Голландия Бытовой жанр.ppt
- Количество слайдов: 38
Символы, аллегории, иносказания в голландской живописи бытового жанра XVII века» Выполнила: студентка группы 405 РХ ОЗО Миронова Ирина Проверила: Евтушенко Л. И.
Исторические предпосылки: Победа национально-освободительного движения на севере Нидерландов, утверждение кальвинизма и создание в 1609 г. бюргерской Республики Соединенных провинций не только привели к формированию нового общественноэкономического уклада, но и изменили характер голландской культуры. Уход с политической арены дворянской аристократии практически уничтожил возможности для развития декоративного искусства, а кальвинизм, выступавший против украшений храмов картинами, вытеснил из сферы заказов доминировавший в XV-XVI вв. библейский жанр. Место торжественного алтарного образа заняла станковая картина, рассчитанная на частного потребителя.
Ведущими достижениями голландских живописцев становятся небольшой (так называемый «кабинетный» ) формат произведений, предполагающий рассмотрение с близкого расстояния, подробное воплощение многообразия предметного мира и взаимодействие объектов в пространстве на основе тонального колорита. Любовь к родной природе, проникновение в мир повседневности нашли яркое отражение в живописи, в которой утвердился культ частного быта.
Тематические направления: веселые общества, музыкальные компании, эпизоды повседневных домашних забот эпизоды солдатского досуга становились предметами внимания художников и иллюстрировались с предельной наглядностью
В 1630 -х - 1650 -х годах была создана национальная школа бытового жанра голландского искусства. Изображая знакомые и повторяющиеся изо дня в день мотивы, мастера стремились наделить их скрытым смыслом, превращая картину в особое орудие интеллектуальной игры со зрителем. Эта особенность живописи была обусловлена присущей голландцам любознательностью и пытливым отношением к окружающему миру. Стремление художников следовать натуре убеждает в реалистическом характере голландского искусства. Реалистическое отображение предметного мира наполнялось смыслом за счет эмблематики. Картина, в отличие от эмблемы , несмотря на ясность изображенной ситуации, могла быть наделена множеством значений. Эмблематика помогала раскрыть семантическое значение голландских картин, указывая на их смысловой первоисточник.
Эмблемы — нравоучительные пословицы и изречения, сопровождавшиеся иллюстрацией жанровой или аллегорической сцены, возникли в результате сотрудничества художников и поэтов, дидактические комментарии которых выступали своего рода нравоучительными притчами, поясняющими изображенные сцены. Ее трехчастная форма состояла из : короткого изречения (motto), его иллюстрации (pictura) и объяснения — дидактической интерпретации из нескольких фраз в прозаической или поэтической форме (subscriptio)
Ян Вермер «Урок музыки, или Кавалер и дама у спинета» (1662 -1665 гг. , Виндзор, Королевское собрание) На крышке инструмента написано изречение, призванное передать смысловое содержание сюжета: MUSICA LAETITIAE COMES MEDICINA DOLORUM ( «Музыка – спутница радости и целительница печали» ). Таким образом, по замыслу художника, музыка обладает лечебными свойствами, исцеляя от меланхолии. В действительности сюжет этой картины следует трактовать шире, так как он может демонстрировать не только музыкальный урок на клавишном инструменте, но и дуэт верджиналя и виолы да гамба, которая резонансом откликается на звучание клавира и символически олицетворяет «любовное созвучие» . Изображение зеркала здесь следует связать с эмблемой Питера Корнелиса Хофта «Оно светит и освещает все вокруг» из сборника «Любовные эмблемы» .
Слово "символ" имеет следующее основное значение применительно к искусству: то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой и др. Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации.
Ян Вермер «Девушка, читающая письмо у открытого окна» . 1657 -1659. Дрезденская картинная галерея. Дрезден. Девушка, получающая или читающая письмо в комнате с висящим на стене морским видом (море с его изменчивостью и непостоянством — синоним любви);
Ян Вермер «Дама, пишущая письмо» около 1665. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Ян Вермер «Дама со служанкой» 1667 -68 г Нью-Йорк.
Ян Вермер «Любовное письмо» . 1667 -68 г. Нью-Йорк Ян Вермер «Девушка в голубом, читающая письмо» около 1664 г. музей Амстердам. Любовные письма – символы проблем между влюбленными.
Ян Вермер « Офицер и смеющаяся девушка» . 1657 -1659. Нью-Йорк
Ян Вермер «У сводни» 1656 г. картинная галерея Дрезден. Ян Вермер «Бокал вина» 1661 -62 г. Картинная галерея Берлин. Бокал вина, лимонада – символизирует открытый флирт, ухаживания кавалера.
В живописи Вермера получила развитие тема музыки. Главной героиней в них является женщина, играющая на клавишном или струнном инструменте. Образ музыкантши как в живописи, так и в эмблематике наделялся эротическим значением. Об этом красноречиво говорит эмблема Габриэла Роленхагена с изображением Купидона, держащего лютню (1611 г. ) Она сопровождается надписью «Любовь — учитель музыки»
Ян Вермер Делфтский. «Дама перед клавесином» . Ян Вермер Делфтский. «Первый урок музыки. »
Ян Вермер «Лютнистка» 1660 -65 г Метрополитен Нью-Йорк. Ян Вермер «Гитаристка» около 1672 г Кенвуд, Лондон.
Ян Вермер «Концерт» 1665 -66 г Музей Гарден, Бостон. Ян Вермер «Дама сидящая перед спинетом» 1674 -75 г Национальная галерея Лондон.
Эпизоды из эмблематики нашли воплощение и в жанровых полотнах Питера да Хоха, который получил известность как создатель домашних сцен, а также как автор композиций с изображением солдатского быта ( «кордегардий» ). В последних сюжетах основными атрибутами праздного времяпрепровождения солдат и офицеров выступают карты, вино и табак. Они сопутствуют веселью и плотским утехам персонажей. В изобразительный ряд полотен входят курительные трубки и кувшины для вина. Им посвящено немало эмблем XVII в. Например, эмблема Румера Висхера 1614 г. представляет курильщика, окруженного кольцами табачного дыма, и сопровождается девизом: «Часто что-то новое, редко что-то хорошее» . Табачный дым и вино символизировали в искусстве бренность земных соблазнов и тщету мирского бытия
Питер де Хох Служанка и солдат. Питер де Хох. Игроки в трик-трак.
Если в «кордегардиях» Питер де Хох акцентировал негативные стороны повседневности, то его домашние сцены иллюстрируют семейное благочестие и размеренный уклад домашнего быта с его повседневными заботами. Большинство персонажей данных композиций – женщины и дети. Хлопотливые хозяйки, заботливые матери и аккуратные, исполнительные служанки трудятся над созданием домашнего очага и занимаются воспитанием потомства, символически прославляя идеал крепкой семьи. Как и сцены с изображением солдатского быта, эти сюжеты Питера де Хоха имели литературные и эмблематические источники. Еще в XVI в. выходят в свет многочисленные трактаты о семье и браке, нередко в форме комментариев к религиозным проповедям.
Питер де Хох «Задний дворик» 1658. Питер де Хох «Хозяйка и служанка» .
Аллего рия (иносказание) — условное изображение абстрактных идей (понятий) посредством конкретного художественного образа или диалога. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.
Ян Вермер Делфтский. «Аллегория Веры» . 1675. Нью-Йорк, Музей Метрополитен
Аллегории – добродетели. Ян Вермер Делфтский. «Аллегория Веры» . Распятие рядом с кубком подчеркивает евхаристическую функцию этого предмета, который обычно держит Добродетель. Рука на сердце или сердце в правой руке — характерные жесты Веры. Раздавленная камнем змея — символ дьявола, побежденного Иисусом Христом. Вера изображается как набор жестов и атрибутов, описанных Чезаре Рипой в «Иконологии» .
Ян Вермер Делфтский. «Аллегория Живописи или (Мастерская художника)» . Около 1672. Вена, Музей истории искусства
Аллегории – искусства. Ян Вермер Делфтский. «Аллегория Живописи или (Мастерская художника)» . Географическая карта, исполненная совершенным образом, указывает на способность живописи верно отображать действительность. Молодая женщина изображена в одежде Клио, музы истории и славы. Искусство живописи изображено посредством аллегорического мотива художника за работой.
Ян Вермер Делфтский. «Девушка, взвешивающая Жемчуг» . 1660— 1665. Вашингтон, Национальная галерея искусства
Аллегории – добродетели. Ян Вермер Делфтский. «Девушка, взвешивающая Жемчуг» . Весы, находящиеся в идеальном равновесии, символизируют Справедливость и ее способность все взвесить. Это типичный атрибут как Справедливости, так и Умеренности. Изображение Страшного суда на заднем плане помогает определить сюжет картины как аллегорию Справедливости. Драгоценности на столе символизируют чистоту Девы Марии. Заметно увеличенный живот. — намек на Деву Марию, мать Иисуса и Жену из Апокалипсиса. По католической доктрине, она станет заступницей человечества в день Страшного суда.
Ян Стен «Легко пришло – легко уйдет» (Как нажито, так и прожито) , 1661 г.
Картина Яна Стена «Легко пришло – легко уйдет» Демонстрирует очевидное послание о пороках чревоугодия и роскоши. Об этом свидетельствует бытовая сцена, развертывающаяся под изображением Фортуны на шаре. Слуга, раскрывающий устрицу для хозяина дома, женщина, наливающая вино в хрустальный бокал – все это признаки роскошной греховной жизни, итог которой – надпись над камином и одноименное название этого произведения′′′. Ян Стен изображает в одной картине несколько поколений (мальчик, старик-слуга, хозяин среднего возраста, молодая женщина, молодой мужчина), уродливую старость и привлекательность молодости, страсть игры, желание потреблять – все под «знаменем» Фортуны, благословляющей это действо, все это как поток жизни в целом, во всех ее проявлениях.
Дирк Халс. «Веселящаяся компания за столом» . 1620 г. Berlin, Germany.
Устрицы – самая часто встречающаяся еда в контексте голландской бытовой живописи XVII века. Изображение мужчины и женщины часто дополняется натюрмортом из устриц. Есть версия, что устрицы – это устойчивый символ эротического подтекста подобных композиций. Изысканное кулинарное блюдо - устрицы, часто фигурировало в живописных композициях, обозначая наслаждение, одно из пяти чувств, торжество изобилия и плодородия Богов, а позже - соблазнение, флирт, любовную игру или даже порок чревоугодия и сладострастия. Новое время привносило новые значения в предметный символ. В картине Дирка Халса мы видим герои одеты в современные для XVII века праздничные наряды, интерьер – роскошен, а на столе – устрицы.
Франс ван Мирис, , «A meal of oysters» , 1661. В картине Мириса кавалер предлагает даме отведать устриц, то есть, переводя на вербальный язык – это демонстрация флирта, соблазнения, любовной прелюдии.
Ян Стен «Мир наизнанку» 1668 г. В доме и животные и женщины легкого поведения передающие смысл греховного поведения мира изнутри. Разбросанная еда на полу – пороки чревоугодия Ян Стен. «В трактире»
Ян Стен. «Деревенская гостиница»
Ян Стен «Коронованный оратор» 1662 г.
ГЕРАРД ТЕРБОРХ "Бокал лимонада"
В картине "Бокал лимонада" изображена любовная сцена, происходящая между юным щеголем и молодой дамой, принимающей гостя. Галантный юноша готовит стакан лимонада и передает его даме, еле касаясь ее руки. Только их взгляды: его - испытующий и настойчивый, ее - спокойный и как бы отвечающий согласием, говорят о чувствах, которые не могут быть высказаны открыто. Все художественные средства служат здесь раскрытию сюжета. Композиция, на первый взгляд очень простая и естественная, соединяет фигуры в точно выверенных отношениях друг к другу и к пространству интерьера; цвет, приглушенный и мягкий, подчеркивает интимность сцены; живописная манера, тонкая и виртуозная, с поразительной осязаемостью передает фактуру предметов. Все способствует тому, что рассказанная художником сценка кажется непосредственно выхваченной из жизни.
Голландия Бытовой жанр.ppt