Тема 1в Школа 18 века. Воспитание домашнее и в дворянских семьях.ppt
- Количество слайдов: 17
Школа в XVIII в. Особенности домашнего воспитания в дворянских семьях. Воспитание крестьянских детей. Типы народных школ, книги для учителей и учащихся
Эпоха Петра Великого К началу правления царя Петра Великого (1672— 1725) Россия во многом значительно отставала от стран Западной Европы в развитии. Экономические и политические преобразования в Рос сии сразу же потребовали большого количества специально обученных людей профессионалов: офицеров, моряков, артиллеристов, инженеров, врачей, ученых, государствен ных служащих, учителей. Это, в свою очередь, потребовало проведения реформы просвещения.
В это время коренным образом изменилось положение церкви Упразднением патриаршества и учреждением синода Петр I подчинил русскую церковь светской власти, превра тил ее в свое послушное орудие. Одновременно церковь по теряла контроль над образованием, которое перешло в руки государства. Переподчинение образования способство вало раздвоению процессов воспитания и обучения и некото рому изменению их сути. Целью воспитания стало формирование человека христианина. За бирая в свои руки обучение, государство сделало его разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы, придало ему светский характер.
Стремление создать сильное светское государство не могло быть реализовано людь ми, мыслящими религиозно догматическими категориями, возник новый воспитательный идеал человека: светски обра зованный, обладающий широким взглядом на мир, сохраня ющий в то же время национальные традиции, готовый на подвиг ради Отечества. Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры — период XVIII в. — века Просвещения.
История просветительской педагогики в России начина ется с деятельности двух академий Могилянской в Киеве и Славяно греко латинской в Москве. Обе они, доставшись в наследие XVIII в. от века XVII, претерпели значительную модернизацию прежде всего в направлении «латинизации» образования, копирования уже устаревавших на Западе схоластическо богословских методов обучения, характерных для средневекового университетского образования.
Петр Могила (1596/97— 1647), сын молдавского господаря Симеона, человек, с именем которого связа но просветительское движение, развернувшееся в России в XVIII в. в условиях ее сближения с Западом. Петр Могила был известен как бо гослов и как философ, книгоизда тель и дипломат. В число предметов, преподававшихся в созданной им Киево Могилянской коллегии, входили помимо богословия евро пейская философия, риторика, ло гика, латинский, математика, старославянский, древнегреческий и древнееврейский языки и такие науки, как география, астрономия, механика и др.
Феофан Прокопович и Стефан Яворский соратники П. Могилы В центре их учения была идея «саморас крытия» природы человека не только через откровение Божие, но и через науку. Непременным атрибутом процесса по знания стала признаваться «рассудительность» , т. е. действие рассудка и ума. Такой стиль обучения вполне соответствовал светски ориентированной культуре эпохи Просвещения.
Киево Могилянская академия В ней большое значение при давали роблеме изучения п человека, его места в мире, вос питанию, духовно нравственному совершенствованию. Це лью обучения была подготовка образованных людей, спо собных решать различные задачи, прежде всего в области просвещения и образования. Многие преподаватели и выпускники академии стали но сителями и проводниками просветительских идей в России. Часть их, в первую очередь Феофан Прокопович и Стефан Яворский, стали ядром так называемой «петровской ученой Дружины» — интеллектуального объединения деятелей рус ского Просвещения эпохи Петра I.
Московская славяно греко латинская академия основан а как высшее учебное заведение еще в последней четверти XI в. под названием эллино греческой академии, в XVIII в. приобрела новый облик. Она была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Греческий язык был заменен на латинским, резко ослаблено внимание к церковнославянс кому и усскому, в р школь ный обиход были введены схоластические учебники и учеб ные пособия европейского типа на латинском языке. Из ее стен вышли такие деятели отечественного про свещения как Карион Истомин, В. К. Тредиаковский, Л. Ф. Маг ницкий, М. В. Ломоносов и многие другие.
Иван Тихонович Посошков (1652— 1726) первым поддержал преобразования Петра I Свои реформаторские идеи И. Т. Посошков изложил в сочинении «Книга о скудости и богатстве» (1724 г. ), где изложил философско педагогические идеи, мысль о необходимости распространения грамотности среди населе ния, создании профессиональных и общеобразовательных учеб ных заведений. Идея организации общедоступных школ для крестьянства нашла отражение в проектах, представле нных им Петру I. И. Т. Посошков пытался соединить традицию старинного благочестия и вос питания с таким новым для Руси явлением, как государ ственная школа. Это видно в его сочинении «Заве щание отеческое к сыну своему» (1705). Главной задачей он считал «книжное научение» , а основными языками обучения — латинский и польский.
Федор Салтыков (ум. в 1715 г. ) представитель той части дворянской аристокра тии, которая поддерживала реформы. Сам Ф. Салтыков был сыном тобольского воеводы, видным придворным и дипло матом. Он обучался в Голландии и Англии морскому делу. Его перу принадлежал проект учреждения Академии наук и ряд предложений, касавшихся развития просвещения в России.
Петровские школы во второй четверти XVIII в. стали закры ваться, акцент был перенесен на развитие ословных, с преж де всего дворянских, учебно воспитательных учреждений: кадетских корпусов, - «благородных» пансионов, - домашнего воспитания, когда гувернеры и «мадамы» учили языку и ма нерам, а домашние учителя — наукам и . п. т
Домашнее воспитание зависело от: благосостояния родителей, их социальной ориентации, ха рактера деятельности главы дома, возможности приглашать действительно образованных гувернеров и учителей. Именно в это время накапливался уникальный российский опыт до машнего образования детей в дворянских усадьбах, превра щавшихся порой в своеобразные воспитательно образователь ные, культурные центры, такие как, например, усадьба вице канцлера елизаветинской России графа М. И. Воронцова, известного покровителя М. В. Ломоносова, который выпи сывал из за границы подготовленных учителей. Так в Рос сии постепенно складывался идеал особого дворянского вос питания.
С воцарением Анны Иоанновны первой сослов ной дворянской привилегии стало открытие специальных школ для дворянских детей. Оформилась своеобразная система дворянского воспитания. Всех дворянских детей в 7 лет должны были привозить в Петербург на так называемый смотр и записать у герольдмей стера, а в Москве или в губернских городах — у губернатора, смотр проводился через 5 лет. К этому времени подро сток, или, как тогда называли, «недоросль» , должен был уметь хорошо читать и писать.
Следующая ступень обучения, дома или в государственных школах, предполагала изучение ариф метики, геометрии, Закона Божьего. Эти учебные предметы охватывали все содержание обучения дворянских детей в воз расте от 7 до 16 лет.
В 16 лет знания юношей проверял сенат. Содержание даль нейшего обучения, как домашнего, так и школьного, со ставляли география, фортификация, история. Учащиеся ин женерной, артиллерийской, гарнизонной школ и кадетских корпусов в этом возрасте держали экзамен в Петербурге пе ред членами Военной коллегии или в гарнизонах и городах перед губернаторами, комендантами и другими «учеными людьми» .
Данью традиции петровской эпохи в рассматриваемый пе риод было сохранение права обучения даже в закрытых дво рянских учебных заведениях для детей разночинцев, но содер жание обучения здесь было дифференцировано: разночинцев не учили «дворянским наукам» , таким как фехтование, танцы, верховая езда и т. п. Постепенно образование становилось сред ством обоснования принадлежности к дворянскому сословию.
Тема 1в Школа 18 века. Воспитание домашнее и в дворянских семьях.ppt