Сетевые теории.pptx
- Количество слайдов: 6
Сетевые теории 1. АКТОРНО-СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ 2. РЕЛЯЦИОННАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Акторно-сетевая теория (Actor-network theory, ANT) известна также как «социология перевода» (sociology of translation) — подход в социальных исследованиях, первоначально возникший в области исследований науки и технологий (STS), который рассматривает объекты (артефакты, технические комплексы, животных и др. ) как действующие единицы социальных отношений. Этот подход является одним из самых известных и спорных в социальной теории. Его сторонники требуют рассматривать не-людей (nonhumans) в качестве действующих агентов в социальных системах и отношениях. Созданный Мишелем Каллоном, Бруно Латуром и Джоном Ло, этот подход более точно может быть описан как подход «материально-семиотический» . Это означает, что он одинаковым образом описывает отношения, которые являются как материальными (между вещами), так и семиотическими (между понятиями)
Бруно Латур (22 июня 1947 (68 лет) “Общество не существует”, — доказывает французский ученый. И убеждает, что существуют только акторы — существа выполняют действия, которые влияют на других существ. Актором может быть лицо, организация, а также объект, такой как вирус гриппа в публичном пространстве непосредственно влияет на поведение людей. Что важнее, эти актеры создают не иерархию, а плоскую, динамическую сеть, которая определяет их взаимные отношения. Это одна из причин, почему концепцию Латура называют акторно-сетевой теорией (англ. ANT - Actor-Network Theory).
Мустафа Эмирбайер , профессор социологии в Университете Висконсина в Мэдисоне. Он опубликовал множество влиятельных эссе по классической и современной социальной теории, организации исследований, этнометодологии, анализа социальной сети, культурной социологии, исследования социальных движений, исследования социальных революций, социальной работы, исследований гражданского общества и публичной сферы, и исторической социологии образования.
Культурно ориентированная историческая социология опирается на релятивистский подход, в центре которого находится понимание реальности как состоящей из динамичных взаимоотношений, а не из статичных единиц. По словам Мустафы Эмирбайера, эти отношения «по своей природе преимущественно динамичны, представляют собой разворачивающиеся процессы, а не статичные связи между инертными субстанциями» Важным моментом на пути становления этого направления стало наличие некоторых «мест сборки» , где исследователи могли регулярно обмениваться своими идеями. Одним из наиболее активных центров стала «Нью-Йоркская» школа (Центр социальных наук П. Лазарсфельда и Новая школа социальных исследований), где под руководством известных ученых Х. Уайта и Ч. Тилли прошли серии постоянных семинаров, на которых обсуждалась проблематика взаимодействия сетей и культуры. Именно здесь появилась работа М. Эмирбайера и Дж. Гудвина, в которой они попытались разобраться в происходящих в структурном сетевом анализе изменениях. Одним из ключевых моментов для становления нового направления стал выход в 1997 г. статьи Мустафы Эмирбайера, нацеленной на систематизацию обсуждаемых в рамках семинаров идей. Работа «Манифест реляционной социологии» стала «программной» , поскольку провозгласила движение к реляционной социологии, дав при этом имя новому направлению. Поскольку социология в целом и сетевой анализ в частности были изначально основаны на изучении социальных отношений, призыв к реляционной (основанной на отношениях) социологии мог показаться «излишним и даже странным» . Суть идеи Эмирбайера состоит в предложении альтернативного – транзакционного, или реляционного – способа изучения социальных процессов, основанного на понимании социального мира как процесса, как динамичных, разворачивающихся отношений
КОНЕЦ