Борман Яна Ширазская миниатюра.ppt
- Количество слайдов: 12
Ширазская миниатюра • Подготовила Ярослава Борман
• • Искусство миниатюры в Ширазе, на юге Ирана, восходит к домонгольскому времени. С Ширазом связывают самую старую из средневековых иранских рукописей, содержащую трактат Абд ар. Рахмана ас-Суфи «Книга изображений неподвижных звёзд» . Рукопись была иллюстрирована в 1009/10 году персофоницированными изображениями созвездий Оксфорд, библиотека Бодли
Ряд исследователей считают ширазской по происхождению рукопись романа Айюки «Варка и Гюльшах» , которую предположительно датируют началом 13 века. Стамбул, Дворец-музей Топкапы
• Несомненно ширазской по происхождению является группа рукрписей 1 -й половины 14 века – миниатюры в них объединены единством стиля, называемого инджуидским (по династии Инджуидов, которые правили в Ширазе в 1330 -1350). Для этих миниатюр характерна восходящая, вероятно к домонгольской живописи традиция монументально декоративных композиций изображать на первом плане крупные фигуры, заполняющие всё поле миниатюры. Свободный, энергичный рисунок, грубоватость форм и лаконизм композиций отличает инджуидский стиль от миниатюрной живописи последующего времени. В колорите преобладают сочетания красного и желтого; расцветку фигур и предметов дополняют зелёный, фиолетовый, синий и золотой; краска положена пятнами, не всегда совпадающими с контурами рисунка. Плотник Сарандиб, его неверная Жена и её любовник. «Калила и Димна» Наср Аллаха. 1333 г. Британский музей, Лондон
Ширазская школа в 1 -й половине 14 века развивалась довольн Обособленно и в своём стиле сохранила традиции в которых Справедливо видят проявление «иранского» начала. Бахрам Гур в сельском доме. Миниатюра рукописи «Шахнаме» Фирдоуси. 1341 США, Художественная галерея Балтимора
• • Стилистически близки ширазским миниатюры нескольких рукописей так называемых Малых «Шахнаме» , происходящих, вероятно, из Исфахана. Для них характерны монголовидный тип лица персонажей и тщательная прорисовка деталей. Во 2 -й половине 14 века живописная крнцепция ширазских миниатюр меняется: появляется пространство, условно переданное несколькими планами, крупные пятна цвета сочетаются с тщательно выписанными деталями. Новые приемы ясно выражены в миниатюрах рукописи «Шахнаме» 1370 г. Например, борьба Бахрам Гура с драконом Представлена на светлом фоне поляны; фигура Царственного всадника выделена яркими чистыми Красками; тело чудовища, покрытое синей с золоты Чешуёй, напоминает затейливый драгоценный Узор (Стамбул, Дворец-музей Топкапы
• К концу 14 века, по-видимому, относятся миниатюры рукописи «Хамсе» Амира Хосрова Дихлави, отмеченные новизной изобразительных приёмов и эмоционально-лирическим началом образных характеристик. Искандар принимает Посла китайского хакана. Миниатюра рукрписи «Хамсе» 1380 -е Ташкент, Институт востоковедения
• Рукопись «антологии» с уникальными миниатюрами, представляющими собой декоративный пейзаж, датирована 1398 годом; пейзаж рождает сказочный образ вечно цветущего сада, неоднократно воспетый поэтами Востока. Паломничество в Мекку. Первая часть двойной Миниатюры рукописи «Антология» Стамбул, Музей турецкого и исламского искусства Пейзаж с кипарисами Миниатюра рукописи «Антология» Стамбул, Музей турецкого и исламского искусства
• Ширазская миниатюра, благодаря которой в 1 -й половине 15 века были разработаны новые изобразительные приёмы, оказала воздействие на формирование других региональных живописных школ, в частности гератской. В этом отношении очень интересен фронтиспис «Шахнаме» 1444 года – прообраз многофигурных композиций, изображающих придворные меджлисы, приёмы и праздники. Фронтиспис «Шахнаме» левая Половина. Кливленд Музей искусств Придворный праздник. Фронтиспис «Шахнаме» Правая половина. Кливденд Музей искусств
• В ширазской школе живописи 1 -й половины 15 века наряду с новаторским развивался и более традиционный стиль, сохранявший монументальность образов при лаконизме художественных средств. В миниатюрах этого стиля композиции ограничены небольшим числом фигур, рисунок обобщён , наделён экспрессией , а краски положены крупными пятнами. К лучшим образцам традиционного стиля относятся миниатюры в рукописи «Шахнаме» , изготовленной для Тимурида Ибрахим. Султана ибн Шах, владевшего Ширазом в 1413 -1435 годах, и в «Антологии» , выполненной в Ширазе в 1420 году.
Осада города. Миниатюра рукописи «Зафарнаме» Шираф ад-дина Али Йедзи/для Ибрахим-Султана ибн Шахруха Берлин, Государственный музей
Рустам ловит Рахма. Миниатюра рукописи «Шахнаме» Фирдоуси. Шираз. Оксфорд, библиотека Бодли
Борман Яна Ширазская миниатюра.ppt