Скачать презентацию Символика России Флаги Стяги русских дружин Скачать презентацию Символика России Флаги Стяги русских дружин

Символика России.pptx

  • Количество слайдов: 30

Символика России Символика России

Флаги Флаги

Стяги русских дружин X-XV веков • • Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял Стяги русских дружин X-XV веков • • Стяг — древнерусское название воинского знамени. Представлял собой древко с укрепленным на нем каким-либо условным опознавательным предметом — клином яркой ткани, изображением животного, какого-либо символа, пучком конских волос и т. п. Служил сигналом для воинов в походе и сражении. Носителем стяга являлся стяговник — обычно физически крепкий витязь-богатырь, способный отстаивать войсковой символ. Стяг «стягивал» витязей в боевой порядок и отмечал сердцевину войска. Вокруг стяга в боевом порядке строились войска. По стягу судили о ходе битвы. Стяг «простирашася яко облацы» — значит, бой идёт успешно. Падение стяга говорило о бедственном положении войска, о том, что враги «досекошася до стяга, и стяг подсекоша» . Хотя наши летописи и скупы на подробности, но тем не менее, в них отмечались даже потеря части стяга и смерть стяговника: «челку стяговую соторгоша» , «стяговника нашего потяти» . С принятием христианства русские стягиосвятились знамением животворящего Креста Господня. Таким образом первые Христианские стяги состояли из длинного древка, стяга, к которому прикреплялось полотно, кусок ткани яркого цвета, с нашитым на нем изображением животворящего Креста Господня; острожек, которым вооружался верхний конец стяга стали также заменять крестом; под острожком подвязывалась челка, окрашенная яркою краской. Немного позднее полотно знамени стали делать двух или даже трех хвостными. В течении времени между XII и XV веками, когда Россия была разделена на уделы, каждый удельный князь имел свой стяг. Стяги этого времени были уже не такими огромными, как в старину и во время сражения следовали за движением полков, кроме того, сохраняя свое прежнее устройство и прежний вид, стяги строились так, чтобы стяг одного полка или князя, можно было всегда распознать среди стягов других князей. Под стягами приносили присягу, заключали договора и проводили церковные службы. В конце XIV века на русских стягах начинают изображать лик Спасителя, именно в это время впервые в летописях употребляется слово «знамение» , для обозначения стяга с изображением Спасителя, в отличие от других стягов где такого изображения не было.

Русские знамена • • В XV веке название знамя начинает входить в употребление; в Русские знамена • • В XV веке название знамя начинает входить в употребление; в XVI веке оба названия, стяг и знамя встречаются приблизительно одинаково, а к началу XVII века, стяг и вовсе выходит из употребления, уступив место слову - знамя. В XVI веке на знаменах начинают вышивать лики Спасителя и Богородицы, изображают св. Георгия Победоносца. Во времена царствования Царя Ивана Васильевича, в каждом полку было большое полковое, Царское знамя; на полковых знаменах вышивали священные изображения, золотом, серебром и шелками, или писали красками – иконным письмом. В каждой сотне также было свое знамя, одного вида с полковым, но значительно меньших размеров. В войсках, знамена пользовались огромным почетом, и освещались патриархом, по чину освещения Святых икон. К сожалению до нашего времени уцелели только: Знамя большое Царя Ивана Васильевича, служившее в государевом полку под Казанью, в 1552 году; и знамя Великий Стяг 1560 года. Во времена царствования Царя Михаила Федоровича начинают появляться знамена с некоторыми отступлениями от старинных образцов, на знаменах начинают писать изображения орла, грифа, химеры, змеи и полковых снарядов, а также надписи и девизы на латинском языке. Знамя пожалованное Войску Донскому в 1614 году, отличалось тем что в середине его был изображен двуглавый орел, на груди которого, «в клейме, написан был Государев образ на коне, колет змея. » Со вступлением на престол Царя Петра Алексеевича, прежний порядок окончательно уступает место новому; в это время появляются знамена, построенные и расписанные по образу европейских земель, а прежние знамена все реже и реже выдаются полкам. Отправляясь в свой первый поход, Царь Петр Алексеевич не берет с собой ни одного большого знамени старого образца. Этот поход постигла неудача и на некоторое время отложены попытки преобразования войск, однако во время второго похода, в войсках, выступивших под Азов, были опять знамена старинного образца, в числе их одно, построенное вновь для морского регимента (полка). В 1700 году, начав преобразования, Царь Петр Алексеевич утвердил общий образец знамени для всех войск, а в 1704 году старинных знамен уже нигде на службе больше не

Петровские флаги • • • 9 апреля 1667 года, по указу Царя Алексея Михайловича Петровские флаги • • • 9 апреля 1667 года, по указу Царя Алексея Михайловича были установлены Государственные Московские цвета: черчатый, белый и лазоревый, или по теперешнему цвета красный, белый и синий. Как были скомбинированы эти цвета сказать трудно, однако есть предположение что: синий прямой крест, два белых квадрата и два красных. Особого внимания заслуживает, «образец каковы делать знамена» , это памятник времен Царя Алексея Михайловича. Полотнище разделено на 4 части, из которых две белых и две синих. а с 24 апреля 1669 года на корабельные знамена были нашиты орлы. Само же русское слово «флаг» - производное от голландского названия чистошерстяной камвольной ткани «флагтух» , которая из-за прочности как раз и шла на морские флаги. Желая сделать Россию цивилизованной частью Европы, Петр I утвердил сразу несколько флагов для русского флота и сухопутных войск. И флагов было великое множество, практически каждый полк лейб-гвардии имел свои знамена. Например, Преображенский полк имел в 1700 году целых 16 знамен. Такой флаг был всего лишь частью военной амуниции наряду с мундиром и головным убором. В 1700 году, отправляясь в Керченский поход, Царь Петр сам нарисовал рисунок флага для кораблей – он имеет три горизонтальной полосы белая – синяя – красная. Именно под этим флагом направился в Константинополь корабль Крепость. Вероятнее всего лишь до 1703 года, этот флаг был военным, когда его сменил «стандарт во образ креста святаго Андрея» , т. е. Второй флаг Московский. А начиная с 1709 года флаг бело-сине-красный неизменно становится «обычайно торговых и всяких Российских судов флагом» . Подводя итог о вышесказанном, видно что начало положено Высочайшим указом Царя Алексея Михайловича в 1667 году, когда были избраны: «Государства Московского цвета» . Эти цвета в знак уважения к памяти отца, утвердил и Царь Петр и ведены им для отличия в обмундировании полков гвардии на шарфах и темляках. С 7 -го мая 1883 года император Александр III повелел признавать флаг Белосиний-красный Национальным

Гербовый флаг 1858 года • 21 сентября 1742 года Военная Коллегия слушала донесение генерала Гербовый флаг 1858 года • 21 сентября 1742 года Военная Коллегия слушала донесение генерала Бутурлина о требовании указа в полках дивизии его «каких цветов шарфы и темляки повелено будет строить, что были у них шарфы и темляки Бело-сине-красные, а по приказу принца Антона Брауншвейгского сделать надлежит шарфы цветов черного с желтым» … Коллегия рассмотрела донесение Бутурлина и 17 декабря 1742 года объявила Высочайший указ, офицерским шарфам быть: «черным с золотом» . • Итак, с 1742 года шарфы бело-сине-красные данные Петром Великим по цветам Московского Государственного флага, прекратили свое существование. Именно этим поступком как бы отменены государственные цвета Московского Царства и установлены Государственные цвета Герба Российской Империи. В 1769 году Императрица Екатерина Великая учредила орден Св. Георгия- белый крест на черно-желтой ленточке, что является безусловной связью с Государственным гербом. Высочайшим указом императором Александром II , 11 -го июня 1858 года был утвержден «рисунок расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах употребляемых для украшения при торжественных случаях» . Расположение этих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая(или золотая), а нижняя белая(или серебряная). Скорее всего, поводом для принятия такого решение послужило влияние немца Кёне, игнорировавшего всё русское, в угоду своей теории и даже не воспользовавшегося перепиской 1742 года, где была видна замена прежних белосине-красных шарфов. Цвета черно-желтый-белый имеют неоспоримое геральдическое значение и берут свое начало от штандарта Императора Петра Великого объявившего в 1709 году в своей таблице флагов, однако это штандарт является подражанием Австрийскому и чужд древне – русским цветам. Как флаг, эти цвета имеют становление лишь с 1858 года, т. е. на 191 год позже установленных царем Алексеем Михайловичем Государственных цветов. • • •

Российский национальный флаг 1883 г. • • Начиная со второй половины 19 века и Российский национальный флаг 1883 г. • • Начиная со второй половины 19 века и до сих пор, среди обывателей и историков ведутся споры о том какой же флаг считать национальным: белосине-красный или же черно-желто-белый. Некоторые историки старательно пытаются показать что у бело-сине-красной расцветки на русской почве корней нет. По определению философазападника Белинского В. Г. , усилия выдать бело-сине-красные цвета за исконно русские "составляют совершенно бесплодную работу". Однако, несмотря на все споры и прения историков и геральдистов, 28 апреля 1883 года этот вопрос решился окончательно и накануне своей коронации Александр III «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» установил: «в торжественных случаях, когда признаётся возможным дозволить украшение зданий флагами, был употребляем исключительно русский флаг, состоящий из трёх полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов» Однако полностью отказаться от имперских цветов не получилось, ибо Высочайшего повеления об упразднении черно-желто-белого флага не было. Так во время празднования общенациональных мероприятий и торжеств, на фасадах домов вывешивались и черно-желто-белые и бело-сине-красные флаги. Перед коронацией Николая II в марте 1896 г. по его указанию «для рассмотрения вопроса о Российском национальном флаге» было собрано особое совещание, по результатам которого было вынесено решение, что именно бело-сине-красный флаг имеет все основания называться российским, или национальным, и цвета его: белый, синий и красный — именоваться государственными. А 29 апреля 1896 Николай II повелел объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и другие флаги допускаемы быть не должны. Что же побудило царя накануне собственной коронации ускоренно решить непростой для России вопрос? Прежде всего, Николай II был, безусловно, образованным человеком, разбирался, во многих вопросах, в том числе в истории государства. А в ситуации конца XIX в. для сплочения всех категорий населения требовался поистине русский символ. Таковым был введенный великим государем, прославившим Россию, бело-сине-красный флаг. Символ, объединяющий народ и царя, — бело-сине-красный петровский флаг, по замыслу правительства должен был явиться альтернативой все усиливающемуся использованию красного флага.

Государственный национальный флаг 1914 г. • • В ознаменовании приближающегося эпохального события – 300 Государственный национальный флаг 1914 г. • • В ознаменовании приближающегося эпохального события – 300 -летия Дома Романовых - в обществе того времени обострились дискуссии о национальных цветах флага. Инициаторами этих разговоров выступили монархисты, отвергавшие Петровские традиции и радеющие за черно-желто-белые цвета флага. К тому же не последнюю роль сыграла и прокатившаяся по России буржуазно-демократическая революция (1905– 1907) с ее красными символами. Эти события, а также желание компромисса с монархистами, и канун Первой мировой войны, обусловило новый крутой поворот в политике правительства в отношении государственных (национальных) цветов. В 1914 году появился «симбиоз» двух «конкурирующих» флагов: бело-сине-красный флаг имел в крыже(верхнее место в полотнище – одно из самых почетных в геральдике) желтый квадрат с черным двуглавым орлом. В условиях начинавшейся Первой мировой войны это сочетание должно было демонстрировать единство русского общества и монархической власти. Однако даже всплеск патриотизма в начале войны не помог утверждению столь разнородного флага, хотя подобные флаги и развивались над русскими представительствами за рубежом, еще на протяжении трех лет. И вот, 12 августа 1914 года циркуляром № 29897 министерства внутренних дел (некоторые источники утверждают, что циркуляр был издан министерством иностранных дел) было предписано на манифестациях и «для употребления в частном быту» использовать новый флаг — бело-сине-красное полотнище с чёрным двуглавым орлом в жёлтом квадрате у древка (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора). Орёл изображался без титульных гербов на крыльях, квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага, известен и вариант флага, где жёлтый квадрат перекрывает белую и синюю полосы целиком. Этот флаг в публикациях того времени назывался «новым русским национальным флагом» , хотя и не был государственным флагом Российской империи. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось» . Символика флага подчёркивала единение царя с народом. Бело-сине-красный флаг коммерческих судов просуществовал еще до 1918 года, по международным морским обычаям он считался национальным флагом России, указывающим нагосударственную принадлежность судов. Чёрный, золотой (жёлтый) и серебряный (белый) цвета сохранили статус гербовых цветов империи, однако их перестали использовать для украшения торжеств и домов. Основой военной символики, в частности, армейских кокард являлись георгиевские цвета: чёрный и жёлтый (либо оранжевый). Тем не менее, при создании в августе 1913 года опознавательного знака российских военных летательных аппаратов была принята бело-сине-красная, а не чёрно-оранжевая или чёрно-жёлто-белая эмблема.

Флаг 1917 года. Период Временного правительства. • • В 1917 году после Февральской революции, Флаг 1917 года. Период Временного правительства. • • В 1917 году после Февральской революции, император Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата, великого князя Михаила Александровича, который, в свою очередь, был вынужден передать власть Временномуправительству. Во время революции широко использовался красный флаг, однако Юридическое совещание, состоявшееся 25 апреля 1917 года, предложило оставить в качестве национального бело-сине-красный флаг, поскольку он не несет атрибутов никаких династических эмблем и может считаться флагом новой России. На состоявшемся 6 мая 1917 года заседании Временного правительства вопрос о государственном гербе и национальном флаге был отложен до «разрешения Учредительным собранием» . Бело-сине-красный флаг продолжал быть фактическим государственным символом России до Октябрьской революции 1917 года (де-юре — до принятия конституции РСФСР в 1918 году). В период Гражданской войны бело-сине-красный флаг представлял собой общенациональный символ Белого движения, в противовес красному флагу Советской России. Окончательное решение вопроса о государственном гербе и национальном флаге было на заседании правительства 6 мая 1917 года отложено до "разрешения Учредительным собранием", которое, как известно, так и не было собрано. Февральская революция 1917 г. прошла не под национальным, а под красным флагом. Неизмеримо выросло значение трехцветного символа в период гражданской войны. Белая идея отстаивала себя под бело-синекрасным знаменем. Знаком, отличавшим новую (Добровольческую) армию от старой царской и Красной был нарукавный угол-шеврон из лент национальных цветов. Такой же шеврон украшал и всю технику царской армии, бронепоезда, бронеавтомобили и военные суда белых армий. Русское трехцветное знамя, получив боевое крещение, перестало быть «обывательским и торговым» , оно стало таким же военным, как и Андреевский флаг. Позднее, вся русская эмиграция продолжала считать бело-сине-красный флаг национальной святыней. В президиумы торжественных собраний этот флаг всегда вносился при вставании присутствующих и под «Преображенский марш Петра Великого» , который являлся гимном белого движения. Таким же национальным окончательно стал считаться и Андреевский флаг.

Флаг РСФСР и СССР. • • 19 февраля 1861 г. произошло одно из важнейших Флаг РСФСР и СССР. • • 19 февраля 1861 г. произошло одно из важнейших событий в истории России – Освобождение крестьян от крепостного права. Однако, сам факт провозглашения царского Манифеста в селе Кандеевка Чембарского уезда Пензенской губернии сопровождался беспорядками, проходившими под красным флагом, который впервые поднял над крестьянской толпой отставной солдат Василий Горячев. Не смотря на это, первое, признанное советскими историками, появление красного флага в России было зафиксировано 6 декабря 1876 г. во время митинга рабочих у Казанского собора в Петербурге. На знамени был начертан девиз «Земля и воля!» и первым красным знаменосцем стал уроженец Старицкого уезда Тверской губернии Яков Потапов. Красное знамя подняли моряки восставшего броненосца «Потемкин» , под ним сражались на баррикадах с правительственными войсками рабочие московской Пресни в 1905 г. Весьма популярными красные полотнища становятся в революционном 1917 г. Красный цвет преобладал в повседневной политической жизни того времени (красные знамена, красные транспаранты, красные банты, красные значки, красные повязки с надписью «Красная гвардия» и т. п. ). Первоначальный вариант флага РСФСР был утвержден 14 апреля 1918 г. Флагом Российской Республики было установлено Красное Знамя с надписью "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика". В Конституции РСФСР (1918 г. ) приведено следующее описание флага: "Торговый, морской и военный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы "РСФСР" или надпись "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика".

Флаг РСФСР и СССР. • • • После прихода большевиков к власти вплоть до Флаг РСФСР и СССР. • • • После прихода большевиков к власти вплоть до середины 1918 г. роль государственного и военно-морского флага выполняло простое красное полотнище. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял Конституцию РСФСР, в которой красный флаг утверждался как единый — торговый, морской и военный. Первый флаг РСФСР был утвержден в июле 1918 года. В окантованном желтым кантом крыже на красном фоне располагались крестообразно буквы «РСФСР» , а под ними надпись, расшифровывающая данную аббревиатуру: «Российская советская федеративная социалистическая республика» . В том же 1918 году флаг был изменен: аббревиатура РСФСР была расположена в одну строку и начертана оригинальным шрифтом. В таком виде флаг РСФСР просуществовал до 1937 года. С 1937 г. стал использовать только вариант флага, где буквы писались в один ряд (через точки): "Р. С. Ф. С. Р. ". В декабре 1923 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик, и в 1924 г. Конституция СССР утвердила флаг СССР: красное полотнище с эмблемой - серпом и молотом - и пятиконечной звездой. Вскоре серпы и молоты появились и на флагах союзных республик. После второй мировой войны, в 1949 -1953 гг. , все союзные и автономные республики обрели новые флаги. Теперь их красные полотнища украшали полосы разного цвета. Флагом РСФСР 9 января 1954 г. стало красное полотнище с узкой вертикальной синей полосой у древка, как символ покорения советским народом воздушной и морской стихий. Флаги автономий отличались тем, что на них были написаны названия республик. Положении о флаге также было уточнено, что на обратной стороне полотнища звезда, серп и молот не изображаются

В дни «Августовского путча» российский триколор широко использовался оппозиционными силами, противостоящими ГКЧП. • • В дни «Августовского путча» российский триколор широко использовался оппозиционными силами, противостоящими ГКЧП. • • • 22 августа 1991 года, чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать "полотнище из. . . белой, лазоревой, алой полос" официальным национальным флагом России. Спустя три года этот день стал государственным праздником, что зафиксировано указом президента Российской Федерации от 20 августа 1994 года. 1 ноября 1991 года бело-лазорево-алый флаг был законодательно утверждён Государственным флагом РСФСР; за утверждение этого флага проголосовало 750 народных депутатов РСФСР из 865 участвовавших в голосовании за новый флаг для России. Флагом РСФСР устанавливалось прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя — лазоревого цвета и нижняя — алого цвета. Отношение ширины флага к его длине — 1: 2. 25 декабря 1991 года название государства «РСФСР» было заменено на «Российская Федерация (Россия)» . А 11 декабря 1993 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин подписал Указ № 2126 «О Государственном флаге Российской Федерации» , которым было утверждено Положение о Государственном флаге Российской Федерации и признано утратившим силу Положение о Государственном флаге РСФСР, утверждённое Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 декабря 1953 года. В статье 1 Положения о Государственном флаге Российской Федерации он был описан как прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цветов. Отношение ширины флага к его длине — 2: 3.

В дни «Августовского путча» российский триколор широко использовался оппозиционными силами, противостоящими ГКЧП. • • В дни «Августовского путча» российский триколор широко использовался оппозиционными силами, противостоящими ГКЧП. • • • При отсутствии официального толкования значения цветов российского триколора, существует несколько трактовок значения цветов флага. Мы постарались собрать версии, соответствующие историческому прошлому и настоящему России, и выдвинуть свои предположения. Первая версия. Горизонтальное расположение трех полос отражает древнерусское понимание строения мира: — красная полоса – мир физический; — синяя полоса – мир небесный; — белая полоса – мир божественный. Версия вторая. Три полосы флага России являются олицетворением единства трех братских восточнославянских народов: — белорусы – белый цвет — Белоруссия; — украинцы – синий цвет – Малороссия; — русские – красный цвет — Великороссия. Скажем так, это «державная» трактовка значения цветов флага России. Третья версия. Сегодня значение трех цветов объясняется иначе, чем в XIX веке: — белый цвет – свобода и независимость; — синий цвет – вера (цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия); — красный цвет – державность. Так как официально цвета не толкуются. каждый вправе сам выбрать для себя именно ту. которая ближе ему по состоянию духа и убеждениям. Самый большой флаг России был поднят в августе 2011 года в Чеченской Республике между сёлами Ойсхара и Центорой. Флаг имеет площадь полотнища 150 квадратных метров. Высота флагштока, расположенного на 300 -метровой сопке, составляет 70 метров.

Гимн Гимн

Гимн 1790 года • Исторически принято считать, что первый российский гимн возник в XVIII Гимн 1790 года • Исторически принято считать, что первый российский гимн возник в XVIII веке. Это был военный марш-гимн, который создавался для поднятия духа русской армии и флота. 11 декабря 1790 года русская армия под предводительством великого полководца Александра Васильевича Суворова взяла неприступную турецкую крепость Измаил. Это стало переломным моментом в ходе Русско-турецкой войны. Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни. Ее авторы – композитор Иосиф Анатольевич Козловский (1757– 1831) и поэт Гаврила Романович Державин (1743– 1816). : • • Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый росс! Звучной славой украшайся! Магомета ты потрес! Воды быстрого Дуная Уж в руках теперь у нас; Храбрость россов почитая, Тавр под нами и Кавказ. • Уж не могут орды Крыма Ныне рушить наш покой; Гордость низится Селима, И бледнеет он с луной. • Стон Синая раздается Днесь в подсолнечной везде; Зависть и вражда мятется И терзается в себе. • Мы ликуем славы звуки, Чтоб враги могли узреть, Что свои готовы руки В край вселенной мы простреть. • Зри, премудрая царица! Зри, великая жена! Что Твой взгляд, Твоя десница Наш закон, душа одна. • Зри на блещущи соборы, Зри на сей прекрасный строй; Всех сердца Тобой и взоры Оживляются одной. • • Припев: Славься сим, Екатерина! Славься, нежная к нам мать!

Гимн 1815 года • • • Первым же официальным гимном России в 1815 году Гимн 1815 года • • • Первым же официальным гимном России в 1815 году стал гимн, написанный на музыку английского гимна. Автором слов был великий русский поэт, наставник Александра Сергеевича Пушкина, будущий воспитатель императора Александра Второго – Василий Андреевич Жуковский (1783– 1852). Он написал стихи "Молитва русских": Боже! Царя храни! • Мирных воителей, Славному долги дни Правды блюстителей, Дай на земли! Боже, храни! • Гордых смирителю, Слабых хранителю, Всех утешителю Все ниспошли! • Жизнь их примерную, Нелицемерную, Доблестям верную Ты помяни! • Перводержавную Русь православную Боже, храни! • О, Провидение! Благословение Нам ниспошли! • Царство ей стройное В силе спокойное! — Все ж недостойное Прочь отжени! • К благу стремление, В счастье смирение, В скорби терпение Дай на земли! • Воинство бранное, Славой избранное, Боже, храни! • Будь нам заступником, Верным сопутником Нас провожай! • Воинам мстителям, Чести спасителям, Миротворителям — Долгие дни! • Светлопрелестная, Жизнь наднебесная, Сердцу известная, Сердцу сияй!

Гимн 1833 года • • Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на Гимн 1833 года • • Боже, царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам! Царствуй на страх врагам, Царь православный. Боже, царя храни! В 1833 году князь Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время Его визита в Австрию и Пруссию, где Императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому Ему музыканту, сочинить новый гимн. И в 1833 году, к гимну "Боже, царя храни!" русский композитор А. Ф. Львов (1798– 1870) написал другую мелодию. Это было сделано по указу царя, которому не нравилось, что русский гимн звучит на мелодию английского. Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова. 23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Выслушав новый гимн, император подошел к А. Ф. Львову, обнял его, и крепко поцеловав, сказал: "Спасибо, спасибо, прелестно; ты совершенно понял меня". Другой очевидец исполнения записал почти те же слова императора: "Лучше нельзя, ты совершенно понял меня". Государь, несколько раз повторив: "C'est superbe!" ("Это великолепно!" - фр. ), приказал Бенкендорфу сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение в приказе 4 декабря 1833 г. Глубоко растроганный государь пожаловал А. Ф. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом. Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор — трижды. Не следует считать русским гимном всё стихотворение Жуковского «Молитва русских» (содержащее обе версии гимна и ещё несколько строф).

Гимн 1917 года • • • В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся Гимн 1917 года • • • В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся от власти, а вместе с ним ушел в прошлое и гимн. В Россию пришла "Марсельеза" в конце XVIII - начале XIX веков. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знавшим французский язык. Под названием "Рабочей Марсельезы" песня стала хорошо известной с 1875 года. В дни революции 1905 -1907 годов ее распевали на улицах и площадях. Содержание имело мало общего с французской "Марсельезой" Руже де Лиля, но было понятно революционно настроенным массам: "Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…". К 1917 году песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания. "Марсельезу" исполняли при встрече членов Временного правительства, приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах и т. д. При ее исполнении снимали головные уборы. Причем оркестры исполняли классический французский вариант "Марсельезы", а пелась русская "Рабочая Марсельеза": Автором русского перевода был поэт Петр Лаврович Лавров (1823– 1900), а сделал ее музыкальную обработку композитор Александр Константинович Глазунов (1865– 1936): • • Отречёмся от старого мира, Отряхнём его прах с наших ног! Нам не нужно златого кумира, Ненавистен нам царский чертог. Ему нужны для войска солдаты Подавайте ему сыновей. Ему нужны пиры и палаты — Подавай ему крови своей. Припев: Вставай, подымайся, рабочий народ! Иди на врага, люд голодный! Раздайся, клич мести народной! Вперёд, вперёд, вперёд! Кулаки-богачи жадной сворой Расхищают тяжёлый твой труд. Твоим потом жиреют обжоры, Твой последний кусок они рвут. Не довольно ли вечного горя? Встанем, братья, повсюду зараз — От Днепра и до Белого моря, И Поволжье, и Дальний Кавказ — Припев И взойдёт за кровавой зарёю Солнце правды и братской любви, Хоть купили мы страшной ценою — Кровью нашею — счастье земли. И настанет година свободы: За эпохой кровавой борьбы, И сольются в едином народы, В царстве славы, труда и борьбы. Припев. Однако "Марсельеза" не стала гимном молодой Советской Республики.

Гимн 1944 года • • • На одном из заседаний было принято решение о Гимн 1944 года • • • На одном из заседаний было принято решение о создании нового Государственного гимна СССР. После длительных раздумий и доработок был утвержден текст поэта Сергея Владимировича Михалкова (1913) и журналиста Г. А. Эль. Регистана (1899– 1945) на музыку композитора Александра Васильевича Александрова (1883– 1946). На заседании Политбюро Сталин как-то сказал примерно следующее: "Интернационал написан французами в XIX в. Он устарел. Пусть его поют те, кто еще не разрушил старый мир. Мы свое дело сделали и теперь нам нужен наш, советский гимн". Работа по подготовке нового гимна проходила в тяжелые для страны 1942 -1943 годы. Правительственная комиссия с участием Сталина выбрала из многочисленных вариантов музыку композитора Александрова и текст написанный Сергеем Михалковым и Григорием Эль. Регистаном. Новый Государственный гимн СССР впервые прозвучал в ночь на 1 -е января 1944 г. С 15 марта 1944 г. гимн начал исполняться повсеместно. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества от фашистских захватчиков, звал к новым подвигам и свершениям. Этот гимн претерпел несколько редакций. Первая редакция воспевает Ленина и Сталина. 1955 -1977 гимн исполнялся без слов, потому что в прежнем тексте упоминался Сталин. Но официально старые слова гимна отменены не были, поэтому во время зарубежных выступлений советских спортсменов иногда исполнялся гимн со старыми словами. В 1977 году Сергей Михалков создаёт вторую редакцию Государственного Гимна СССР. Вторая редакция прославляет партию Ленина, коммунизм. …Партия Ленина - сила народная Нас к торжеству коммунизма ведёт!. . . Немного позднее, в 1977 году, С. В. Михалков внес небольшие поправки в текст гимна. И он стал звучать так. • Союз нерушимый республик свободных Сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов Единый, могучий Советский Союз! • • Припев: Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надежный оплот! Партия Ленина – сила народная Нас к торжеству коммунизма ведет! Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, • И Ленин великий нам путь озарил. На правое дело он поднял народы, На труд и на подвиги нас вдохновил! • • Припев: В победе бессмертных идей коммунизма Мы видим грядущее нашей страны, И Красному знамени славной Отчизны Мы будем всегда беззаветно верны!

Гимн 1991 • • В начале 90 -х годов произошел распад СССР. Новому государству Гимн 1991 • • В начале 90 -х годов произошел распад СССР. Новому государству потребовался новый гимн. В 1991 году, по указу первого президента России Б. Н. Ельцина "Патриотическая песнь" была объявлена гимном Российской Федерации. Новую оркестровку сделал Андрей Петров. Почти тогда же встал вопрос и о тексте гимна. Свои силы "пробовали" многие известные и неизвестные поэты, около 6000 вариантов текста. К сожалению, ни на одном варианте не остановились. Не определен и статус его, ибо легитимность нового гимна должна была подтвердить Государственная Дума. Этого тоже так и не произошло. Долгое время Государственным гимном России официально считалась "Патриотическая песня" Михаила Ивановича Глинки (1804– 1857), написанная еще в 1834 году. Эта музыка без слов, написанная для оперы "Жизнь за царя", являлась гимном 10 лет – с 1991 до 2001 года.

Гимн 2000 года • • Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Гимн 2000 года • • Современный Государственный гимн России был утвержден Указом Президента России Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2000 года. Российский народ услышал его впервые в ночь на 1 января нового 2001 года. Накануне нового XXI века у России появился новый гимн. Слова Гимна Российской Федерации написал советский писатель Сергей Владимирович Михалков. Он же был автором Государственного гимна СССР. • Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! • • Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! • • Припев. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! • • • В словах гимна отражаются могущество и величие нашей Родины, ее необъятные просторы, богатая история. Эти стихи объединяют людей всех национальностей, всех, кто любит свою страну, гордится ею и желает ей процветания. В отличие от других государственных символов – герба и флага – гимн можно не только увидеть на листе бумаги, но и услышать. Мелодию Государственного гимна написал известный композитор и хоровой дирижер Александр Васильевич Александров. Впервые она прозвучала еще в годы Великой Отечественной войны, когда Красная Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Красивая, величественная и торжественная музыка рождает в сердце каждого россиянина чувство гордости за свою Родину. Ее знают во всем мире. Вместе с легко запоминающимися словами она ярко представляет нашу широкую Русь с ее бескрайними полями, лесами, реками и озерами, городами и деревнями.

Герб Герб

Герб 1497 • • В конце XV века, во время правления Ивана III Васильевича(22 Герб 1497 • • В конце XV века, во время правления Ивана III Васильевича(22 января 1440 — 27 октября 1505) происходит объединение значительных территорий русских земель вокруг Москвы, что послужило важнейшим этапом в образовании единого Российского государства. Именно Иван III окончательно ликвидирует зависимость от Золотой Орды и присоединяет ярославские, псковские, тверские, новгородские и пермские земли. Собственно после освобождения от Золотой Орды и появляется впервые великокняжеская печать Ивана III, как символ, олицетворяющий верховную власть и самодержавие. В «Истории государства Российского» Карамзин отметил, что символика герба российского берет свое начало от печати 1497 года. В Москве, в государственном архиве древних актов хранится грамота Ивана III, на земельные владения удельных князей, датируемая 1497 годом. Эту грамоту скрепляли четыре печати и наиболеепримечательной из них, была печать сделанная их красного воска. Эмблемы печати – всадник, поражающий змия копьем и двуглавый орел, впоследствии стали восприниматься как официальные символы государства Российского. Тогда же позолоченный двуглавый орел появился и на стенах Грановитой палаты в Кремле. Так откуда появились всадник и орел на гербе? Традиционно всадник на Руси воспринимался как государь, а Георгий Победоносец необычайно популярен был на Руси и считался небесным покровителем всех русских воинов. Появление орла на гербе Руси , было следующим: после женитьбы Ивана III на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения авторитета в глазах иностранных государств, царь принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Однако император Максимилиан II не дал своего орла Софье. Тогда Иван III в 1472 году, возложил на обе главы орла Цесарские венцы, вместо одного. Одновременно изобразив на груди орла щит с изображением Св. Георгия Победоносца. А в 1480 году Царь Московский становится самостоятельным, что повлекло за собой и небольшое изменение Орла, в его лапах появляется меч и православный крест.

Герб с 1562 года • • После смерти Ивана III и до вступления на Герб с 1562 года • • После смерти Ивана III и до вступления на престол его сына Ивана IV, с орлом происходит ряд не самых лучших изменений, можно сказать даже немного комических. Однако, практически сразу после коронации нового царя, орел меняется практически полностью, а именно, головы смотрящие Запад и Восток «начинают злиться» , двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. В период царствования Иоанна IV Васильевича территория молодого государства начинает расширяться, присоединяется Сибирь, одерживаются победы над Казанским и Астраханскими царствами. Могущество русского государства отражается и на его гербе. В 1574 году Иван IV отрекается от Царства и уходит в монастырь на два года, а по возвращении изменяет облик Орла. Появляется корона западного образца, и на щите вместо всадника Георгия оказывается Единорог - личный знак царя. Дело в том, что символы, используемые в личной символике царя, взяты из Псалтыря, что является очередным доказательством укоренения христианства на Руси. Правда, стоит отметить, что Орел с единорогом вскоре был отменен царем и единорог остался лишь как символ царя, хотя его использование на монетах и продолжалось почти до конца XVII века, но как государственный символ использоваться перестал. Именно при Иоанне IV святой Георгий, а позже и Единорог, обращен в правую (на восток) сторону, что в соответствии с древнерусской традицией противоречит геральдическим правилам.

Герб с 1584 года • • • Смерть Ивана Грозного и недолгое правление его Герб с 1584 года • • • Смерть Ивана Грозного и недолгое правление его сына Федора Ивановича «Блаженного» внесли в облик орла изменения в виде «голгофского креста» между двумя головами. Однако смутное время и приход к власти Лжедмитриев также изменили внешний вид орла, вообще использованиегосударственных символов активно использовалось самозванцами, на головах орла вместо креста появляется третья корона, а всадник на груди поворачивается направо по западноевропейской традиции. Смутное время ослабляет русский дух и едва не становится причиной искоренения русской государственности. И лишь приход к власти Михаила Федоровича Романова снова возвращает Россию на путь величия и процветания. Именно в этот период орел на гербе как бы «встрепенулся» и впервые распускает крылья, что могло означать только наступление новой эры в истории государства. Над головами орла появляется третья корона как символ единения великорусов, малороссов и белоросов, а на грудь, в виде щита, а не иконы возвращается Святой Георгий. Начиная с 1645 года, времени правления Алексея Михайловича, конфликт с Польшей исчерпывается и по просьбе царя из Римской Империи присылают герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появляются знаки абсолютной монархии – скипетр и держава. А всадник поворачивается обратно на восток, в сторону вечных врагов, монголо-татар. В 1667 году появился первый в истории России Указ от 14 декабря "О титуле царском и о государственной печати", содержащий официальное описание герба: "Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя". А в 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля. В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение": Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, надежду, любовь к Богу являет, Криле простер, объемлет все мира конца, Север, юг, от востока аж до запада солнца Простертыми крыльями добре покрывает.

Герб с 1699 • • • Смерть Алексея Михайловича и приход к власти реформатора Герб с 1699 • • • Смерть Алексея Михайловича и приход к власти реформатора - Петра I, один из важнейших периодов в развитии России. Именно в этот период Россиия завоевывает выход к Балтийскому морю, создает свой флот и становится могущественной мировой державой, что мгновенно сказывается на внешнем облике Государственного герба. Гербовый орел меняет свой цвет с золотого на черный. На главах орла появляются короны под одной большой - общей, а на груди орденская цепь Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя России и небесного покровителя самого царя. Андреевский крест становится основным элементом ордена Св. Андрея Первозванного и символом военно - морского флота новой России, что не могло не отобразится и на гербе, орден размещается на орле, а поверх ордена - всадник. Отныне герб России становится не только "украшением" государственных бумаг, но и отражает силу русской империи. А после принятия Петром Iимператорского титула, на гербе вместо царских корон изображаются императорские. Также на крыльях орла впервые появляются щиты с гербами Великих царств и княжеств. На правом крыле (левом от зрителя) были размещены щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Казанским, Сибирским. Впервые четкое начертание императорские короны получили на государственной печати, вырезанной в 1710 году мастером Хауптом (инфулы здесь еще не использовались). В 1712 году мастер Беккер изготовил новые матрицы государственной печати, на которых короны получили уточненный рисунок, а большая корона – инфулы. Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: "Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет".

Герб с 1725 • • • 28 января 1725 умирает Петр Великий, и престол Герб с 1725 • • • 28 января 1725 умирает Петр Великий, и престол переходит к его жене Екатерине I, первой российской императрице. В связи с такой переменой появилась необходимость изменения герба и государственной печати. В связи с этим, в 1726 году, Сенат издает указ: «Для печатания ея императорского величества указов и прочего сделать при Сенате в Печатной конторе государственную печать… золотую, на которой вырезать орел черный с распростертыми крыльями в желтом поле, в нем ездца в красном поле; а вокруг той печати надписание: Божиею милостию, Екатерина Императрица и Самодержица Всероссийская» . Однако, этот орел по приказу Меньшикова был изъят и ко дню коронации Екатерины I появился новый герб, закрепленный указом от 11 марта 1726 года: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле". Период правления Петра II Алексеевича (1727 -1730), Анны Иоанновны (1730 -1740) и Ивана VI (1740 -1741) остается практически без изменений для Орла, но приход на престол Императрицы Елизаветы (1740 -1761) повлекло за собой кардинальное изменение Орла, Георгий Победоносец заменяется крестом (неправославным), и пропадают символы императорской власти. В 1762 году престол России переходит к Екатерине II Великой, именно смена власти повлекла за собой и очередное изменение орла. Большое количество реформ во внешней и внутренней политике, присоединение новых территорий привело к тому, что орел вновь приобрел могучие формы. Недолгое правление Павла I, существенно модифицировало российский герб и указом от 5 апреля 1797 года неотъемлемой частью герба императорской фамилии становится орел. 10 августа 1799 года именной указ Павла I сообщил о новом Российском гербе. Белый восьмиконечный Мальтийский крест под короной со звездой изображается на груди двуглавого орла, а на нем помещается щиток со святым Георгием. Буквально через несколько дней, 19 августа 1799 года, следует новый указ – «О изображении утвержденного Российского герба на печатях» , которые, как писалось в указе, «сообразно сему и переделать» . Введение Мальтийского креста в Государственный герб последовало после принятия Павлом I титула Великого магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В 1800 году по указу Императора Всероссийского был изготовлен манифест о «Полном Государственном гербе Всероссийской империи» , однако из-за смерти Павла I этот манифест опубликован не был. Оригинал манифеста к которому приложил руку сам Император Всероссийский Павел I , увековечен на двадцати пергаментных листах: первые четыре – текст манифеста, на пятом – непосредственно изображение государственного герба, а далее следует подробное объяснение всех составляющих его частей. Сам герб поражает нагромождением различных атрибутов, своей пышностью и многочисленными заимствованиями элементов западноевропейской геральдики.

Герб с 1800 • • Смерть Павла I в марте 1801 года от рук Герб с 1800 • • Смерть Павла I в марте 1801 года от рук масонских заговорщиков, практически полностью остановило развитие проекта по модернизации герба. А вступление на престол молодого Александра I (1801 – 1825)лишает герб приобретенных мальтийских атрибутов и перед коронованием Императора Орел предстает в более привычном свете. Война с Францией и последующее влияние французской культуры на общество отразилось на внешнем виде герба и в частности изменило облик Орла. Крылья орла широко раскинуты в стороны, а перья опущены вниз, одна из голов имеет больший наклон в сторону, чем другая. В лапах орла, вместо привычных - традиционных, державы и скипетра, появляются новые атрибуты власти: громовые стрелы (перуны), факел, лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок (символ французской власти) перевитый лентами. Именно такие орлы характерны для начала XIX века. В Таганроге в 1825 году умирает Александр I, и на престол вступает решительный и сильный волей Император Николай I (1825 – 1855). С этого момента происходит культурное и духовное возрождение страны, что тут же сказывается и на орле. С 1830 года Орел окончательно изображается с поднятыми крыльями, что символизирует становление России на мировой арене. После коронации Николая I на Польское царство в 1829 году, с 1832 года на крыльях орла впервые появляется герб этого царства. При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух видов государственного орла. Первый вид - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип - орел с поднятыми вверх крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия - с гербами трех "главных" древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея

Герб с 1855 • • На протяжении сотен лет герб России менялся каждый раз Герб с 1855 • • На протяжении сотен лет герб России менялся каждый раз с приходом к власти нового правителя, однако самая крупная геральдическая реформа была проведена в годы царствования Александра II. Специально для этого по его приказу было создано Гербовое отделение возглавляемое бароном Б. Кене, который разработал, целую систему государственных гербов ориентируясь на германские образцы. И уже 8 декабря 1856 года утверждается рисунок Малого герба исполненного Александром Фадеевым. А 11 апреля 1897 года император Александр II утверждает полностью весь комплект новых государственных гербов – Большой, Средний и Малый и гербы членов императорской фамилии. Вместе с принятием гербов были утверждены и государственные печати, а также печати главных и низших присутственных мест и лиц. Итого, одним указом было утверждено сто десять рисунков. Именно эти изменения должны были своим величием символизировать единство и могущество огромной России. 31 мая этого же года Сенат опубликовал Указ с подробным описанием новых гербов и правил их употребления. Введенные гербы просуществовали до 1917 года практически без изменений. Единство и могущество в изображении герба полностью отображают идеи Павла I, а новый герб всем своим видом несет в себе старорусскую традицию изображать вокруг орла гербы земель, входящих в состав единого русского государства. Такое изображение герба отражает идею объединения русских княжеств вокруг столицы - Москвы. Этот герб отличается от предыдущих не только изображением, но и количеством гербов на своих крыльях. На правом крыле помещаются щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Новгородского, Владимирского), на левом - щиты с гербами Грузии, Сибири, Финляндии и Астрахани.

Герб с 1855 • • Большой государственный герб - черный двуглавый орел на французском Герб с 1855 • • Большой государственный герб - черный двуглавый орел на французском щите с золотым полем. Орел увенчан тремя императорскими коронами соединенных голубой лентой: две меньшие короны увенчивают головы, а большая расположена между головами и возвышается над ними. В лапах орел держит скипетр и державу; на груди “герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик и Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне. . . ”. Щит, с изображением орела, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита - цепь и орден святого Андрея Первозванного. По обеим сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) - святой Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Центральная часть объединяется под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней. Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней расположены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей - три справа и три слева от хоругви, создающие почти целый полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, составляют продолжение и большую часть того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Одновременно с принятием Большого, были приняты Средний и Малый государственные гербы. Средний государственный герб представлял собой то же самое, что и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый - то же, что и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества. Александр III, указом от 3 ноября 1882 года внес небольшие изменения в изображение герба от 1857 года, а именно добавлен был щит с гербом Туркестана (вошедшего в состав Российской империи в 1867 году), в один щит соединены гербы Литовского и Белорусского княжества. Изменилось и обрамление государственного герба, на новом гербе это лавровые и дубовые ветви, символизирующие славу, честь и заслуги – лавровые ветви; доблесть и мужество – дубовые ветви. Именно в новых гербах отражена сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество.