серебряный век русской музыки.ppt
- Количество слайдов: 15
Серебряный век русской музыки
• Серебряный век – это такой период человеческой истории, на котором заканчивается развитие строгой классики и начинается время смелых экспериментов и совершенно новых подходов. Серебряный век порождал желание создавать новое, это было характерно абсолютно для всех видов человеческой деятельности, начиная от массового производства парфюмерии, заканчивая рождением неоклассицизма в музыке.
• Музыка серебряного века – это в первую очередь знаковые творения учеников таких знаменитых композиторов золотого века как Мусоргский и Бородин. Большой популярностью в то время пользовались симфонические произведения Глазунова, фортепьянное творчество Рахманинова, балеты Стравинского, а также необычная и весьма эксцентричная музыка Александра Николаевича Скрябина, творчество которого у некоторых вызывало восторг, а других приводило в недоумение
• А. К. Глазунов — один из крупнейших русских композиторов, продолжавших традиции «Могучей кучки» и Чайковского в конце 19 — начале 20 веков. Основное место в его творчестве занимают жанры симфонической музыки. Композитор — автор 8 симфоний. В них эпическая монументальность и яркий народножанровый колорит соединяются с высоким конструктивным мастерством. Его музыка отличается теплотой, искренностью, ясностью и уравновешенностью эмоционального строя.
Наиболее известные произведения Александра Глазунова: Серенада № 1 для оркестра Серенада № 2 для валторны и струнного оркестра Симфония № 1 `Славянская` Симфония № 2 `Памяти Ф. Листа` Симфония № 3 Симфония № 4 Симфония № 5 Симфония № 6 Симфония № 7 `Пасторальная` Симфония № 8 Симфония № 9 (неоконченная) Соната для фортепиано № 1 Соната для фортепиано № 2
Рахманинов Сергей Васильевич Стравинский Игорь Федорович критик М. Шагинян писала: «У Рахманинова нет интереса к мистическим прозрениям, он весь на земле. Темы его или задушевны или трагичны, но всегда бесхитростны. «Я хочу быть человечной» - упорно говорит его музыка»
Наиболее известные произведения Сергея Рахманинова: Пьесы-фантазии: Прелюдия cis-moll Мелодия E-dur «Полишинель» Серенада b-moll Салонные пьесы: Баркарола g-moll Юмореска G-dur «Остров мёртвых» Другие произведения: «Вокализ» для оркестра Симфония № 3 a-moll *Баркаро ла — народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни
При всей стилистической контрастности творчество Стравинского отличается единством, обусловленным его русскими корнями и наличием устойчивых элементов, проявляющихся в произведениях разных лет. Стравинский принадлежит к числу ведущих новаторов 20 в. Он одним из первых открыл новые музыкально-структурные элементы в фольклоре, ассимилировал некоторые современные интонации (например, джазовые), внёс много нового в метроритмическую организаци ю, оркестровку, трактовку жанров. Лучшие сочинения Стравинского существенно обогатили мировую культуру и оказали воздействие на развитие музыки 20 в.
Музыкальный театр Игоря Стравинского: - «Жар-птица» , балет в двух сценах - «Петрушка» , русские потешные сцены в четырёх картинах - «Весна священная» , сцены языческой Руси в двух картинах - «Соловей» , опера в трёх действиях Хоровые произведения: - «Подблюдные» , четыре русские крестьянские песни для женского хора (1914― 1917, редакция 1954 в сопровождении четырех валторн): – «У Спаса в Чигисах» – «Овсень» – «Щука» – «Пузище» - «Отче наш» для хора без сопровождения
Александр Николаевич Скрябин
В творчестве Скрябина воплотились в символистски зашифрованном виде прогрессивно-гуманистические, житейские идеалы. В центре образного мира - целеустремленный и властный человек, человек-титан, жаждущий счастья и свободы. Скрябина интересовали и конкретные проблемы социального бытия. Однако душа его постоянно и остро терзалась прежде всего проблемами внутреннего мира человека, состоянием этого мира в окружающей «неустроенной» действительности, проблемами нравственными, философскими. Музыка Скрябина -- это неудержимое, глубокое человеческое стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью.
Произведения Александра Николаевича Скрябина: Три пьесы: Этюд Прелюдия Мечты Четыре пьесы: Хрупкость Прелюдия Окрыленная поэма Танец томления Три пьесы: Поэма Загадка Поэма томления Два танца: Гирлянды Темное пламя Фантазия для фортепиано с оркестром. Романс для голоса и фортепиано "Хотел бы я мечтой прекрасной"
Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова ( как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого- начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему : остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, Поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы.
На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало- помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий : А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов - композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент скрипка.
в качестве нового способа организации музыкального материала выступает микротематизм. Это – особый интонационный комплекс произведения, где исключительную по важности роль играет краткая музыкальная тема-ячейка, интонация-символ. Как правило, она направлена на провозглашение какой-либо музыкальной идеи; Композиторы серебряного века наполнили высокое искусство экспрессионизмом и превратили его в массовую культуру. Благодаря их творчеству музыка стала более доступной и получила широкое распространение по всему миру. Сложно представить себе, что осталось бы от современного разнообразия музыкальных стилей и жанров, если бы не великие произведения композиторов экспериментаторов того времени.
серебряный век русской музыки.ppt