Северное Возрождение.pptx
- Количество слайдов: 28
СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ План урока 1. Проверим себя? 2. Что такое Северное Возрождение? 3. Особенности Северного Возрождения 4. Альбрехт Дюрер 5. Питер Брейгель Старший (Мужицкий)
ПРОВЕРИМ СЕБЯ? Каковы отличительные особенности венецианской живописи? К какой школе относится творчество Тициана? Что такое мадригал? Главный жанр музыкального искусства высокого Возрождения -
ЧТО ТАКОЕ СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ? Северное Возрождение – период (к. XV – XVI вв) в развитии культуры и искусства стран, расположенных к северу от Альп: Нидерландов, Германии и Франции. Главное – реалистическое изображение человека и окружающего мира. Выражался иначе чем в Италии – в формах зрелой готики, экзальтированно и экспрессивно
ЧЕМУ ПОСВЯЩЕНО ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ? Не красота совершенных пропорций человеческого тела, а характерное, то есть то, что часто встречается. «Корявое» телосложение крестьян (сейчас мы увидим картины Альбрехта Дюрера), подвыпившие горожане… Не теория перспективы, как у итальянцев, а СВЕТОНОСНАЯ СРЕДА. Художники Северного Возрождения писали маслом, которое передает тончайшие свойства материалов.
СПЕЦИФИКА СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОБУСЛОВЛЕНА ИСТОРИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ. НАПРИМЕР, НИДЕРЛАНДЫ ЭТО: 1. Развитие цеховых ремесел 2. Рост городов 3. Прогрессивное развитие торговли Почва, на которой творили художники, - город, с его обособленностью и индивидуализмом. Две традиции городской жизни переплетены между собой – церковь и карнавал. В карнавальной толпе каждый – индивидуален, эгоистичен, обожествляет свою персону. Возникает гротескный образ дурачкаиндивидуалиста…
ЭКЗАЛЬТАЦИЯ И ЭКСПРЕССИЯ Экзальтация (от позднелат. exaltatio — подъём, одушевление), возбуждённое, восторженное состояние Экспрессия (латин. expressio - выражение). То, что придает выразительность чему-либо, делает выразительным. Например: «Он спел романс о большой экспрессией» . Экспрессия жеста, лица, слова. «Вы поглядите, сколько движения, какая масса воздуху, экспрессии» А. П. Чехов.
ДЮРЕР (DURER) АЛЬБРЕХТ (1471– 1528) Немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М. Вольгемута (1486– 1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А. Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М. Шонгауэра. В 1490– 1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С. Бранта и др.
ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ДЮРЕРА ГУМАНИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Совершив первую поездку в Италию, (1494– 1495), Дюрер проникся гуманистическими учениями Возрождения. Это проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495– 1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).
ВТОРОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ДЮРЕРА В ИТАЛИЮ (1505– 1507) Еще более укрепило его стремление к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, или «Мадонна четок» 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).
СЕРИЯ ГРАВЮР НА ДЕРЕВЕ “АПОКАЛИПСИС” (1498) В них художник выражает настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв В художественном языке автора органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства.
СТИЛИСТИКА ГРАФИКИ ДЮРЕРА Дюрер не утратил зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики (циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497– 1511, “Жизнь Марии”, около 1502– 1511, “Малые Страсти”, 1509– 1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; “Меланхолия” (1514) воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Св. Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
БОЛЬШИЕ СТРАСТИ ОК 1497 -1511
ДЮРЕР: МАЛЫЕ СТРАСТИ
О ПИТЕРЕ БРЕЙГЕЛЕ СТАРШЕМ «Кто этот новый на земле Иероним Босх, умеющий и кистью и пером с таким искусством подражать игривым мыслям учителя, что даже иногда превосходит и его самого? Будь высок духом, Питер, как ты высок в искусстве, ибо и своими и шутками старого учителя и полным остроумия родом живописи ты всюду и у всех снискал такую славу, которая не уступает славе никакого другого живописца. » Лампсониус (Стихи обращенные к Питеру Брейгелю)
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПИТЕРЕ БРЕЙГЕЛЕ Считается, что он родился около 1525 г. в деревне Брейгель, близ Бреды. Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Живописи Брейгель начал учиться у Питера Кука из Альста, потом у Иеронима Кока. Уехал во Францию и Италию, изучал произведения Иеронима Босха, творчество которого сильно повлияло на него. В конце 1551 входит в объединение художников — Гильдии св. Луки в Антверпене. Выполняет заказы купца Ганса Франкерта. Деревенский праздник становится одним из его излюбленных сюжетов. В 1563 году Брейгель женится на Марии Кук, дочери своего учителя Питера Кука и уезжает в Брюссель. Свои самые известные произведения художник написал в свои последние шесть лет жизни. По заказу банкира Николаса Ионгелинка он создал свою знаменитую серию «Времена года» , пишет «Вавилонскую башню» и «Спор между постом и масленицей» . Сохранилось множество ироничных картин Брейгеля, многие его шуточные рисунки воспроизведены в гравюре. Незадолго до смерти Городской совет Брюсселя заказал художнику написать прорытие Брюссельско-Антверпенского канала, но Брейгель не успел его выполнить. Брейгель умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе и был погребен в церкви Нотр. Дам де ла Шапель. После него осталось два сын, Питер и Ян, оба они стали известными художниками.
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (МУЖИЦКИЙ) 1525 - 1569 «Битва карнавала и поста» Дальний план – вокруг костра с масленичным чучелом горожане празднуют окончание зимы. Слева – процессия. Вожак удерживает на носу расцветший шест – символ наступления весны. Процессия упирается в группу калек, пляшущих на деревянных своих культях вокруг безногого «Карнавального Короля» . Мантия с горностаевыми хостами и красная шапка-корона – символ карнавального битья-развенчания, неизбежного, как после чрезмерной попойки.
«БИТВА КАРНАВАЛА И ПОСТА» Суть – женитьба бедняка предполагалась на девушке из богатого дома, а оказалась на девушке легкого поведения. Невеста в лохмотьях. Гости тащат грязное брачное ложе. Часть профессии уже повернула. Они несут весенние дары – вафли (их готовят на масленицу), кто-то со свечами – идет искать «Масленицу» , кто-то играет на мандолине. Главное действующее лицо – Карнавал. Оседлал бочонок с вином, к которому прицеплен кусок мяса. В руках у него главное «оружие» – вертел с молочным поросенком.
КАРНАВАЛ КАК ГЛАВНОЕ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО
«БИТВА КАРНАВАЛА И ПОСТА» А что же противоположная сторона битвы? Постная процессия движется навстречу веселью с противоположной стороны. Постная дева с ульем на голове (сладость, но постная), с лопатой в руках, двумя ссохшимися рыбками (постная еда) сидит на стуле, похожем на виселицу. Карлики и дети за ее спиной стучат в колотушки, призывая к благочестию. Слепцы и калеки этой процессии грустны и постны. А люди выходят из церкви после богослужения (долгого) со своими стульями.
О МЕТАФОРЕ ВРЕМЕНИ У ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ СТАРШЕГО Процессия справа замыкает человеческий круг. Он обретает значение символа, ибо кресты, нарисованные пеплом на лбах, означают, что после карнавального Жирного вторника наступил пост, который называется Пепельная среда. Карнавальная битва – метафора времени, жизненного круговорота. В нем – не только смена времен года, но и ход времени вообще – движение по большому кругу человеческой жизни, с невзгодами, радостями, постами и карнавалами. Такой же круговорот – на картине – «Месяцы» , от которых сохранилось пять пейзажных сцен. «Охотники на снегу» (1565), «Хмурый день» , «Сенокос» , «Жатва» , «Возвращение стад» .
«ОХОТНИКИ НА СНЕГУ» (1565)
«ХМУРЫЙ ДЕНЬ» ,
«СЕНОКОС»
«ЖАТВА»
«ВОЗВРАЩЕНИЕ СТАД»
ГИПЕРССЫЛКИ http: //my. mail. ru/community/zemlerobi/6 DE 8 C 4 B 32 FD 5 F 02 D. html Дюрер Апокалипсис
Северное Возрождение.pptx