Семенова А.Г. Sistema_i_metod_filosofii_Gegelya (6).pptx
- Количество слайдов: 14
Система и метод философии Гегеля Презентацию выполнила студентка 1 курса группы 2201: Семенова Анна Геннадьевна
Гео рг Вильге льм Фри дрих Ге гель Окончил теологическое отделение Тюбингенского университета, однако от духовной карьеры отказался. Тем не менее проблемы религии в течение сравнительно долгого времени занимают доминирующее положение в его духовном мире.
Гегель в качестве такого начала полагает бытие (все существует только в данном месте и в данный момент времени, здесь и теперь). Следующим основополагающим понятием является ничто. Синтез - определенное бытие. Т. е. сама логика выступает в виде трех понятий: 1. бытие 2. сущность 3. понятие
Само бытие делится соответственно еще на три категории МЕРА - единство качества с определенным присущим ему количеством. Эта последовательность показывает реальное движение научного анализа. КОЛИЧЕТСВО - внешняя определенность (т. е. изменение количества не всегда приводит к изменению в качестве (до определенного предела)) КАЧЕСТВО-внутренняя определенность объекта
Абсолютная идея погружается в глубь бытия => это выражается в категории сущности : бытие расщепляется на 1. сущность и явление 2. тождество различия и противоположности 3. тождество необходимости и случайности
Стремится к синтезу: Категория понятия : в ее рамках можно рассмотреть 1. понятие 2. идея 3. истина
Основной закон формальной логики: 1) закон противоречия (недопустимости противоречия). Он запрещает об одном и том же предмете в одно и то же время рассматривать в одном и том же соотношении два противоположных суждения. 2) Закон тождества: А есть А - фиксирует жесткие отношения У Гегеля А есть и не А. Объекты внутренне противоречивы, а формальная логика не может это оценить. Гегель критикует формальную логику. Он видит свою задачу в построении собственной логики, которая направлена на постижение мира как противоречиво развивающегося.
Гегель — создатель грандиозной системы Абсолютного идеализма. Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т. е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом). Философская система Гегеля состоит из 3 частей: 1. логики; 2. философии природы; 3. философии духа.
Логику Гегель подразделяет на учение о бытии, сущности, понятии. Начало всего — чистое ничто, т. к. оно есть в то же время и чистая мысль. В этом случае оно есть в то же время и ничто, лишенное каких-либо определений. Бытие и ничто взаимопереходят друг в друга, происходит становление, в котором и бытие, и ничто сняты, т. е. они одновременно и упразднены, и сохранены.
По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная — учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога). Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой. Философия духа — это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа: - субъективный дух — индивидуальное сознание; - объективный дух — воплощение ( «объективизацию» ) духа в мировой истории и гражданском обществе; -абсолютный дух — общественные формы сознания (искусство, религия, философия).
• Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т. е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.
Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления — абсолютной идеи, т. е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно.
Понятие у Гегеля — это процесс теоретического мышления, возведенный в абсолют. Активность мышления и всей сознательной, целесообразной практической деятельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи» , обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как развитие природы и общества. Т. е. , признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изображает его как процесс познания, осуществляющийся в лоне «абсолютной идеи» .