Социология.pptx
- Количество слайдов: 20
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ачинский филиал
Социология ТЕМА 1. Социология как наука. История становления и развития социологии.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Объект и предмет социологии 2. Формационный подход. 3. Цивилизационный подход.
ВОПРОС 1: Объект социологии. Термин социология происходит от латинского «societas» – общество и греческого «logos» – «учение» , социология - «учение об обществе» . В широкий научный оборот, данный термин ввёл в середине ХIХ в. французский философ Огюст Конт. Среди древних мудрецов, занимавшихся исследованиями социума, следует отметить Демокрита, Платона, Аристотеля, Цицерона.
Главная задача социологии - изучение общества, общественной жизни и общественных отношений. Объектом социологии является общество, как целостная система. Предмет социологии – это социальная жизнь общества. Общество – это основная категория социологии, главный предмет её изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами, пространственными и временными границами. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей (общественных отношений) социальных общностей (классов, групп людей) в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Задачи социологии решать научные проблемы, которые связаны с формированием знания об обществе. изучать проблемы, которые связаны с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств целенаправленного воздействия на социальные процессы. Функции социологии теоретико-познавательная – даёт новые знания об обществе, социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических, научных и социальных задач социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции его развития.
Уже в античную эпоху началось формирование двух традиций в объяснении возникновения общества Общество – это естественное образование; человек – существо по природе и изначально социальное; вне общества он существовать не может, подобно пчеле или муравью. Дообщественной стадии в формировании человека не существует, или, она означает одновременно дочеловеческую стадию. Общество – это искусственное образование; человек – существо по природе и изначально антисоциальное и эгоистическое; естественное состояние человека – внеобщественное и дообщественное. Общество – это своего рода искусственный механизм, сконструированный людьми для блага индивидов.
Человек представляет собой существо общественное , среди всех живых существ только он одарён речью. Под обществом Аристотель понимает любое объединение людей, чем-нибудь соединённых между собой. В качестве элементарного социального объединения он рассматривает семью, домохозяйство. Это объединение основано на природных отношениях: муж – жена и господин – раб. Аристотель (384– 322 гг. до н. э. ). Общество – это искусственное образование, результат изобретения и целенаправленной деятельности людей: монархов, законодателей или самих членов определённых обществ. Платон 428/427— 348/347 до н. э. Эпикур 342/341— 271/270 до н. э.
Объективно-идеалистический подход понимания общества представлен в философии Г. Гегеля (1770 – 1831 гг. ) Возникновение человека, развитие общества, как отражения этапа развития Абсолютной идеи, стремящейся к высшей цели – самопознанию, в процессе которого Абсолютный дух развивается в формах духов отдельных народов. Абсолют ный дух Обществ. дух Индив. дух Дух Инобытие Абсолют ная идея История «прогресс духа в сознании свободы» Обществен ный разум Психика индивида Сознание Природа Мир, до творения
К. Ясперс. Цивилизационная модель общества, концепция «осевого времени» . Человечество имеет единое происхождение, единый путь развития, несмотря на кажущиеся отличия между отдельными обществами. Центральным моментом теории - понятие «осевого времени» , которое трактуется как вполне опредёленная историческая эпоха. Общество формирует духовные факторы, а не материальные. В своём развитии человечество проходит 4 стадии, каждый раз отправляясь от новой основы Прометеевс кая эпоха Возникнове ние речи, орудий труда, умение пользоваться огнём Эпоха великих культур древности Возникнове ние письменнос ти «Осевое время» (явление Сына Божьего) В географически отдалённых друг от друга местах практически синхронно происходит формирование современного человека в его духовной открытости миру Эпоха развития техники Создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии 10
ВОПРОС 2. Формационный подход понимания общества. Коренная идея формационного подхода - единство человеческой истории и её прогресс в форме стадиального развития. Организации Идеи Учреждения Производственные отношения Производительные силы Базис К. Маркс 1818 – 1883 гг. Надстройка Основоположник одной из формационных доктрин – К. Маркс.
Базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости: все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения. Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон. Из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций вырастает относительная самостоятельность учреждений надстройки. Особый способ организации социально-экономической жизни общества – общественно-экономическая формация. Причём каждая ОЭФ, с т. . зр. Маркса – особый социальный организм, отличающийся от других не менее, чем различные биологические виды. Виды ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, азиатская, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая. .
Базис определяет характер надстройки, между ними существует линия Критика формационной теории причинно-следственной зависимости: все надстроечные явления Формационная теория, разработанная на материале истории Западной Европы без достаточных оснований перенесена на всемирную историю. Реальные тенденции и формы развития обществ во многих регионах и странах мира, прежде всего Востока, не укладываются в схему пяти формаций. Формационная теория в качестве основной детерминанты истории выделяет лишь социально-экономический аспект. Однако убедительно продемонстрировать универсальную зависимость духовной жизни и культуры от материальной истории общества не удаётся. Теория формаций зиждется на признании одноукладности общества. Но история свидетельствует, что многоукладность является закономерностью едва ли не всякого общества. Причём ни одному из укладов приписывать определяющую роль нет оснований. Формационная теория предписывает истории однолинейный характер, строгую последовательность стадий развития, определённую заданность, смысл и финал этого развития - коммунизм как идеальное состояние общественной жизни.
ВОПРОС 3. Теория цивилизаций. Коренная идея цивилизационного подхода отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития: существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все эти образования равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами. Н. Я. Данилевкий (1822 – 1885 гг. ) первым предложил модель многополярного мироустройства. Вся история человечества – это история отдельных народов, а, следовательно, история сменяемых друга локальных культурноwww. sfu-kras. ru исторических типов http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Технология Государственност ь В метафизическом центре цивилизации находится религиозное ядро, включающее в себя веру народа и его священный язык, на котором он говорит с Богом; Культура тв сс ку Ис е ни а Зн Вера - Язык о Ядро Нравственность Структура культурно-исторического типа (цивилизации) Вокруг указанного ядра располагается цивилизационные оболочки, начиная с интеллектуально-нравственнохудожественной (культура); Далее следует государственнополитическая сфера - область соединения духовной и светской власти; Внешнюю форму цивилизации образует её хозяйственноэкономическая и технологическая жизнь.
А. Тойнби (1889 – 1975 гг. ) «Тогда как экономическая и политическая карта мира почти полностью «вестернизирована» , культурная карта и поныне остаётся такой, какой она была до начала западной экономической и политической экспансии…» Западная цивилизация распространила свою экономическую систему по всему миру, в след за которой распространяется и политическая унификация. Но унификация не является единством, и концепция единой цивилизации, тем более отождествление её с западным обществом является преувеличением, приводящим к искажению фактов. такой взгляд ограничивается только экономическими и политическими аспектами социальной жизни, не распространяясь на культуру, которая фундаментальнее и глубже первых двух слоёв. игнорируются этапы истории других цивилизаций, не вписывающиеся в общую концепцию (Индия, Китай, мусульманские страны) представление о прямолинейности развития упускает различные ответы на вызовы истории разных цивилизаций на основании отождествления «общей цивилизации» с западным обществом, делается www. sfu-kras. ru вывод, о расовом превосходстве последнего. http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Цивилизации возникают как следствие мутаций примитивных обществ. В примитивных обществах социальное подражание направлено в прошлое, это общество статично, в нём господствует обычай. В цивилизациях социальное подражание направлено в будущее, обычай увядает, общество устремляется по пути изменения и роста Сила, преодолевающая инертность общества, придающая ему активность позитивный фактор. Раса и среда не могут выступать таковыми: все расы создали цивилизации, а народы, живущие в одинаковых географических условиях – различные цивилизации (Россия и Канада, Европа и Северная Америка). Причина генезиса – в столкновении между двумя сверхчеловеческими личностями: Богом и сатаной. Совершенство божественной вселенной нарушается вмешательством дьявола: он бросает вызов, и Бог не может не ответить на него новым актом творения, задающим активность и возрождающим равновесие по новому божественному плану. Действуя сам по себе, дьявол исполняет божественную цель.
Каждая цивилизация в своём развитии проходит несколько этапов: возникновение, рост, зрелость, расцвет, надлом, упадок, разложение. Прогресс конкретной цивилизации определяется способностью людей, живущих в данном ареале, дать адекватный ответ исторической и природной ситуации (вызову). К числу вызовов относятся: вызов ледовых полей, вызов просторов, вызов степей и т. д. Удачный ответ на вызов творческого меньшинства, увлекающего за собой инертные массы – фактор, превращения примитивного общества в цивилизацию и дальнейшего прогресса цивилизации. Прорыв творческого меньшинства к новизне должен совпасть с готовностью масс эти новации принять. Критерием прогресса может быть только духовная среда общества. Современным западным историкам свойственно отождествлять прогресс с материальным богатством, развитием техники, эта теория «технологических эпох» не подвергалась критике и принималась обыденным сознанием в силу того факта, что материальная сфера жизни, оставляет материальные памятники. Духовную же сферу приходиться реконструировать через материальную. Этим объясняется и то, что цивилизации, воспринимаемые современниками как процветающие, находятся в стадии надлома, близки к распаду. Причины приводящие цивилизацию к надлому внутри её самой, это прежде всего низведение человека до уровня животного, предательство человеческой сущности. Всего существут 21 цивилизационное общество: 16 реликтовых и 5 существующих (западное, православное, арабское, индуитское, дальневосточное).
Освальд Шпенглер (1880— 1936) считал, что история человеческого общества распадается на ряд неповторимых культур, каждая из которых проходит четыре стадии: детство, юность, возмужалость, старость, или этап цивилизации, и, наконец, гибель. Затем происходит возникновение новой культуры. Культура и цивилизация — это принципиально разные явления. Культура воплощает в себе подлинно человеческие, лучшие качества: благородство, бескорыстие, стремление к нравственному совершенствованию. Цивилизация — это заключительный этап развития любой культуры, с которого начинается её гибель. Основные признаки цивилизации следующие: развитие индустрии и техники, деградация искусства, падение морали, скопление людей в городах. В этих условиях городской житель лишается традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованны, но не имеют культуры, нравственности. Здесь люди отчуждены друг от друга, чувствуют себя более одинокими, чем в любой деревне. www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Спасибо за внимание!
Социология.pptx