caro Emerald – Bad Romance) • Электрогитары, органы и аналоговые синтезаторы (Led Zeppelin – Immigrant Song, ELP – The Great Gates of Kiev) • Цифровые синтезаторы (Depeche Mode – Personal Jesus, Enigma – Mea Culpa, Robin – Cobrastyle)

Простые виды фактуры • Аккордовая • Арпеджированная • Контрапункт/импровизационная • Рифф • Пульсирующая Простые виды фактуры • Аккордовая • Арпеджированная • Контрапункт/импровизационная • Рифф • Пульсирующая

Бас • Статический • Подвижный • Рифф • Пульсирующий Бас • Статический • Подвижный • Рифф • Пульсирующий

Ударные Ударная установка Ударные Ударная установка

Ударные Перкуссия Ударные Перкуссия

Ударные Перкуссия этно Ударные Перкуссия этно

Мелодические ударные Мелодические ударные

Оркестровые ударные Оркестровые ударные

Распространенные приемы аранжировки - wall of sound - контрапункт - подголоски - удвоение мелодической Распространенные приемы аранжировки - wall of sound - контрапункт - подголоски - удвоение мелодической партии (в унисон и интервал) - струнные сверху - медные акценты - полифония: одновременное проведение мелодий, одновременная импровизация - педаль (pad)