simmetria_v_arkhitekture_muzyke (1).pptx
- Количество слайдов: 21
Симметрия в литературе, музыке, творчестве, архитектуре, биологии. Выполнили: 2012 г
Симметрия…является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Г. Вейль
Симметрия (от греческого symmetria - "соразмерность") - понятие, означающее сохраняемость, повторяемость, "инвариантность" каких-либо особенностей структуры изучаемого объекта при проведении с ним определенных преобразований.
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (1490, Галерея Академии, Венеция)
ТИПЫ Симметрия структурная представляет метод изучения пространственных и пространственно- представимых объектов. геометрическая Относятся свойства пространства-времени, такие как однородность пространства и времени, изотропность пространства, … динамическая Описывает соответственно кристаллографический, математический и физический аспекты данного понятия.
аспекты, без которых симметрия невозможна: 1) объект - носитель симметрии; в роли симметричных объектов могут выступать вещи, процессы, геометрические фигуры, математические выражения, живые организмы, . . 2) некоторые признаки - величины, свойства, отношения, процессы, явления - объекта, которые при преобразованиях симметрии остаются неизменными; их называют инвариантными или инвариантами.
3 )изменения (объекта), которые оставляют объект тождественным самому себе по инвариантным признакам; такие изменения называются преобразованиями симметрии; 4) свойство объекта превращаться по выделенным признакам в самого себя после соответствующих его изменений. Важно подчеркнуть, что инвариант вторичен по отношению к изменению; покой относителен, движение абсолютно.
Категории симметрия Асимметрия - состояние, когда симметрия отсутствует 3) Дисимметрия- отсутствие у объекта некоторых элементов симметрии. 4) Антисимметрия - противоположная симметрия, или симметрия противоположностей 5) суперсимметрия. 1) 2)
Симметрия в биологии — это закономерное расположение одинаковых частей тела или форм живого организма, совокупности живых организмов относительно оси симметрии. Тип симметрии определяет не только общее строение тела, но и возможность развития систем органов животного. Если тело животного можно мысленно разделить на две половины, правую и левую, то такую форму симметрии называют билатеральной. Этот тип симметрии свойственен подавляющему большинству видов, а также человеку. Если тело животного можно мысленно разделить не одной, а несколькими плоскостями симметрии на равные части, то такое животное называют радиально-симметричным. Этот тип симметрии встречается значительно реже.
Симметрия в архитектуре Симметричные объекты обладают высокой функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к мысли степенью целесообразности: большей устойчивостью и равной, чтобы сооружение было красивым оно должно быть симметричным. Симметрия использовалась при сооружении культовых и бытовых сооружений в Древнем Египте. Но наиболее ярко симметрия проявляется в античных сооружениях Древней Греции. С тех пор и до наших дней симметрия в сознании человека стала объективным признаком красоты.
Симметрия в музыке и литературе «Душа музыки – ритм – состоит в правильном периодическом повторении частей музыкального произведения, - писал в 1908 году известный русский физик Г. В. Вульф. – Правильное же повторение одинаковых частей в целом и составляет сущность симметрии. Мы с тем большим правом можем приложить к музыкальному произведению понятие симметрии, что это произведение записывается при помощи нот, т. е. получает пространственный геометрический образ, части которого мы можем обозревать» . Он же писал: «Подобно музыкальным произведениям, могут быть симметричны и произведения словесные, в особенности стихотворения» .
В стихотворениях подразумевается симметрия чередования рифм, ударных слогов, то есть опять таки ритмичность. Композитор в своей симфонии может по нескольку раз возвращаться к одной и той же теме, постепенно разрабатывая ее. …В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темнозелеными садами Ее покрылись острова… Пушкин А. С. «Медный всадник» Все ярко, все бело кругом. На стеклах легкие узоры, Сорок веселых на дворе Деревья в зимнем серебре И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром Пушкин А. С. «Евгений Онегин»
Сохранение темы и ее изменение (разработка, развитие) – это и есть единство симметрии и асимметрии. И чем удачнее решает композитор или поэт проблему соотношения между симметрией и асимметрией, тем выше художественная ценность создаваемого произведения искусства. Самое непосредственное отношение к симметрии имеет композиция. Великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете утверждал, что «всякая композиция основана на скрытой симметрии» . Владеть законами композиции – это значит владеть законами симметрии. Три основных закона композиции предполагают трансляционно-тождественное повторение элементов структуры, контрастное повторение, варьированное повторение. Это выглядит как орнамент во времени.
Симметрия в творчестве В геометрических орнаментах всех веков запечатлены неиссякаемые фантазия и изобразительность художников и мастеров, чьё творчество было ограничено жёсткими рамками, установленными неукоснительным следованием принципам симметрии. Трактуемые несравненно шире идеи симметрии нередко можно встретить в живописи, скульптуре, музыке и поэзии. Во многих случаях именно язык симметрии оказывается особенно пригодным для обсуждения произведений искусства, даже если последние отличаются отклонениями от симметрии или их создатели стремились умышленно её избежать.
С симметрией мы встречаемся везде – в природе, технике, искусстве, науке. Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своём многообразии картиной явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии.
simmetria_v_arkhitekture_muzyke (1).pptx