Шукшин и Православие
В произведениях основоположника современной русской литературы – Михаила Васильевича Ломоносова – богословские, философские, научнорелигиозные проблемы живут в художественных текстах
Расцвет движения связан с концом XIX века, с появлением духовных сочинений Николая Васильевича Гоголя, Алексея Степановича Хомякова, Федора Михайловича Достоевского
К концу XX века это уже единый религиозно-художественный процесс. Произведения Владимира Сергеевича Соловьева, Василия Васильевича Розанова, Дмитрия Сергеевича Мережковского выводили этот процесс на мировой уровень
В русле этого процесса были и представители и иерархи Церкви. Это и Святитель Филарет Московский, и митрополит Антоний (Храповицкий), а на знаменитых религиознофилософских собраниях в начале ХХ века председательствовал архиепископ Сергий (Страгородский)
Выдающиеся исследователи: Михаил Михайлович Бахтин, Алексей Федорович Лосев, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Сергей Сергеевич Аверинцев стремились выйти на позиции религиозно-философского осмысления путей Русской культуры
В результате коллективизации, гонений на Церковь, массовых репрессий и войн те простые русские люди, кто был способен поведать о традициях Православия прежней эпохи, были физически истреблены
Писатель и друг В. М. Шукшина В. И. Белов: «Двигался ли к Богу сам Шукшин? Мне кажется, да. Некоторые его поступки указывали на это вполне определенно…»
С конца 60 -х годов начинается новый этап в жизни и творчестве Василия Макаровича. Он обретает семью, улучшившееся материальное состояние позволяет, наконец, помогать матери и многочисленным родственникам.
В рассказе «Крепкий мужик» Шукшин убедительно рисует крах народной соборности
Анатолий Заболоцкий, друг и биограф В. М. Шукшина