Серебряный век1.ppt
- Количество слайдов: 106
Серебряный век русской поэзии
Поэтические течения серебряного века Символизм Акмеизм Футуризм Имажинизм Серебряный век — период русской культуры, начала XX века «На Галерной чернела арка, В Летнем тонко пела флюгарка И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…» А. Ахматова
символизм • Символизм (от греч. — знак, символ) — направ ление в европейском искусстве 1870— 1910 х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX — XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении по средствомсимвола интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. • Само слово «символ» в традиционной поэтике означает «многозначное иносказание» , то есть поэтический образ, вы ражающий суть какого либо явления; в поэзии символизма он передает индивидуальные, часто сиюминутные представления поэта.
Артюр Рембо • Гласные A черный, белый Е, И красный, У зеленый, О синий. . . Гласные, рождений ваших даты Еще открою я. . . А черный и мохнатый Корсет жужжащих мух над грудою зловонной. Е белизна шатров и в хлопьях снежной ваты Вершина, дрожь цветка, сверкание короны; И пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный Иль опьяненный покаяньем в час расплаты. У цикл, морской прибой с его зеленым соком, Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком Алхимией запечатлен в тиши ночей. • О первозданный Горн, пронзительный и странный. Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны, Омега, синий луч и свет Ее Очей. Рыдала розово звезда в твоих ушах, Цвела пунцово на груди твоей пучина, Покоилась бело бескрайность на плечах, И умирал черно у ног твоих Мужчина.
Символизм Выделяют два направления : • Старшие символисты • Младшие символисты Символизм это недоверие к обыденному слову, выражение аллегориями и символами. Эстетизация жизни и стремление к замещению эстетикой логики и морали: «Красота спасёт мир» .
Для поэтики символизма характерны: • передача тончайших движений души; • максимальное использование звуковых и ритмических средств поэзии; • изысканная образность, музыкальность и легкость слога; • поэтика намека и иносказания; • знаковое наполнение обыденных слов; • отношение к слову, как к шифру некой духовной тай нописи; • недосказанность, утаенность смысла; • стремление создать картину идеального мира; • эстетизация смерти как бытийного начала; • элитарность, ориентация на читателя соавтора, творца.
Старшие символисты «Будущее» Валерий Яковлевич Брюсов (1873 -1924) Будущее! Интереснейший из романов! Книга, что мне не дано прочитать! Край, прикрытый прослойкой туманов! Храм, чья постройка едва начата!
ЮНОМУ ПОЭТУ • • Третий храни: поклоняйся Юноша бледный со взором искусству, горящим, Только ему, безраздумно, Ныне даю я тебе три завета: бесцельно. Первый прими: не живи Юноша бледный со взором настоящим, смущенным! Только грядущее область Если ты примешь моих три поэта. завета, Помни второй: никому не Молча паду я бойцом сочувствуй, побежденным, Сам же себя полюби беспредельно. Зная, что в мире оставлю поэта.
• ЖЕЛАНИЕ Когда к ночи усталой рукой Допашу я свою полосу, Я хотел бы уйти на покой В монастырь, но в далеком лесу, Где бы каждому был я слуга И творенью господнему друг, И чтоб сосны шемели вокруг, А на соснах лежали снега. . . Иннокентий Федорович Анненский (1856 -1909) А когда надо мной зазвонит Медный зов в беспросветной ночи, Уронить на холодный гранит Талый воск догоревшей свечи.
ПЕТЕРБУРГ Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, облипающий плиты. . . Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты. Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были. Только камни нам дал чародей, Да Неву буро желтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета. • А что было у нас на земле, Чем вознесся орел наш двуглавый, В темных лаврах гигант на скале, Завтра станет ребячьей забавой. Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол. Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слез, ни улыбки. . . Только камни из мерзлых пустынь Да сознанье проклятой ошибки. Даже в мае, когда разлиты Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений.
Всё кончается смертью, всё кончается сном. Буйных надежд истощил я отвагу. . . Что то устал я. . . Ну ка прилягу. . . Всё кончается смертью, всё кончается сном. Зинаида Николаевна Гиппиус (1865 - 1945) Гроб — колыбель. . . теперь и потом. . . Было и будет, будет и было. . . Сердце любило, сердце забыло. . . Всё кончается смертью всё кончается сном. Зеленый цветок Зеленолистому цветку привет! Идем к Зеленому дорогой красною, Но зелен зорь весенних тихий цвет, И мы овеяны надеждой ясною. Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865 - 1941) Пускай он спит, закрыт, — но он живет! В Страстном томлении земля весенняя. . . Восстань, земля моя! И расцветет Зеленопламенный в день Воскресения. Март 1915
В зареве зорь С сердцем ли споришь ты? Милая! С тем, что певуче и нежно, не спорь. Сердце я. Греза я. Воля я. Сила я. Вместе оденемся в зарево зорь. Вместе мы встретили светы начальные, Вместе оденемся в черный покров. Но не печальные — будем зеркальные В зареве зорном мерцающих снов. Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942) 1910
Младшие символисты Андрей Белый (1880 -1934) (Борис Николаевич Бугаев) Александрович Блок (1880 - 1921)
Акмеизм Литературное течение, противостоящее символизму. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. • Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910 х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. • Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному» , многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.
Основные принципы акмеизма: • — освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; — отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение; — предметность и четкость образов, отточенность деталей; — обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; — поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно биологического природного начала; — перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре» .
• Отличительной чертой акмеистского круга поэтов являлась их «организационная сплоченность» . По существу, акмеисты были не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой талантливых и очень разных поэтов, которых объединяла личная дружба. • Акмеизм насчитывает шестерых наиболее активных участников течения: Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, М. Зенкевич, В. Нарбут.
Анна Ахматова (1889 -1966) (Горенко Анна Андреевна) Гумилёв Николай Степанович (1886 - 1921)
• Родился 3(15) апреля 1886 года в семье кронштадтского корабельного врача Степана Яковлевича Гумилёва (28 июля 1836 — 6 февраля 1910). Мать — Гумилёва (Львова) Анна Ивановна (4 июня 1854 — 24 декабря 1922) принадлежала к древнему дворянскому роду. Дед его —Яков Федотович ( — был дьячком церкви села Желудево Спасского уезда Рязанской губернии. • С детства Гумилёв был слабым и болезненным ребёнком: его постоянно мучили головные боли, он плохо реагировал на шум. Несмотря на это часто участвовал в играх со сверстниками, где постоянно старался руководить. Но общению с детьми он предпочитал одиночество или общество животных. Много читал. Рано (примерно в 5 лет) начал писать стихи.
• Дома часто читали вслух, и слушая описание какого нибудь путешествия, Николай следил по карте за маршрутом. • В 12 лет вместе с семьёй из за болезни брата переехал в Грузию. Здесь в «Тифлисском листке» 1902 года опубликовал своё первое стихотворение. Поступил в гимназию, но, проучившись год, заболел и родители пригласили ему репетитора. Он заметил склонность Гумилёва к зоологии и географии. Я в лес бежал из городов… Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал… Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал. Вот я один с самим собой… Пора, пора мне отдохнуть: Свет беспощадный, свет слепой Мой выпил мозг, мне выжег грудь. Я грешник страшный, я злодей: Мне Бог бороться силы дал, Любил я правду и людей; Но растоптал я идеал… Я мог бороться, но как раб, Позорно струсив, отступил И, говоря: «Увы, я слаб!» — Свои стремленья задавил… Я грешник страшный, я злодей… Прости, Господь, прости меня. Душе измученной моей Прости, раскаянье ценя!. . Есть люди с пламенной душой, Есть люди с жаждою добра, Ты им вручи свой стяг святой, Их манит и влечет борьба. Меня ж прости!. . »
• Вернувшись в Петербург поступил в царскосельскую гимназию, директором которой был крупный поэт русского символизма Иннокентий Анненский. Окончил гимназию в 1906 году. • Годом ранее вышла первая книга его стихов «Путь конквистадоров» . • После окончания гимназии поэт уехал учиться в Париж, где слушал лекции по французской литературе, изучал живопись — и много путешествовал. • Издавал литературный журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), но вышло только 3 номера журнала. • Посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. • И страдал от неразделенной любви…
Они познакомились в Петербурге 24 декабря 1903 -го. Николаю тогда было 17, Анне 14. Гумилёв был красивым, стройным юношей, чрезвычайно самоуверенным и даже кичливым. Вместе с тем он был очень застенчивым и. . . близоруким. Внешность Ани Горенко была довольно специфической. Тощая, угловатая, с орлиным носом, строгая, мрачная, молчаливая. За всё это позже крестьяне имения Гумилёвых называли Ахматову «лондонской мумией» . Однако в её облике было нечто притягательное, что заставляло мужчин увиваться вокруг неё, искать благосклонности. • Накануне отъезда во Францию Гумилёв отважился сделать Ане предложение. Но получил холодный отказ. В то время Горенко увлеклась более именитым кавалером неким Владимиром Голенищевым Кутузовым. В Париже Гумилёв пытался покончить с собой – принял яд и ушел умирать в Булонский лес, где его и нашли на следующий день. 11 июня 1905 г. , в день её рождения, Николай принёс большой красивый букет. Она приняла цветы с гримасой: «Боже мой, ведь это уже седьмой букет сегодня!» . Гумилёв исчез, а спустя какое-то время явился с ещё более пышным букетом. На что Горенко заявила: «Коля, но ведь это уже десятый по счёту!» . Гумилёв с сияющим видом сказал, что этот букет особенный он его собственноручно нарвал в личном саду императрицы Александры Фёдоровны.
Генуя • В Генуе, в палаццо дожей Есть старинные картины, На которых странно схожи С лебедями бригантины. Возле них, сойдясь гурьбою, Моряки и арматоры Все ведут между собою Вековые разговоры, С блеском глаз, с усмешкой важной, Как живые, неживые… От залива ветер влажный Спутал бороды седые. Миг один, и будет чудо; Вот один из них, смелея, Опросит: — «Вы синьор, откуда, Из Ливорно иль Пирея? «Если будете в Брабанте, Там мой брат торгует летом, Отвезите бочку кьянти От меня ему с приветом» .
В 1906 г. 17 -летняя Аня приехала в Киев. Здесь она ходила сначала в последний класс женской гимназии, носившей имя уважаемого губернатора Ивановича Фундуклея , затем на Высшие женские курсы. На уроках в гимназии сочиняла от скуки стихи, записывала их в свою «Киевскую тетрадь» . Они были посвящены героям грёз юной посетительницы богемных салонов и назывались, например, так: «На руке его много блестящих колец. . . » . Первый раз стихи Ахматовой опубликовал в 1907 г. в Париже маленький журнал «Сириус» . Прошло несколько лет. Гумилёв бросил учёбу во Франции, исколесил Северную и Центральную Африку, выпустил два сборника стихов, шесть раз приезжал в Киев объясняться с Анной, дважды в итоге этих встреч пытался покончить жизнь самоубийством и один раз даже намеревался стреляться на дуэли. Лишь 29 ноября 1909 г. Анна наконец приняла предложение Гумилёва. Николай Гумилёв и Анна Ахматова обвенчались в Киеве, в небольшой церквушке на левобережной Никольской Слободке 8 мая 1910 г. по новому стилю. Брак оказался тягостным для обоих. А храм снесли большевики. • Я знаю женщину. .
Из логова змиева Очень скоро Николай понял, что любил не Аню, а образ, который сам себе создал: • Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. А думал забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого то, — и хочет топиться. Твержу ей: крещеному, С тобой по мудреному Возиться теперь мне не в пору; Снеси ка истому ты В Днепровские омуты, На грешную Лысую гору. Молчит — только ежится, И все ей неможется, Мне жалко ее, виноватую, Как птицу подбитую, Березу подрытую Над очастью, Богом заклятою.
• Акростих Ангел лёг у края небосклона. Наклонившись, удивлялся безднам. Новый мир был синим и беззвёздным. Ад молчал, не слышалось ни стона. Алой крови робкое биение, Хрупких рук испуг и содроганье. Миру снов досталось в обладанье Ангела святое отраженье. Тесно в мире! Пусть живет, мечтая О любви, о грусти и о тени, В сумраке предвечном открывая Азбуку своих же откровений.
• Как ни странно, «спасением» от опостылевшей семейной жизни для Гумилёва стала начавшаяся Первая мировая война. 24 августа 1914 г. он ушёл добровольцем на фронт. Сражался с немцами в рядах фешенебельного Лейб гвардии Уланского «Ея Величества» полка. Получил Георгия 4 й и 3 й степеней. Мечтал повторить путь Лермонтова и выдержать экзамен на чин корнета при Николаевском кавалерийском училище, которое окончил великий поэт. • Вместе с Николаем на войну (по призыву) ушёл и его брат Дмитрий Гумилёв, который был контужен в бою и умер в 1922 году. Примечательно, что хотя почти все поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи, в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Гумилёв и Лившиц. Брак Гумилёва с Ахматовой оказался несчастливым. Даже несмотря на рождение в сентябре 1912 г. сына Льва (впоследствии знаменитого историка и публициста).
• • • В 1917 году Гумилёв решил перевестись на Салоникский фронт и отправился в русский экспедиционный корпус в Париж. Во Францию он поехал северным маршрутом — через Швецию, Норвегию и Англию. В Лондоне Гумилёв задержался на месяц, где встречался с местными поэтами: Гилбертом Честертоном, Борисом Анрепом и др. Прибыв в Париж, проходил службу в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства, где подружился с художниками М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой. В Париже поэт влюбился в полурусскую полуфранцуженку Елену Кароловну дю Буше, дочь известного хирурга. Посвятил ей стихотворный сборник «К Синей звезде» , вершину любовной лирики поэта.
• • Еще не раз вы вспомните меня… Еще не раз Вы вспомните меня И весь мой мир, волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня, Но меж других единый необманный. Он мог стать Вашим тоже, и не стал, Его Вам было мало или много, Должно быть плохо я стихи писал И Вас неправедно просил у Бога. Но каждый раз Вы склонитесь без сил И скажете: «Я вспоминать не смею, Ведь мир иной меня обворожил Простой и грубой прелестью своею» .
Униженье • Вероятно, в жизни предыдущей Я зарезал и отца и мать, Если в этой — Боже присносущий! — Так позорно осужден страдать. Каждый день мой, как мертвец, спокойный, Все дела чужие, не мои, Лишь томленье вовсе недостойной, Вовсе платонической любви. Ах, бежать бы, скрыться бы, как вору, В Африку, как прежде, как тогда, Лечь под царственную сикомору И не подниматься никогда. Бархатом меня покроет вечер, А луна оденет в серебро, И быть может не припомнит ветер, Что когда то я служил в бюро.
Мой альбом, где страсть сквозит без меры… • Мой альбом, где страсть сквозит без меры В каждой мной отточенной строфе, Дивным покровительством Венеры Спасся он от ауто да фэ. И потом — да славится наука! — Будет в библиотеке стоять Вашего расчетливого внука В год две тысячи и двадцать пять. Но американец длинноносый Променяет Фриско на Тамбов, Сердцем вспомнив русские березы, Звон малиновый колов. Гостем явит он себя достойным И, узнав, что был такой поэт Мой (и Ваш) альбом с письмом пристойным Он отправит в университет. • Мой биограф будет очень счастлив, Будет удивляться два часа, Как осел, перед которым в ясли Свежего насыпали овса. Вот и монография готова, Фолиант почтенной толщины: «О любви несчастной Гумилева В год четвертый мировой войны» . И когда тогдашние Лигейи, С взорами, где ангелы живут, Со щеками лепестка свежее, Прочитают сей почтенный труд, Каждая подумает уныло, Легкого презренья не тая: « Я б американца не любила, А любила бы поэта я» .
• • 5 августа 1918 года состоялся развод с Анной Ахматовой. Отношения между поэтами разладились давно, но развестись с правом вновь вступить в брак до революции было невозможно. В 1919 году женился на Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Н. А. Энгельгардта. Ей он посвятит сборник стихов «Огненный столп» . Родилась дочь Елена, но и этот брак также оказался неудачным. В 1920 году был учреждён Петроградский отдел Всероссийского Союза писателей, туда вошёл и Гумилёв, позже он был выбран председателем этого отдела. Преподавал теорию и историю поэзии в Институте живого слова. 3 августа 1921 года Николай был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева» . Несколько дней Михаил Лозинский и Николай Оцуп пытались выручить друга, но, несмотря на это, вскоре поэт был расстрелян.
• • • Новорожденному С. Л. Вот голос томительно звонок — Зовет меня голос войны, — Но я рад, что еще ребенок Глотнул воздушной волны. Он будет ходить по дорогам И будет читать стихи, И он искупит пред Богом Многие наши грехи. Когда от народов — титанов, Сразившихся, — дрогнула твердь, И в грохоте барабанов, И в трубном рычании — смерть, — Лишь он сохраняет семя Грядущей мирной весны, Ему обещает время Осуществленные сны. Он будет любимец Бога, Он поймет свое торжество, Он должен! Мы бились много И страдали мы за него. Хокку Вот девушка с газельими глазами Выходит замуж за американца. Зачем Колумб Америку открыл? !
• • Детство Я ребенком любил большие, Медом пахнущие луга, Перелески, травы сухие И меж трав бычачьи рога. Каждый пыльный куст придорожный Мне кричал: «Я шучу с тобой, Обойди меня осторожно И узнаешь, кто я такой!» Только, дикий ветер осенний, Прошумев, прекращал игру, — Сердце билось еще блаженней, И я верил, что я умру Не один, — с моими друзьями. С мать и мачехой, с лопухом. И за дальними небесами Догадаюсь вдруг обо всем. Я за то и люблю затеи Грозовых военных забав, Что людская кровь не святее Изумрудного сока трав. • • Современность Я закрыл Илиаду и сел у окна, На губах трепетало последнее слово, Что то ярко светило — фонарь иль луна, И медлительно двигалась тень часового. Я так часто бросал испытующий взор И так много встречал отвечающих взоров, Одиссеев во мгле пароходных контор, Агамемнонов между трактирных маркеров. Так, в далекой Сибири, где плачет пурга, Застывают в серебряных льдах мастодонты, Их глухая тоска там колышет снега, Красной кровью — ведь их — зажжены горизонты. Я печален от книги, томлюсь от луны, Может быть, мне совсем и не надо героя, Вот идут по аллее, так странно нежны, Гимназист с гимназисткой, как Дафнис и Хлоя.
Река жизни Сергей Митрофанович Городецкий (1884 - 1967) Летят метели, снега белеют, поют века. Земля родная то ночи мертвой, то дню близка. Проходят люди, дела свершают, а смерть глядит. Лицо умерших то стыд и горе, то мир хранит. Роятся дети, звенит их голос, светлеет даль. Глаза ребенка то счастье плещут, то льют печаль. Смеется юный, свободный, смелый: мне всё дано! Колючей веткой стучится старость в его окно. Бредет старуха, прося заборы ей дать приют. Судьба и память тупой иголкой ей сердце рвут. И всё, что было, и всё, что будет, — одна река В сыпучих горах глухонемого, как ночь, песка. 1909
• Сын писателя этнографа Митрофана Ивановича Городецкого. В 1900 е годы учился на историко филологическом факультете Санкт Петербургского университета одновременно с Александром Блоком (не окончил) и с этого времени увлёкся поэзией. В 1905 посещал «башню» Вячеслава Иванова. В 1906— 1907 годах опубликовал книги стихов «Ярь» , «Перун» , «Дикая воля» — это были символистские произведения с фольклорным уклоном. Но в 1910 е гг. Городецкий разошёлся с символистами и в 1912 стал одним из организаторов Цеха поэтов. В 1915 протежировал так называемым «новым крестьянским поэтам» (С. Есенин, С. Клычков, Н. Клюев, А. Ширяевец). • После Октябрьской революции, будучи в Баку, Городецкий поступил на службу в РОСТА, затем в Политуправление Каспийского флота. С 1921 жил в Москве, много публиковался, переводил поэзию народов СССР. До 1924 работал в Театре Революции, затем до 1932 — в литературном отделе газеты «Известия» . В 1930 е гг. много работал над оперными либретто — это был хороший и сравнительно безопасный способ литературного заработка. Написал новый текст ( «немонархический» ) оперы М. Глинки «Жизнь за царя» , получившей название «Иван Сусанин» . Во время Отечественной войны был в эвакуации в Узбекистане и Таджикистане, переводил местных поэтов. • В 1958 г. опубликовал автобиографический очерк «Мой путь» .
• ГОРОДСКИЕ ДЕТИ Городские дети, чахлые цветы, Я люблю вас сладким домыслом мечты. Если б этот лобик распрямил виски! Если б в этих глазках не было тоски! Если б эти тельца не были худы, Сколько б в них кипело радостной вражды! Если б эти ноги не были кривы! Если б этим детям под ноги травы! Городские дети, чахлые цветы! Все же в вас таится семя красоты. В грохоте железа, в грохоте камней Вы — одна надежда, вы всего ясней! 1907
• БЕРЕЗА • Я полюбил тебя в янтарный день, Когда, лазурью светозарной Рожденная, сочилась лень Из каждой ветки благодарной. Белело тело, белое, как хмель Кипучих волн озерных. Тянул, смеясь, веселый Лель Лучи волосьев черных. И сам Ярила пышно увенчал Их сеть листвою заостренной, И, улыбаясь, разметал В лазури неба цвет зеленый. 14 июня 1906
Осип Эмильевич Мандельштам (1891 – 1938) Автопортрет В поднятьи головы крылатый Намек — но мешковат сюртук; В закрытьи глаз, в покое рук — Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость, — Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть! 1914 (1913? )
• Осип Мандельштам родился 3 января (15 января по новому стилю) 1891 года в Варшаве. Отец, Эмилий Вениаминович (Эмиль, Хаскл, Хацкель Бениаминович) Мандельштам (1856— 1938), был мастером перчаточного дела, состоял в купцах первой гильдии, что давало ему право жить вне черты оседлости, не смотря на еврейское происхождение. Мать, Флора Осиповна Вербловская, была музыкантом. • В 1897 году семья Мандельштамов переехала в Петербург. Осип получил образование в Тенишевском училище (с 1900 по 1907 годы), одном из наиболее прогрессивных учебных заведений того времени. С детства находился под впечатлением архитектурно исторического облика Петербурга, его стройного «миража» , воспринимаемого по контрасту с родовыми чертами быта и религиозного ритуала еврейской диаспоры. В 1908— 1910 годы Мандельштам учился в Сорбонне и в Гейдельбергском университете. В 1911 году для того, чтобы облегчить поступление в Петербургский университет, Мандельштам крестился у методистского пастора; процедура перемены веры сводилась к перемене документов и уплате небольшой суммы. [1] 10 сентября того же года он был зачислен на романо германское отделение историко филологического факультета Петербургского университета, где обучался с перерывами до 1917 года.
• Начинал поэтическую карьеру как символист, последователь прежде всего Поля Верлена и Фёдора Сологуба, а также предтечи символистов — Фёдора Ивановича Тютчева. В конце 1912 года вошёл в группу акмеистов. • Стихи времени Первой мировой войны и революции (1916— 1920) составили вторую книгу «Tristia» ( «книгу скорбей» , заглавие восходит к Овидию), вышедшую в 1922 году. Её авторский вариант появился в 1923 под заглавием «Вторая книга» и с общим посвящением «Н. Х. » — Надежде Яковлевне Хазиной, жене поэта (их знакомство состоялось в Киеве, в мае 1919 года). • С мая 1925 по октябрь 1930 годов наступает стиховая пауза в творчестве. В это время пишется проза, к созданной в 1923 автобиографии «Шум времени» прибавляется варьирующая, в первую очередь, гоголевские мотивы повесть «Египетская марка» (1927). В 1928 году печатается последний прижизненный поэтический сборник «Стихотворения» , а также книга его избранных статей «О поэзии» .
• В 1930 году Осип Мандельштам возвращается к написанию стихов, в которых демонстративно рвёт не только с советской действительностью, но и с культурной традицией в целом и берет на себя миссию создания новой культуры, от нуля, «из кремня» , не опирающейся на достижения предшественников. «Прощанием» с культурой стало программное поэтологическое эссе «Разговор о Данте» (1933 год). В ноябре 1933 года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет злую антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…» [2], за которую его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край), затем разрешают выбрать другое место поселения. Мандельштам выбирает Воронеж (1934— 1937). Бо льшая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно деформированного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово. • В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток. Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987[3]. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
• Он верит в вес, он чтит пространство, Он нежно любит матерьял. Он вещества не укорял За медленность и постоянство. Строфы послушную квадригу — Он любит, буйно разогнав, Остановить. И в этом прав, Что в вечности покорен мигу. 1913 • (C. Городецкий)
Футуризм • (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910 х — начала 1920 х гг. , прежде всего в Италии и России. • Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма» . • Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
• бунтарство, анархичность мировоззрения; • Выражение массовых настроений толпы; • отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее; • экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на лозунг, плакат; • Поиски раскрепощеннонго «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка; • культ техники, индустриальных городов; • пафос эпатажа.
• • Кубофутуризм Эгофутуризм «Мезонин поэзии» «Центрифуга»
Давид Бурлюк (1882 1967) Лучший художник среди поэтов и лучший поэт среди художников • Op. 8. • Шестиэтажный возносился дом Чернели окна скучными рядами И ни одно не вспыхнуло цветком Звуча знакомыми следами. О сколько взглядов пронизало ночь И бросилось из верхних этажей. Безумную оплакавшие дочь Под стук не спящих сторожей. Дышавшая на свежей высоте Глядя в окно под неизвестной крышей Сколь ныне чище ты и жертвенно святей Упавши вниз ты вознеслася выше. <1910>
• Ленивой лани ласки лепестков Любви лучей лука Листок летит лиловый лягунов Лазурь легка • Ломаются летуньи листокрылы Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН Лилейные лукавствуют леилы Лепотствует ленивый лгун • Ливан лысейший летний ларь ломая Литавры лозами лить лапы левизну Лог лексикон лак люди лая Любовь лавины = латы льну. • 1911
Василий Каменский (1884 1961)
• Маяковский Владимирович (1893 – 1930)
• Владимир Маяковский родился 7(19)июля 1893 года в селе Багдади (ныне Маяковски) в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857— 1906), служившего лесничим третьего разряда. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867— 1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила (1884— 1972) и Ольга (1890— 1949) и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. • В родословной Маяковского — писатель Григорий Данилевский, который в свою очередь имел общие родственные корни с семьями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя.
• В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. • В июле 1906 от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной. • После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сёстрами переехал в Москву где поступил в IV класс 5 ой классической гимназии (ныне московская школа № 91. В марте 1908 был исключён из V класса за неуплату за обучение.
Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв» , который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно» . • В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП(б). Был пропагандистом в торгово промышленном подрайоне, в 1908 9 годах трижды арестовывался (по делу о подпольной типографии, по подозрению в пособничестве побегу женщин политкаторжанок из Новинской тюрьмы). • По первому делу был освобожден с передачей под надзор родителей по приговору суда как несовершеннолетний, действовавший «без разумения» , по второму и третьему делу был освобожден за недостатком улик. [1]
В тюрьме Маяковский «скандалил» , поэтому его часто переводили из части в часть. В Бутырской тюрьме он провёл 11 месяцев в одиночной камере № 103. В тюрьме в 1909 году Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. В воспоминаниях он пишет: • • • Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде: В золото, в пурпур леса одевались, Солнце играло на главах церквей. Ждал я: но в месяцах дни потерялись, Сотни томительных дней. Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б ещё напечатал! Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии.
• Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища. • В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадёжности. • Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея» , вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912), оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу» .
НОЧЬ • Багровый и белый отброшен и • Толпа пестрошерстая быстрая скомкан, кошка в зеленый бросали горстями плыла, изгибаясь, дверями дукаты, влекома; а черным ладоням сбежавшихся каждый хотел протащить хоть окон немножко раздали горящие желтые карты. громаду из смеха отлитого кома. Бульварам и площади было не странно увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, огни обручали браслетами ноги. Я, чувствуя платья зовущие лапы, в глаза им улыбку протиснул, пугая ударами в жесть, хохотали арапы, над лбом расцветивши крыло попугая.
• В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегина и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. • Также его стихи появлялись на страницах футуристских альманахов «Молоко кобылиц» , «Дохлая луна» , «Рыкающий Парнас» и др. , начали печататься в периодических изданиях. • В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский» . Декорации для неё писали художники из «Союза молодёжи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссёром и исполнителем главной роли.
А ВЫ МОГЛИ БЫ? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913 КОЕ-ЧТО ПРО ПЕТЕРБУРГ Слезают слезы с крыши в трубы, к руке реки чертя полоски; а в неба свисшиеся губы воткнули каменные соски. И небу стихши ясно стало: туда, где моря блещет блюдо, сырой погонщик гнал устало Невы двугорбого верблюда. [1913]
НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮТ Вошел к парикмахеру, сказал спокойный: "Будьте добры, причешите мне уши". Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, лицо вытянулось, как у груши. "Сумасшедший! Рыжий!" запрыгали слова. Ругань металась от писка до писка, и до о лго хихикала чья то голова, выдергиваясь из толпы, как старая редиска. 1915
ПОСЛУШАЙТЕ! Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит это кому нибудь нужно? Значит кто то хочет, чтобы они были? Значит кто то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит чтоб обязательно была звезда! клянется не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому то: "Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да? !" Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит это кому нибудь нужно? Значит это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда? ! 1914
СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, что барабан не выдержал: "Хорошо, хорошо!" А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий и ушел. Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта, и только где-то глупая тарелка вылязгивала: "Что это? " "Как это? " А когда геликон меднорожий, потный, крикнул: "Дура, плакса, вытри!" я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул:
"Боже!", бросился на деревянную шею: "Знаете что, скрипка? Мы ужасно похожи: я вот тоже ору а доказать ничего не умею!" Музыканты смеются: "Влип как! Пришел к деревянной невесте! Голова!" А мне - наплевать! Я - хороший. "Знаете что, скрипка? Давайте будем жить вместе! А? " 1914
• В феврале 1914 года Маяковский и Бурлюк были исключены из училища за публичные выступления. • В августе 1914 Маяковский решил записаться в добровольцы, но ему не позволили, объяснив это политической неблагонадёжностью. • В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. • В 1915— 1917 годах Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но его спас Осип Брик, который выкупил поэмы «Флейта позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал.
Дым табачный воздух выел. Комната глава в крученыховском аде. Вспомни за этим окном впервые руки твои, исступленный, гладил. Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще выгонишь, можешь быть, изругав. В мутной передней долго не влезет сломанная дрожью рука в рукав. Выбегу, тело в улицу брошу я. ЛИЛИЧКА! Вместо письма
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая, хорошая, дай простимся сейчас. Все равно любовь моя тяжкая гиря ведь висит на тебе, куда ни бежала б. Дай в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб. Если быка трудом уморят он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых. Захочет покоя уставший слон царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем. Если б так поэта измучила, он любимую на деньги б и славу выменял, а мне ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени. И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа. Завтра забудешь, что тебя короновал, что душу цветущую любовью выжег, и суетных дней взметенный карнавал растреплет страницы моих книжек. . . Слов моих сухие листья ли заставят остановиться, жадно дыша? Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг. 26 мая 1916, Петроград
ГЕЙНЕОБРАЗНОЕ Молнию метнула глазами: "Я видела с тобой другая. Ты самый низкий, ты подлый самый. . . " И пошла, и пошла, ругая. Я ученый малый, милая, громыханья оставьте ваши, Если молния меня не убила то гром мне, ей богу, не страшен. 1920
ВЫВОД Не смоют любовь ни ссоры, ни версты. Продумана, выверена, проверена. Подъемля торжественно стих стокоперстый, клянусь люблю неизменно и верно! 1922
Маяковский в 1918 году снимался в трех фильмах по собственным сценариям. В августе 1917 года задумал написать «Мистерию Буфф» , которая была закончена 25 октября 1918 и поставлена к годовщине революции. В марте 1919 он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (1919— 1921), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ( «Окна РОСТА» ). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909— 1919» . В 1918— 1919 годах выступает в газете «Искусство коммуны» . Пропаганда мировой революции и революции духа.
• В 1922— 1924 годах Маяковский совершил несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; писал очерки и стихи о европейских впечатлениях. • В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трёх месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов.
ПРОЩАНЬЕ В авто, последний франк разменяв. — В котором часу на Марсель? — Париж бежит, провожая меня, во всей невозможной красе. Подступай к глазам, разлуки жижа, сердце мне сантиментальностью расквась! Я хотел бы жить и умереть в Париже, если 6 не было такой земли — Москва. 1925
В США в 1925 году Маяковский познакомится с Элли Зиберт (Джонс). Элли стала судьбой, горячей и нежной любовью. 15 июня 1926 года у них родилась дочь, тоже Элли. Узнав о ее рождении, Маяковский обрадовался и очень хотел увидеть ее, но вырваться снова в Америку было трудно. В 1928 году поэт получил визу для поездки в Париж. В это же время Элли с дочерью отправилась на отдых в Ниццу. Туда из Парижа и приехал Маяковский. Там в первый и единственный раз дочь виделась с отцом.
• С Татьяной Яковлевой его познакомила сестра Лили Брик Эльза Триоле. В своих мемуарах сама Эльза напишет, что сделала это для того, чтобы Маяковский не скучал в Париже. Но существует мнение, что встреча была организована с другими целями — отвлечь поэта от родившей ему дочь американки Элли Джонс и задержать в столице Франции, где он щедро оплачивал житье бытье Эльзы и ее спутника Луи Арагона.
• Маяковский влюбился в Татьяну и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть ли не сам думал перебраться в Париж. В итоге ему было отказано в выезде за границу. Одна из подруг Маяковского Наталья Брюханенко вспоминала: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину» . Эту женщину он не увидел.
Через 21 день после отъезда Маяковского, 24 декабря 1928 г. , Татьяна отправит письмо матери в Россию: «Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него - буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след. . . »
ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: любую самочку шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав тубо собакам озверевшей страсти. Ты одна мне ростом вровень, стань же рядом с бровью брови, дай про этот важный вечер рассказать по-человечьи. Пять часов, и с этих пор стих людей дремучий бор, вымер город заселенный, слышу лишь свисточный спор поездов до Барселоны. В черном небе молний поступь, гром ругней в небесной драме, не гроза, а это просто ревность двигает горами.
Глупых слов не верь сырью, не путайся этой тряски, я взнуздаю, я смирю чувства отпрысков дворянских. Страсти корь сойдет коростой, но радость неиссыхаемая, буду долго, буду просто разговаривать стихами я. Ревность, жены, слезы. . . ну их! вспухнут веки, впору Вию. Я не сам, а я ревную за Советскую Россию. Видел на плечах заплаты, их чахотка лижет вздохом. Что же, мы не виноваты ста мильонам было плохо. Мы теперь к таким нежны спортом выпрямишь не многих, вы и нам в Москве нужны не хватает длинноногих. Не тебе, в снега и в тиф шедшей этими ногами, здесь на ласки выдать их в ужины с нефтяниками.
Ты не думай, щурясь просто из-под выпрямленных дуг. Иди сюда, иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук. Не хочешь? Оставайся и зимуй, и это оскорбление на общий счет нанижем. Я все равно тебя когда-нибудь возьму одну или вдвоем с Парижем. 1928
Любит? не любит? Я руки ломаю и пальцы разбрасываю разломавши так рвут загадав и пускают по маю венчики встречных ромашек Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье Пусть серебро годов вызванивает уймою надеюсь верую вовеки не придет ко мне позорное благоразумие Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить
Уже второй должно быть ты легла В ночи Млечпуть серебряной Окою Я не спешу и молниями телеграмм Мне незачем тебя будить и беспокоить как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете и не к чему перечень взаимных болей бед и обид Ты посмотри какая в мире тишь Ночь обложила небо звездной данью в такие вот часы встаешь и говоришь векам истории и мирозданью море уходит вспять море уходит спать Как говорят инцидент исперчен любовная лодка разбилась о быт С тобой мы в расчете И не к чему перечень взаимных болей бед и обид.
• В своих произведениях Маяковский был бескомпромиссен, поэтому и неудобен. В произведениях, написанных им в конце 1920 х годов, стали возникать трагические мотивы. Критики называли его лишь «попутчиком» , а не «пролетарским писателем» , каким он себя хотел видеть. В 1929 году он пытался провести выставку, посвящённую 20 летию его творчества, но ему всячески мешали. Личная жизнь поэта тоже обострилась.
• Именно эти причины могли привести к тому, что 14 апреля 1930 года в 10: 15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12. Очевидно, это было самоубийство. Однако, вопреки посмертной просьбе самого поэта «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил» , продолжаются спекуляции вокруг его смерти. Часто высказывается версия об убийстве, однако дополнительные официальные экспертизы и расследования каких либо неоспоримых доказательств этой версии не обнаружили. По опубликованным данным В. Скорятина [6], Лиля Брик, указанная как один из наследников в этой записке, была агентом ОГПУ.
Я знаю силу слов, я знаю слов набат. Они не те, которым рукоплещут ложи. От слов таких срываются гроба шагать четверкою своих дубовых ножек. Бывает, выбросят, не напечатав, не издав, но слово мчится, подтянув подпруги, звенит века, и подползают поезда лизать поэзии мозолистые руки. Я знаю силу слов. Глядится пустяком, опавшим лепестком под каблуками танца, но человек душой губами костяком. . . . (неоконченное)
СТИХИ О РАЗНИЦЕ ВКУСОВ Лошадь сказала, взглянув на верблюда: "Какая гигантская лошадь ублюдок". Верблюд же вскричал: "Да лошадь разве ты? ! Ты просто напросто верблюд недоразвитый". И знал лишь бог седобородый, что это животные разной породы. 1928
ТЕАТРЫ Рассказ о взлезших на подмосток аршинной буквою графишь, и зазывают в вечер с досок зрачки малеванных афиш. Автомобиль подкрасил губы у блеклой женщины Карьера, а с прилетавших рвали шубы два огневые фокстерьера. И лишь светящаяся груша о тень сломала копья драки, на ветке лож с цветами плюша повисли тягостные фраки. • • [1913]
Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе — бег оленя В каждом взоре — лет копья. И когда на закате кипела вселенская ярь, Из лавчонки вылетел мальчонка, Провожаемый возгласом: «Жарь!» Велимир Хлебников И скорее справа, чем правый, (Виктор Владимирович) Я был более слово, чем слева. (1885 - 1922) 1908
Алексей Кручёных (1886 1968) • • • • Уехала! Как молоток влетело в голову Отточенное слово, Вколочено напропалую! Задержите! Караул! Не попрощался. В Коджоры! Бегу по шпалам, Кричу и падаю под ветер. Все поезда проносятся Над онемелым переносьем…. Отец «зауми»
• Умчался. . . Уездный гвоздь в селезенку! И все ж живу! Уж третью пятидневку в слякоть и в стужу ничего, привыкаю хожу на службу и даже ежедневно что то дряблое обедаю с кислой капусткой. Имени ее не произношу. Живу молчальником. Стиснув виски, стараюсь выполнить предотъездное обещание. Да. . . так спокойнее анемильником. . . Занафталиненный медикамен тами доктор двенадцатью щипцами сделал мне аборт памяти. . . • Дыр бул щил убещур скум вы со бу р л эз
МОКРЕДНАЯ МОСЕНЬ • Сошлися черное шоссе с асфальтом неба И дождь забором встал Нет выxода из бревен ледяного плена С с с с ш ш Сквозят дома Шипит и ширится стальной оскал! • И молчаливо сxодит всадник с неба Надавит xолод металлической души И слякотной любовью запеленат С ним мир пускает Смертельной спазмы Пузыри!
Не завидуй другу. . . Не завидуй другу, если друг богаче, Если он красивей, если он умней. Пусть его достатки, пусть его удачи У твоих сандалий не сотрут ремней… Двигайся бодрее по своей дороге, Улыбайся шире от его удач: Может быть, блаженство — на твоем пороге, А его, быть может, ждут нужда и плач. Игорь Северянин (1887 - 1941) (И горь Васильевич Лотарев) Плачь его слезою! Смейся шумным смехом! Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек! Не препятствуй другу ликовать успехом: Это — преступленье! Это — сверхпорок! 1909
Имажинизм • Цель – создание образа. • Основное выразительное средство имажинистов — метафора. • Эпатаж, анархические мотивы. • На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Сергей Есенин до 1924 г. состоял в группе имажинистов Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)
Посвящение Н. Гумилёву Вадим Габриэльевич Шершеневич (1893 - 1942) О как дерзаю я, смущенный, Вам посвятить обломки строф, Небрежный труд, но освещенный Созвездьем букв "a Goumileff". С распущенными парусами Перевезли в своей ладье Вы под чужими небесами Великолепного Готье. . . В теплицах же моих не снимут С растений иноземных плод: Их погубил не русский климат, А неумелый садовод.
Ивану Старцеву Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 - 1962) Даже грязными, как торговок Подолы, Люди, люблю вас. Что нам, мучительнонездоровым, Теперь Чистота глаз Савонароллы, Изжога Благочестия И лести, Давида псалмы, Когда от бога Отрезаны мы, Как купоны от серии.
Серебряный век1.ppt