Система и принципы римского права Система римского
prezentaciya_principy_i_osnovy_rimskgo_prava.pptx
- Размер: 289.8 Кб
- Автор:
- Количество слайдов: 11
Описание презентации Система и принципы римского права Система римского по слайдам
Система и принципы римского права
Система римского права – порядок изложения правовых норм, их расположения в законодательных актах и трудах римских юристов.
Норма римского права Норма права – «placita» , решение, мнение) Нормы различались в качестве предписаний: нормы «строгого права» и нормы «справедливости и доброй совести» . Право реализовывалось посредством императивных ( принудительных) норм и диспозитивных (дозволительных ) норм права.
Божественное (сакральное ) право Первоначально и долгое время человеческое право не было свободно от влияния божественного. Поэтому оно носило название священного или сакрального права (ius sacrum). В таких условиях особую роль в обществе выполняли жрецы, как толкователи воли богов. 1. Понтифики ведали календарем, судопроизводством, частным правом. Эта коллегия считалась наиболее могущественной в силу того, что понтифики были связаны со всей совокупностью римских богов. Фактически они осуществляли контроль за частной жизнью римлян. 2. Авгуры как гадатели по полету птиц (ауспиции) были тесно связаны с должностными лицами и публичным правом. 3. Фециалы ведали отношениями с соседями, то есть международным правом. Они хранили формулы заключения межобщинных договоров, объявления войны и заключения мира.
Публичное право (jus publicum)– совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов . К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Нормы публичного права носили повелительный характер(императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями
Частное право (jus privatum)– совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).
В составе частного римского права различают отдельные системы цивильное право, преторское право, право народов, естественное право.
Цивильное право (от лат. civilis – «гражданский» ), или квиритское право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Кви-рина), – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Источники цивильного права – обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян.
Право народов (jus gentium) – единообщее для всех народов, обще народное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это между народное право. Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично- правовые вопросы, вопросы торгового права (между народной торговли).
Преторское право – совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права – эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм – преторское право. Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права. Преторское право действовало не только в отношении римских граждан.
Характерные черты и принципы римского права Идея справедливости Индивидуализм Сакральность Открытость Консерватизм Динамизм