Сильвестр Щедрин.ppt
- Количество слайдов: 29
Сильвестр Феодосиевич Щедрин родился в Петербурге 2 февраля 1791 года. С детства жизнь Сильвестра была тесно связана с искусством. Отец художника, скульптор Феодосий Федорович Щедрин, занимал должность профессора, а затем ректора Петербургской академии художеств. На выбор мальчиком профессии решающее влияние оказал его дядя - знаменитый пейзажист, профессор Семен Федорович Щедрин, который руководил в академии пейзажным классом.
С 1800 по 1811 год Сильвестр Щедрин учился в Академии Художеств. В 1811 г. он оканчивает Академию дипломной картиной «Вид с Петровского острова» , получив за неё Большую золотую медаль, что давало ему право на «пенсионерство» за границей.
В июне 1818 г. он уехал в Италию. Прочные позиции здесь сохранял классицизм, и вместе с тем все более значительным становилось влияние романтических и реалистических тенденций. Сильвестр Феодосиевич примкнул к передовому романтическиреалистическому направлению. Щедрин поселился в Риме и приступил к работе над городскими пейзажами. Предметом своей большой отчетной картины он решил сделать Колизей. На первом плане этюда художник изобразил Колизей с его разрушенной стороны. Дома же, виднеющиеся вдали, написаны лишь для того, «чтобы обозначилась вся его необыкновенная величина» . Стараясь как можно точнее выразить натуру, Щедрин до мельчайших подробностей передал архитектуру здания, его каменную массу и кладку. Чтобы придать картине занимательность, он дополнил изображение Колизея мотивом входящего в него крестного хода.
Колизей.
Летом 1819 г. художник отправился в Неаполь, где поселился на набережной Санта-Лючия у поэта и дипломата К. Н. Батюшкова. Здесь художник нашел подлинную отраду для души и неисчислимое количество мотивов для живописи. Картину «Неаполь. На набережной Ривьера ди Къяйя» Щедрин выполнил в манере, характерной для поздней живописи Ф. Алексеева: основное место на переднем плане здесь занимает набережная, на которой художник изобразил группы гуляющих и торговцев, представляющие собой незатейливые жанровые сценки. На дальнем плане открывается вид на море.
Все же бурные политические события, развернувшиеся в Неаполитанском королевстве, вынудили Щедрина искать безопасности в Риме. Но теперь он смотрел на этот город иными глазами и находил в нем красоту. Серия изображений водопадов в Тиволи, выполненных в 1821 -1823 гг. , свидетельствует о том, насколько возросло живописное мастерство Щедрина по сравнению с этюдом «Колизей» .
Живое, реальное, проникнутое романтическим лиризмом восприятие природы, которое сложилось в процессе работы над «Водопадами» , получило свое развитие в сюите видов «Нового Рима» , созданию которой Щедрин посвятил три года, с 1823 по 1825. Среди лучших работ этой серии выделяется картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» . Этот пейзаж, изображающий водную гладь величественного Тибра, рыбачьи лодки, древний замок, современные здания, виднеющийся вдали собор Святого Петра, проникнут неповторимым поэтическим чувством.
Старый Рим.
В 1825 г. появился еще один шедевр Щедрина - «Озеро Альбано в окрестностях Рима» . Изысканный колорит картины, выдержанный в серовато-голубой и серовато-зеленой гамме, придает пейзажу особое, поэтическое очарование. Между высокими деревьями открывается чудесный вид на озеро, за которым высятся окутанные нежной дымкой горы. Сквозь причудливый узор листьев пробивается солнечный свет. Его блики ложатся на желтоватую землю, стволы и листву деревьев, гладкую поверхность озера. В этом поэтическом произведении он сделал новый шаг к естественности, избавившись от четкого деления на пространственные планы и от условности цвета.
Давно миновал срок окончания пенсионерства, но Щедрин оттягивал возвращение в Петербург. Его пугали доходящие сведения об изменениях в Академии, рассказы о воцарившейся там формальной чиновничьей атмосфере, о подавленности и страхе, объявшем общество после восстания на Сенатской площади. Он принял решение остаться в Риме. К этому времени его популярность значительно возросла. Желающим приобрести выполненный живописцем пейзаж приходилось записываться в очередь. Начиная с 1825 г. все летние месяцы Щедрин стал проводить в Неаполе, на Капри и в Сорренто. На смену городским пейзажам в его творчестве пришли природные, главным образом приморские. Именно в морских пейзажах 1825 -1827 гг. творчество Щедрина достигло своего расцвета.
Набережная в Неаполе.
Вид Сорренто близ Неаполя.
Итальянский пейзаж. Капри.
Вид Амальфи близ Неаполя.
Набережная Санта Лючия в Неаполе.
Набережная Мерджеллина в Неаполе.
Большая гавань на острове Капри. Художник заводил дружеские отношения с местными жителями, наблюдал их повседневный быт. Именно эти одетые в лохмотья представители итальянского дна придавали картинам Щедрина живость и реалистичность. Так, в результате наблюдений художника за природой и бытом простых итальянцев появилась серия «Гаваней в Сорренто» , видов «На Капри» и т. п.
Малая гавань в Сорренто близ Неаполя. Освещенная солнцем морская поверхность вдали кажется жемчужноголубой. Только тот художник, который обладает исключительным чувством цвета, мог заметить, что лучи жаркого южного солнца вовсе не золотят предметы, а придают им серебристо-белесые оттенки.
В окрестностях Сорренто близ Кастелламаре.
Вид в окрестностях Сорренто. Вечер.
Вид на Неаполь с дороги в Позилиппо.
Городские пейзажи, написанные Щедриным в Неаполе, приобрели необычайную популярность. Но Сильвестр Феодосиевич не испытывал особенной любви к видам городской архитектуры. Намного ближе для него было стремление писать «чистую» природу. Природа Щедрина - это природа, близкая человеку, идеальный мир гармонии и спокойного счастья. Привлекали его также светотеневые контрасты. Поэтому в его живописи часто встречается мотив грота ( «Вид из грота на Везувий и Кастелло дель Ово в лунную ночь» ). Темные краски, которыми художник пишет гроты, контрастно подчеркивают нежную голубизну моря и неба, свежесть зелени.
Грот во Флоренции.
Грот Матроманио на острове Капри.
Еще одним излюбленным мотивом пейзажей Щедрина является терраса. Достаточно вспомнить такое его произведение, как «Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто» (1827). Эта картина кажется на удивление воздушной. В ней отсутствует перспективный переход от первого плана с фигурой священника к бескрайним и глубоким далям неба и моря, но огромные, пронизанные светом пространства хорошо видны сквозь узор листвы. В спасительной тени густых деревьев от палящего полуденного зноя спрятались люди.
Веранда, обвитая виноградом.
Терраса в Поццуоли.
Мало-помалу в работы Щедрина проникает драматизм, ранее ему чуждый. Для того чтобы усилить выразительность своих полотен, Щедрин использовал свет, идущий сразу от нескольких источников, например отблески костра, зарево над кратером вулкана и свет луны. Он стал писать ночные пейзажи с тревожным светом луны, проглядывающей из-за облаков, и мрачными силуэтами людей, собравшихся у костра ("Лунная ночь в Неаполе", 1828 -29, и др. ). Возможно, причиной тому были невеселые вести с родины, куда художник не решался возвратиться, а возможно - тяжелая болезнь, которая беспокоила его все чаще.
Последний период жизни художника был омрачен приступами жестокой болезни печени. Он пытался лечиться минеральными водами, менял врачей, в отчаянии обратился за помощью к каким-то шарлатанам, но никто из многочисленных докторов, к которым обращался Щедрин, не смог ему помочь. Только благодаря работе живописцу на некоторое время удавалось забыться. Осенью 1830 г. он писал: «Когда приехал в Сорренто, меня не узнавали, и некоторые старухи, глядя на меня, плакали» . 8 ноября 1830 года 39 -летний художник скончался.
Сильвестр Щедрин.ppt