Скачать презентацию Синтетический характер киноискусства Выразительные средства киноискусства Киноискусство Скачать презентацию Синтетический характер киноискусства Выразительные средства киноискусства Киноискусство

тема 1.pptx

  • Количество слайдов: 18

Синтетический характер киноискусства. Выразительные средства киноискусства. Синтетический характер киноискусства. Выразительные средства киноискусства.

Киноискусство – дитя эпохи модернизма. Эпоха модернизма в художественной культуре характеризуется двумя мега-тенденциями. Первая Киноискусство – дитя эпохи модернизма. Эпоха модернизма в художественной культуре характеризуется двумя мега-тенденциями. Первая тенденция связана с «семейством» традиционных классических искусств (литература, музыка, изобразительное искусство, театр) Вторая синхронная тенденция – это формирование нового семейства техногенных искусств (фото, кино, телевидение) Получение Жаком Дагерра в 1939 г. Патента на изобретение фотографии – точка отсчета новой траектории развития художественной культуры.

Кино унаследовало определенные видовые признаки своих предшественников. Распространенный взгляд Качества, обуславливающие уникальность художественной природы Кино унаследовало определенные видовые признаки своих предшественников. Распространенный взгляд Качества, обуславливающие уникальность художественной природы кино Литература и кино связаны на сценарном уровне (сценарий пишется по законам литературного творчества) Способность рассказывания, т. е. принцип повествовательности. Музыка входит в кинопроизведение в качестве дополнительного элемента. Кино, заимствуя у музыки звуковое начало, преобразует его до многослойного звукового образа. В звуковом образе сплетаются шумовой, словестный и музыкальный компоненты. От театра кино заимствует мастерство режиссуры и актерскую игру. Эффект общения максимально сближает кино и театр. Сила эмоционального воздействия на кинозрителя превышает силу театрального воздействия. (затемненный зал, дальний и близкий план, реальность окружающей среды и т. д. ) От изобразительного искусства кино берет язык визуально-пластичной образности. (декорации, титры, Повествование изображением.

Кино в системе техногенных искусств. Общие признаки техногенных искусств. Техногенность – невозможность создания произведений Кино в системе техногенных искусств. Общие признаки техногенных искусств. Техногенность – невозможность создания произведений без технических средств. Фотографичность (жизнеподобие) – материалом для создания произведений техногенных искусств служит сама реальность в её пространственно-временном развертывании. Тираженность (оригинал/копии) – данные виды искусства способны производить свои фильмы, передачи, записи огромными количеством «копийоригиналов» , которые абсолютно тождественны другу по своей художественной ценности.

Различия техногенных искусств ( по временному и коммуникативному параметрам). Глоссарий: Коммуникативный – связанный с Различия техногенных искусств ( по временному и коммуникативному параметрам). Глоссарий: Коммуникативный – связанный с передачей и восприятием информации. Фотография – не обладает временной координатой. Фото «останавливает мгновение» . Фото – это прошлое время. Кино – кинематографический образ развивается во времени. Но это время регламентировано (совпадает с протяженностью киносеанса) Кино – прошлое время, но иллюзия настоящего. Телевидение – снимает временное ограничение кино. Оно работает в режиме бесконечного аудиовизуального потока (программного вещания). Телевидение – создание экранной образности в режиме настоящего времени. Прямой эфир параллельная реальность для зрителя. Компьютерные технологии (дигитальное искусство или цифровое) –создали альтернативную реальность (Интернет). В этой реальности можно создавать галереи, издавать книги, находить собеседников. Компьютерные технологии позволяют человеку «перешагивать через экран» .

Связь киноискусства с другими искусствами. Б. а. комп. TV кино фото литература музыка изо Связь киноискусства с другими искусствами. Б. а. комп. TV кино фото литература музыка изо театр

Пространственно – временной фактор в кино. Время – один из основных элементов существования и Пространственно – временной фактор в кино. Время – один из основных элементов существования и художественного воплощения экранного произведения. Кинематографическое время имеет двойственную природу. Время в кино проявляет себя в трех различных формах. 1). Физическое время – это хронометражное время, которое совпадает с проекционным. 2). Психологическое время – это неизмеримое время, не совпадающее с физическим (зритель не может оторваться от экрана. Или зритель смотрит на часы и ждет конец сеанса) 3). Художественное время. – это способ организации интриги, построение отдельных частей кинофильма. Сжатие и растягивание, «перепрыгивание» вперед и т. д.

Художественное время. 1. Время протяженности событий в фильме (время растягивается или сжимается). (видео из Художественное время. 1. Время протяженности событий в фильме (время растягивается или сжимается). (видео из фильма С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» - эпизод расстрела на одесской лестнице). В реальности быстрый спуск по ступеням лестницы длится 1 -2 минуты для взрослого человека. (В фильме 8 минут) Этот эффект (растягивание времени) достигается за счет монтажа мелких сцен происходящих одновременно одной за другой.

Художественное время. 2. Последовательность событий показывается разными способами: Хронологический – очередность сюжетных событий последовательна Художественное время. 2. Последовательность событий показывается разными способами: Хронологический – очередность сюжетных событий последовательна от зарождения до разрешения. Симультивный – события происходят одновременно, но на экране показываются поочередно. видео Нехронологический – порядок событий выстроен с вкраплением эпизодов – ретроспекций (воспоминаний), эпизодов – интроспекций (фантазий, сновидений). видео Ахронологический – временная очередность затруднена для определения. Эпизоды, снятые в разное время суток и в разных местах, объединены общим настроением. видео

Художественное время. 3. Время события. Оно указывает на исторические координаты, в которых разворачивается сюжет. Художественное время. 3. Время события. Оно указывает на исторические координаты, в которых разворачивается сюжет. 4. Время повествования. Момент повествования всегда вторичен по отношению к моменту событий. Способы последовательности показа событий очень редко применяются в чистом виде. (за исключением хронологического) Чаще: симультивный+нехронологический симультивный+ахронологический

Пространство в кино. Понятие пространства в кино толкуется неоднозначно. Оно включает Пространство зрительного зала. Пространство в кино. Понятие пространства в кино толкуется неоднозначно. Оно включает Пространство зрительного зала. (происходит процесс слияния зрителя с экранными персонажами за счет «втягивающей» силы кинообразности) Художественное пространство кинопроизведения формируется из нескольких взаимопроникающих слоев. Пространство события Экспрессивное пространство Символическое пространство

Кадр «кадрик» - сегмент киноленты, в котором запечатлена отдельная фаза движения, называется «кадрик» . Кадр «кадрик» - сегмент киноленты, в котором запечатлена отдельная фаза движения, называется «кадрик» . Кадр – как первоэлемент киноповествования называют «монтажный кадр» . Монтажный кадр – это динамический фрагмент снятый от момента включения, до выключения кинокамеры. Монтажный кадр как и кадрик имеет ограниченное художественное пространство.

Движение в кино – понятие собирательное. Оно отражает эффект перемещения объектов на экране и Движение в кино – понятие собирательное. Оно отражает эффект перемещения объектов на экране и движение кинообразности. С точки зрения перемещающегося объекта движение различается. Виды движения Влияние на эмоции зрителя. = 1. По направленности: • слева-направо Не обостряет эмоциональную реакцию зрителя, т. к. повторяет траекторию взгляда при чтении и наиболее комфортно. • справа налево Способствует нарастанию драматизма, поскольку противоречит традиционному смещению взглядом. • навстречу камере Обозначает решительное устремление персонажа в пространство зрителя ( с дружелюбной или агрессивной целью). • от камеры Объект удаляется, состояние «угрозы» нейтрализуется, напряженность спадает. видео

Движение Виды движения Влияние на эмоции зрителя 2. По скорости: • медленное Отражает преимущественно Движение Виды движения Влияние на эмоции зрителя 2. По скорости: • медленное Отражает преимущественно эпический характер повествования и присуще общим и дальним планам. • интенсивное Свидетельствует о нарастании драматического действия. • равномерное Передает естественный ход событий • ускоренное Обозначает довольно высокую степень условности и используется в статических, комедийных жанрах. • остановка Обозначает не просто торможение, но «ломает» темпоритмический рисунок и зачастую приобретает символический оттенок. 3. По характеру: • традиционное Естественный способ перемещения независимо от скорости и направления (ходьба, бег, проезд). • эксцентрическ ое Условный способ перемещения (пантомима, «утиная» и прочие походки) • танец Хореографические композиции, номера, используемые в мюзиклах.

Монтаж – это сборка целого из отдельных элементов. На технологическом уровне монтаж - разрезание Монтаж – это сборка целого из отдельных элементов. На технологическом уровне монтаж - разрезание и склейка кадров. На художественном уровне монтаж – это свидетельство о профессиональной компетентности режиссера. Монтаж в кино внутрикадровый Между кадровый (соединение монтажных кадров в целостный экранный текст) Повествовательн Глоссарий: ый (логика Метафора (перенесение) – вид последовательног тропа (фигура речи), в основе о рассказа) которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. (солнце встает, заря догорает, висеть на волоске) Параллельный (чередование сюжетнонезаконченных действий) Ассоциативны й (введение метафор)

Видовая типология кино. В последние годы искусствоведы выделяют 3 вида кинофильмов: 1. Неигровое кино: Видовая типология кино. В последние годы искусствоведы выделяют 3 вида кинофильмов: 1. Неигровое кино: кинохроника, научное кино, документальное кино. Научное кино: исследовательское, учебное, научнопопулярное. 2. Игровое кино (художественное кино) 3. Анимация

Видовая типология кино. Жанры игрового фильма Драматические жанры драма Социальнопсихологическ ая драма Мистикопсихологическ ая Видовая типология кино. Жанры игрового фильма Драматические жанры драма Социальнопсихологическ ая драма Мистикопсихологическ ая драма мелодрама трагедия комедия приключенческ ие Трагикомедия лирическая детектив трагифарс сатирическая эксцентричес кая Героикоприключенческ ий Научноприключенческ ий

Видовая типология кино 3. Эпические жанры киноэпопея кинороман киноповесть киноновелла 4. Лиро-эпические жанры Кино-баллада Видовая типология кино 3. Эпические жанры киноэпопея кинороман киноповесть киноновелла 4. Лиро-эпические жанры Кино-баллада Кино-легенда Кино-сказка Кино-поэма Кино-притча Глоссарий: Эпический (эпик. ) – героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни. Новелла – рассказ.