Федюнин Д.(1).pptx
- Количество слайдов: 18
Школьный этап научно-практической конференции Исследовательская работа на тему: «Изучение правдивости высказываний П. Я. Чаадаева о российской действительности» . Автор: Федюнин Дмитрий, МБОУ «Гимназия№ 164» , г. Зеленогорск, 10 А класс. Научный руководитель: Учитель истории и обществознания Медведева Надежда Ивановна. г. Зеленогорск 2013 -2014 уч. год
Цель: выявление, на сколько соответствовали действительности выводы П. Я. Чаадаева о российской действительности.
Задачи: 1)изучить произведение П. Я. Чаадаева «Философические письма» , 2)проанализировать высказывания современников П. Я. Чаадаева о выводах, сделанных философом, 3)выяснить, как оценивают выводы П. Я. Чаадаева русские историки, 4)сделать выводы о правдивости высказываний П. Я. Чаадаева.
Объект исследования: «Философические письма» П. Я. Чаадаева. Предмет исследования: Взгляды П. Я. Чаадаева, за которые современники назвали его сумасшедшим. Гипотеза: П. Я. Чаадаева признали сумасшедшим из-за его правдивых высказываний о роли России в мире.
Актуальность В современной России много говорят о поиске общенациональной идеи. В 30 -40 –ые годы 19 века общественную мысль представляли Западники и Славянофилы. Громом среди ясного неба послужила публикация произведения П. Я. Чаадаева «Философские письма» .
Основная часть По мнению П. Я. Чаадаева, освободившись от татарского ига, русские попали в новое рабство – крепостничество. Русская история “была заполнена тусклым и мрачным существованием, лишенным силы и энергии, которое ничего не оживило кроме злодеяний ничего не слисшего, кроме рабства”. В царствование Николая I предпринимались попытки облегчить положение крепостных крестьян, однако полного освобождения крестьян при жизни императора не состоялось. П. Я. Чаадаев
П. Я. Чаадаев считает, что в России ничего не меняется: “Мы растем, но не созреваем, движемся вперед, но по кривой линии; то есть такой, которая не ведет к цели. Сначала Россия находилась в состоянии варварства, потом невежества, затем чужеземного владычества, деспотический дух которого унаследовала и позднейшая власть”. Некоторые современники писали о деспотизме Николая I. Однако казнь 5 декабристов была единственной казнью за все 30 лет царствования Николая I. Николай 1
Автор считает, что «Россия – отсталая страна без прошлого настоящего и будущего. Принятие православия отделило России от Западной Европы, что способствовало ее «загниванию» Николай I лично занимался делами православной церкви: по сути Русская Православная Церковь превратилась в слугу царя. Николай 1
П. Я. Чаадаев заявляет: “Про нас можно сказать, что мы составляем исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из, иных, которые как бы не входят составной частью в род человеческий”, и добавляет; “а человеческий” существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру: то есть, урок того, как и почему народ выпадает из рода человеческого и как вновь войти в его состав” П. Я. Чаадаев
Мнения современников Публикация в 1836 году «Философического письма» вызвала настоящий скандал и произвела впечатление «выстрела, раздавшегося в темную ночь» (А. Герцен) и ) вызвала гнев Николая I, Николая I начертавшего: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной — смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного» . А. Герцен
Мнения современников Н. М. Карамзин категорически Н. М. Карамзин не согласен с Чаадаевым по поводу места России в мире: «У нас был свой Карл Великий: Владимир — свой Людовик ХІ: Царь Иоанн — свой Кромвель: Годунов — и еще такой Государь, которому нигде не было подобных: Петр Великий. Время их правления составляет важнейшие эпохи в нашей Истории, и даже в Истории человечества. . . »
Мнения современников А. С. Пушкин также не А. С. Пушкин разделял взглядов П. Я. Чаадаева на судьбу России: «Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. . . ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. . . » А. С. Пушкин
Мнения историков Нет единства в оценках суждений П. Я Чаадаева среди профессиональных историков. По словам Г. В. Плеханова, Г. В. Плеханова Чаадаев был западником и прогрессистом, принадлежал к «идейному» освободительному движению, хотя и был мистиком. Г. В. Плеханов
Мнения историков Других исследователей такая трактовка не удовлетворяла. По утверждению историка А. Н. Пыпина, Чаадаев не принадлежал А. Н. Пыпина ни к западникам, ни к славянофилам. Он был скептиком, сурово обличавшим недостатки русской жизни «среди самодовольного общества» . Историк Г. В. Флоровский считал Г. В. Флоровский Чаадаева одним из первых представителей русской философии. А. Н. Пыпин
Мнения историков Публикация всего корпуса "Философических писем" лишь утвердила уверенность советских исследователей в направленности мысли Чаадаева исследователей против самодержавия и на обновление социальнополитического строя. Его называли «одним из ранних и выдающихся революционных мыслителей» , «дворянским революционером» .
ВЫВОД Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что П. Я. Чаадаев, действительно, в своем произведении "Философические письма" высказал правду о суровой российской действительности 30 -ых годов XIX столетия. К сожалению, современники, элита русского общества были не готовы признать правду и совершать социальные преобразования, поэтому было легче назвать автора произведения «сумасшедшим» .
ВЫВОД П. Я. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» (справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе). П. Я. Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный. Смысл России — быть уроком всему человечеству» … «Философические письма» Чаадаева дали мощный толчок развитию русской философии. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности.
Информационные источники 1. Философические письма(П. Я. Чаадаев) 2. http: //www. vehi. net/chaadaev/filpisma. html 3. http: //www. dslib. net/istoria-otechestva/p-ja-chaadaev-i-ego-vzgljady-na-sudbyrossii. html 4. http: //referatkursovaya. repetitor. info/%D 7%E 0%E 4%E 0%E 5%E 2_%EE_%D 0%EE%F 1%E 8% E 8 5. http: //www. vevivi. ru/best/Politicheskie-idei-PYA-CHaadaeva-i-ikh-vliyanie-na-russkuyu -obshchestvennuyu-zhizn-ref 126109. html
Федюнин Д.(1).pptx