1 наука и общество.pptx
- Количество слайдов: 21
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Ачинский филиал № 1
Философия науки и техники ТЕМА 1: Наука и общество
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Научное и вненаучное знание 2. Возникновение науки 3. Научное знание как система, его особенности и структура 4. Сциентизм и антисциентизм
ВОПРОС 1: Научное и вненаучное знание Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не отменило и не сделало бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъемлющая демаркация (разграничение) - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное знание не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и средства познания.
Ненаучное - разрозненное несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного Паранаучное (пара- от греч. - около) - несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом знания включает в себя учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности Формы вненаучного знания Лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки, симптомы лженауки: пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам Квазинаучное (от лат. quasi - якобы, мнимый) опирается на методы насилия и принуждения. Расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика. (гонения на генетику и кибернетику) Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка "анти" обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, www. sfu-kras. ru спекулирующую на совокупности популярных теорий (истории о снежном http: //ivo. institute. sfu-kras. ru человеке, о чудовище из озера Лох-Несс).
Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки, вживаются в человеческое сознание так крепко, что становятся предрассудками и сдерживающими прогресс преградами. Иногда, напротив, наука приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Последнее включает в себя и здравый смысл, и приметы, и личный опыт, и традиции. Обыденное знание, хотя и фиксирует истину, но делает это несистематично и бездоказательно. Оно используется человеком практически неосознанно и в своём применении не требует каких бы то ни было предварительных систем доказательств. Наука может "знать меньше" по сравнению с многообразием вненаучного знания, так как все, что она знает, должно выдержать жёесткую проверку на достоверность фактов, гипотез и объяснений. Не выдерживающее эту проверку знание отбрасывается, и даже потенциально истинная информация может оказаться за пределами науки.
Наука, имея многочисленные определения, выступает в трёх основных ролях как форма деятельности как система или совокупность дисциплинарных знаний как социальный институт 7
Деятельностное понимание науки обращает внимание на то, что её содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира, главным живым содержанием является в ней научная работа живых людей. Когда наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам. Истина превыше всего, она есть конституирующий науку элемент и основная ценность науки. Институциональное понимание науки подчеркивает её социальную природу и объективирует её бытие в качестве формы общественного сознания.
В настоящее время наука предстаёт прежде всего как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. . Этим фиксируется двоякого рода зависимость: Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом в её первичном - деятельностном и технологическом понимании Современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность учёных в мире превысила 5 млн. человек.
Вопрос 2. Возникновение науки. Как своеобразная форма познания - специфический тип духовного производства и социальный институт - наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв. , в эпоху становления капиталистического способа производства и дифференциации (разделения) единого ранее знания на философию и науку. Процесс дифференциации не расчлененного ранее знания идет по трём основным направлениям Отделение науки от философии Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук механики, астрономии, физики, химии, биологии и др Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были www. sfu-kras. ru Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, http: //ivo. institute. sfu-kras. ru Р. Декарт, Д. Локк
В понимании генезиса, возникновения науки в истории и философии науки сложились два противоположных подхода. С точки зрения экстернализма, появление науки обусловлено целиком и полностью внешними для неё обстоятельствами – социальными, экономическими и др. Поэтому основной задачей изучения науки, по мнению сторонников этого подхода, является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научнопознавательной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и т. п. ) Интернализм, напротив, основной движущей силой развития науки считает факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем соотношение традиций и новаций и т. п. .
Наука как проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания. Классическая наука (XVII-XIX вв. ), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности всё, что относится к субъекту, средствам, приёмам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Неклассическая наука (первая половина XX в. ), исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств её познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Существенный признак постнеклассической науки (вторая половина XX - начало XXI в. ) - постоянная включенность субъективной деятельности в "тело знания". Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с её www. sfu-kras. ru ценностно-целевыми структурами. http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Вопрос 3. Научное знание как система, его особенности и структура Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать её изменению. www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Основные критерии научности Основная задача познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Это основной признак науки, основная её особенность. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. Системность, т. е. совокупность знаний, приведённых в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и www. sfu-kras. ru http: //ivo. institute. sfu-kras. ru объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.
Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия: в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приёмов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в её методологии Ведь учёный - это человек и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приёмов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки. Непосредственная цель научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными методами, но не без участия и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта www. sfu-kras. ru важнейшее условие и предпосылка научного познания. http: //ivo. institute. sfu-kras. ru
Научное познание – сложный процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреплённых в языке - естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п. ) Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала - важный показатель критерий. Для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приёмы и методы Научному познанию присущи строгая доказательность, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, предположений, вероятностных суждений и т. п. Поэтому важное значение имеют логико -методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего www. sfu-kras. ru мышления, умение правильно применять его законы иhttp: //ivo. institute. sfu-kras. ru принципы.
С точки зрения взаимодействи я объекта и субъекта научного познания, последнее включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве Субъект науки - ключевой её элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т. п. . в конечном счете - общество в целом. Объект (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Система методов и приёмов, характерных для данной науки и обусловленных своеобразием её предметов. Свой специфический, именно для них язык - как естественный, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т. п. ).
Вопрос 4. Сциентизм и антисциентизм Культ науки в наше время привел к попыткам провозглашения её как высшей ценности развития человеческой цивилизации. Сциентизм (от лат. scientia - "знание, наука"), представляет науку культурно-мировоззренческим образцом. Он предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в том числе. Одновременно со сциентизмом возникла его противоположность - антисциентизм, провозглашавшая прямо противоположные установки. Он весьма пессимистически относится к возможностям науки и исходит из негативных последствий нучно -технических революций, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности.
сциентизм приветствует достижения науки верит в безграничные возможности науки и, в то, что ей по силам решить все проблемы человеческого существования. антисциентизм видит сугубо отрицательные последствия НТР, подтверждая это крахом возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социальнополитических проблем. испытывает предубежденность против научных инноваций справедливо подчёркивает, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет огромные познавательные возможности отмечает, что несмотря на успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стали достижения наука - ядро всех сфер человеческой жизни, только благодаря ей жизнь может стать организованной, управляемой и успешной понятие "научное знание" не тождественно понятию "истинное знание" намеренно закрывает глаза на острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации драматизирует ситуацию, рисуя сценарии катастрофического развития человечества 19
повышение стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоёв населения добавляют очки в пользу сциентизма Изобретения науки не решают человеческих проблем и не заменяют собой столь необходимую человеку духовность. « …меняется ли поведение людей, если они верят, что Солнце вращается вокруг неподвижной Земли? » С. Кьеркегор. Вторжение науки во все сферы человеческой жизни делает её бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Дух технократизма отрицает жизненный мир подлинности, высоких чувств и красивых отношений. Возникает неподлинный мир, который сливается со сферой производства и необходимости постоянного удовлетворения все возрастающих вещистских потребностей. Сциентизм исказил жизнь человека, отказывая ему в аутентичности (подлинности). Делая из науки капитал, он коммерциализировали науку, представили её заменителем морали. Маркузе выразил своё негодование против сциентизма в концепции "одномерного человека", в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Дилемма сциентизм - антисциентизм предстаёт извечной проблемой социального и культурного выбора. Она отражает противоречивый характер общественного развития, в котором научнотехнический прогресс оказывается реальностью, а его негативные последствия не только отражаются болезненными явлениями в культуре, но и уравновешиваются достижениями в сфере духовности. По мнению Э. Агацци, решение проблемы состоит в том, чтобы "одновременно защищать науки и противостоять сциентизму". 20
Спасибо за внимание!
1 наука и общество.pptx