Скифская культура.pptx
- Количество слайдов: 29
Скифы Подготовили студентки гр. 8, 2 м Нелипович Юлия, Шаннани Милена
кая культу ра
Скифская культура - термин, в который исследователи вкладывают разный смысл. В узком значении этим термином называют культуру только самих скифов, занимавших территорию степей Северного Причерноморья между Дунаем и Доном. В более широком смысле термин употреблялся как название культуры, распространенной на территории степной и лесостепной зон к северу от Черного моря и Северного Кавказа в VII - III вв. до н. э.
Происхождение область расселени
По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Таргитай имел трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами
Скифы играли серьезную роль в политической жизни Передней Азии, участвовали в процессе этногенеза многочисленных народов нашей страны, создали поразительное искусство, получившее широкое географическое распространение. Сведения о скифах содержатся у греческих и латинских писателей и в ассирийсковавилонских клинописных документах. Ценнейшим сведениям о занятиях, обычаях, образе жизни и верованиях скифов мы обязаны Геродоту, который посвятил значительную часть своей "Истории" этому народу.
родот –отец истори
Великая Скифия IV в. до н. э.
Военное дело У скифов, первых среди народов континента, конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов - единственной силой. Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной» . Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника (разгром Зопириона, битва при Фате).
Военное дело Во втором веке до н. э. скифское военное искусство уже устарело. Скифам наносят поражения фракийцы, греки и македонцы. Скифское военное ремесло получило два продолжения: у сарматов и парфян, с упором на тяжелую конницу, приспособленную к ближнему бою, и у восточных кочевников: саков, тохаров, позднее – тюрков и монголов, с упором на дальний бой и связанное с изобретением принципиально новых конструкций луков.
Оружие скифов
Быт скифов Как и киммерийцы, скифы были кочевниками. Основным занятием скифов было кочевое животноводство. Поголовье скота определяло имущественное положение скифов. У скифов существовали мастерские: оружейные, кузнечные, деревообрабатывающие. Отдельным видом ремесла стала важнейшая его отрасль - обработка железа. Быт скифов определялся кочевым образом жизни. Своеобразными жилищами на колесах были кибитки на 4 х или 6 -ти колесах, в которых переезжали женщины и дети, хранилось имущество скифов. Жизнь мужчин с детства была связана с лошадью. Одежда, украшенная вышивкой, была удобно приспособлена к верховой езде.
Монета с изображением царя Атея IV в. до н. э. Монета времен царя Скилура II в. до н. э. Монета с изображением царя Фарзоя I в. н. э. Монета с изображением царя Инисмея II в. н. э.
Из раскопок скифского городищ Жернов Виноградные ножи и мотыга Лепные сосуды
В античных городах-государствах Северного Причерноморья существовали ювелирные мастерские, которые выполняли заказы богатых скифов. Замечательные произведения ювелирного искусства накапливались в усыпальницах знати, по своим размерам и богатству не имели равных среди других представителей знати Восточной Европы. Для скифской культуры характерно широкое применение курганного обряда при захоронениях. Рядом с погребением знатного скифа или их царя клали убитых жен-наложниц, слуг, рабов коней. Сверху насыпан высокий курган. К примеру, курган Ульского аула (VI в. до н. э. ), высотой 15 м, знаменит тем, что здесь в жертву умершему было принесено более 400 коней.
Одним из первых открытий в области скифоведения явились раскопки Литого кургана, осуществленного еще в 1763 г. Среди самых известных скифских курганов - Толстая Могила на Днепропетровщине (здесь нашли известную золотую пектораль), Солоха возле с. Большая Знаменка на территории Запорожской области (здесь нашли золотой гребень), Чертомлык - недалеко от г. Никополя Днепропетровской области (здесь нашли оружие).
Толстая могила Солоха Чертомлык
Выразительные элементы скифской культуры – бронзовые котлы, зеркала с петельками и ручками в центре диска, распространение «звериного стиля» в искусстве.
Звериный стиль - изображение животных (или отдельно их голов, лап, крыльев, когтей), выполнялось в особой манере. Мастер смело изменял части тела животного, сохраняя при этом впечатление его реальности и узнаваемости. Используя части тела разных зверей и птиц, создавали образ фантастического существа. Животные изображались в строго определенных позах. Одни ученые полагают, что им приписывали магическую силу — способность передать человеку завидные свойства животных. Например, изобразив на рукояти меча орлиный глаз или львиную голову, желали наделить воина силой и зоркостью. Другие ученые считают, что звери были символами скифских богов. Третьи думают, что образы животных обозначали положение их владельцев в скифском обществе. В скифской картине мира птицы были связаны с небом (верхним миром), копытные животные — с землей (средним миром), а хищные звери — с подземным царством (нижним миром). Излюбленные «герои» произведений звериного стиля — олень, лось, горный козел, барс, пантера, волк, орел.
В предшествующих культурах юга СНГ нет ничего, что можно было бы связать со скифо-сибирским "звериным стилем". Однако общие элементы этого стиля, наблюдаемые по всей территории евразийских степей и прилегающей лесостепной полосе, его распространение, позволяют предположить источником стиля Ближний Восток, в области северного Ирана. Существует, однако, и другая версия. Ведущая роль в формировании звериного стиля здесь отводится скифам Причерноморья и сакским племенам Средней Азии. В последнее время наибольшее признание получила версия об отсутствии единого источника происхождения описываемого стиля. Исследователи - скифологи одинаково выявляют связь скифо-сибирского стиля с культом доблести, исходя из того, что сюжеты и образы принадлежали аристократии, связанной с войной и магическими ритуалами. В "зверином стиле" украшали преимущественно оружие, конское снаряжение, а также ритуальную посуду и костюм.
Характерные признаки скифского искусства: Ø ясность замысла; Ø чистота форм; Ø сбалансированность; Ø ритмичность рисунка; Ø немаловажно – понимание материала, из которого сделана вещь. Художники скифского мира владели многими жанрами — резным рисунком, рельефом, объемной пластикой, аппликацией, вышивкой. Металлические изделия создавали, применяя литье, штамповку, гравировку. Еще одна сторона скифского искусства — каменные изваяния в виде стоящей человеческой фигуры. Такое изваяние устанавливали на вершине кургана. Лучше всего сохранились вещи из золота, серебра, бронзы, но материалом для скифских мастеров были дерево, кости и рог, ткань, кожа и войлок.
Поселения скифов – это культура огромного мира, преимущественно кочевых и полукочевых племен, живших в I тысячелетии до н. э. в Северном Причерноморье, на Кубани, на Алтае и в Южной Сибири, т. е. на территории, простирающейся от Дуная до Великой Китайской стены.
Неаполь Скифский