Шалва Александрович Амонашвили.pptx
- Количество слайдов: 12
Шалва Александрович Амонашвили (род. 1931) — советский, грузинский и российский педагог и психолог. Академик АПН СССР (1989).
Шалва Александрович Амонашвили родился 8 марта 1931 г. в Тбилиси. В школе работал с 1951 года пионервожатым. После окончания Тбилисского университета в 1955 году работал в НИИ педагогики МП Грузинской ССР с 1983 по 1991 год директором, а с 1987 -го – генеральным директором экспериментального научно-педагогического производственного объединения МНО Грузии. С 1964 года руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Доктор психологических наук с 1973 г. , действительный член АПН СССР в 1989– 1991 гг. С 1991 по 1998 год был завкафедрой начального образования в Тбилисском педуниверситете. С 1998 года по сей день возглавляет созданную им лабораторию гуманной педагогики в Московском педуниверситете. С 2001 г. возглавляет Международный Центр Гуманной Педагогики при центре Рерихов в Москве.
• • • • • • Список основных трудов «Обучение. Оценка. Отметка» , 1980. «Здравствуйте, дети!» , «Как живете, дети? » , «Единство цели» : Педагогическая трилогия, 1983– 1986. «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников» , 1984. «Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах» , 1970. «Созидая человека» , 1982. «В школу с шести лет» , 1986. «Размышления о гуманной педагогике» , 1996. «Школа Жизни» . Трактат о начальном образовании, 1996. «Гуманно-личностный подход к детям» , 1998. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса» , 2000. «Улыбка моя, где ты? » . «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» . «Баллада о воспитании» . «Исповедь отца сыну» . «Спешите дети, будем учиться летать!» . «Без сердца что поймем? » . «Почему не прожить нам жизнь героями духа? » . «Тайна Альбрехта Дюрера III–IV классы» . «Школа жизни» . «Истина Школы» . «Рука Ведущая» .
Педагогические идеи Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. • Основные установки • Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку. • Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка. • Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку. • Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе. • Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность. • Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть» . «Понимать детей — значит стать на их позиции»
Основные методические подходы 1. Технология обучения детей с шестилетнего возраста. 2. Все обучение стимулирует активность и самодеятельность детей. 3. Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию. 4. Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении. Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.
Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми: 1. любить ребенка; 2. очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т. е. 3. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие; проживать в ребенке свое детство, т. е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.
Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. При этом сам ответ учителя глубоко затрагивает чувства детей, стимулирует их интерес к явлениям действительности. Это надежный путь к многостороннему познанию и саморазвитию ребенка. Амонашвили считает, что эффективное воспитание и обучение школьников полностью зависит от личности учителя, который должен: 1. уметь понимать детей, вставать на их позицию, быть снисходительным во всем; 2. быть деятельным оптимистом, верить в результат; 3. обладать лучшими человеческими качествами: улыбчивостью, строгостью, сдержанностью, любовью к жизни, быть интеллигентным.
Тогда ребенок становится соратником в своем воспитании, а учитель — проводником между ребенком и духовностью. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.
Поэтому школы Шалвы всегда ставят перед собой такие задачи: 1. дать толчок культурному саморазвитию ребенка; 2. сделать уроки познавательными, развивающими общение, позволяющими детям взрослеть (уроки счастья); 3. энергию детей умело перенаправить на занятия; 4. подстегивать познавательный инстинкт детей.
Своими основными постулатами – верой в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости – гуманное педагогическое мышление зажигает искры для рождения новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий, способствует возникновению личного творческого педагогического опыта. Шалва Александрович в своей педагогической деятельности мог просить прощения у детей и признавать за собой педагогическую неточность. "Простите, дети, я же не нарочно! Вы прямо на ходу ломаете мою науку, и мне трудно все предвидеть! Но я обещаю вам, что через четыре года я исправлю это упущение с другими ребятишками, которым пока только два года!"
По мнению автора, дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Шалва Александрович считает, что следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность. Автор считает, что надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом. "Я стремлюсь воспитать в каждом ребенке личность. Класс - это же не цех массового производства стандартного обучения и воспитания детей. Тут надо лелеять каждую частицу души ребенка, пропитывать каждую клеточку маленьких сердец чувством любви к человеку. "
Автор спрашивает совета у детей как работать на уроках, благодарит детей. Нужна не просто связь школы с семьей, нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта ценность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, она должна означать ведущую роль школы в организации этой среды. Результат Шалва Александрович Амонашвили глубоко проникает в помыслы ребенка, смысл поступков, используя все его внутренние возможности, направляя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности, потребности в творческом овладении действительности. "Свое, детское" становится для ученика тем богатством и той радостью, которой он спешит скорее, как можно скорее поделиться с учителем. И при этом дети знают, что учителю важно и интересно все, что интересно и важно для них самих. Учитель всегда в горении педагогического творчества, даже если не все его решения и действия бесспорны. Нить, связующая педагога и детей, не рвется, не распадается ни разу на протяжении всей книги, и ни на минуту не слабеет внимание читателя.