поэзия серебряного века.pptx
- Количество слайдов: 17
Серебряный век русской поэзии
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к началу XX века, данное по аналогии с «Золотым веком» (первая треть XIX века). На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, поэты и критики Николай Оцуп, Сергей Маковский
Модернизм символизм • А. Блок • Бальмонт • А. Белый акмеизм • А. Ахматова • Н. Гумилёв • Б. Пастернак футуризм • Маяковский • Хлебников • Асеев
Символизм СИМВОЛИЗМ направление в европейском и русском искусстве 1870 -1910 -х гг. ; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Гаснут розовые краски В бледном отблеске луны; Замерзают в льдинах сказки О страданиях весны; Светлых вымыслов развязки В чёрный креп облечены, И на празднествах все пляски Ликом смерти смущены. В. Я. Брюсов
Акмеизм (от греч. άκμη — «пик, Еще весна таинственная млела, Блуждал прозрачный ветер по горам максимум, цветение, цветущая И озеро глубокое синело пора» ) — литературное течение, Крестителя нерукотворный храм. противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в Ты был испуган нашей первой встречей, А я уже молилась о второй, России. Акмеисты И вот сегодня снова жаркий вечер. . . провозглашали материальность, Как низко солнце стало над горой. . . предметность тематики и образов, точность слова Ты не со мной, но это не разлука, Мне каждый миг - торжественная весть. Я знаю, что в тебе такая мука, Что ты не можешь слова произнесть. А. Ахматова
Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В. Маяковский
Критерии для сопоставле ния Символисты Футуристы Акмеисты 1. Цель творчества Расшифровка Возвращение поэзии тайнописи, ясности, вещности воплощённой в слове, пророчество 2. Отношение к миру Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты 3. Отношение к слову Понимание слова как Стремление придать многосмыслен слову определённое, ного послания, вести точное значение Интерес к «самови тому» слову, словесн ым деформа циям, создание неологизмов 4. Особеннос ти формы Господства намёков и Конкретная образ иносказания, изыс ность, «прекрасная канная образность, ясность» музыкальность, зна ковое наполнение обычных слов Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа Вызов традиции Понимание мира как Одержимость идеей совокупности простых разрушения старого предметов, острых, мира резких, вещных знаков
Поэзия «Серебряного века» развивалась в 2 -х направлениях Внутри (отечественная) Поэзия русского зарубежья Например: Волошин Ахматова Цветаева Пастернак и др. Ходасевич Адамович
А. А. Ахматова Просыпаться на рассвете Оттого, что радость душит, И глядеть в окно каюты На зеленую волну, Иль на палубе в ненастье, В мех закутавшись пушистый, Слушать, как стучит машина, И не думать ни о чем, Но, предчувствуя свиданье С тем, кто стал моей звездою, От соленых брызг и ветра С каждым часом молодеть.
Н. Гумилёв Много есть людей, что, полюбив, Мудрые, дома себе возводят, Возле их благословенных нив Дети резвые за стадом бродят. А другим - жестокая любовь, Горькие ответы и вопросы, С желчью смешана, кричит их кровь, Слух их жалят злобным звоном осы. А иные любят, как поют, Как поют и дивно торжествуют, В сказочный скрываются приют; А иные любят, как танцуют. Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам? Неужель ты можешь не гореть Тайным пламенем, тебе знакомым? Если ты могла явиться мне Молнией слепительной Господней, И отныне я горю в огне, Вставшем до небес из преисподней?
В. В. Маяковский Простыни вод под брюхом были. Их рвал на волны белый зуб. Был вой трубы — как будто лили любовь и похоть медью труб. Прижались лодки в люльках входов к сосцам железных матерей. В ушах оглохших пароходов горели серьги якорей.
М. И. Цветаева Легкомыслие! - Милый грех, Милый спутник и враг мой милый! Ты в глаза мне вбрызнул смех, и мазурку мне вбрызнул в жилы. Научив не хранить кольца, - с кем бы Жизнь меня ни венчала! Начинать наугад с конца, И кончать еще до начала. Быть как стебель и быть как сталь в жизни, где мы так мало можем. . . - Шоколадом лечить печаль, И смеяться в лицо прохожим
С. А. Есенин Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, Резеда и риза кашки. И вызванивают в четки Ивы - кроткие монашки. Курит облаком болото, Гарь в небесном коромысле. С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли. Все встречаю, все приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришел на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть
А. А. Блок Скрипка стонет под горой. В сонном парке вечер длинный, Вечер длинный - Лик Невинный, Образ девушки со мной. Скрипки стон неутомимый Напевает мне: "Живи. . . " Образ девушки любимой - Повесть ласковой любви.
Б. Пастернак Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть И жить, не засоряясь впредь, Все это — не большая хитрость.
поэзия серебряного века.pptx