Серебряный век русской культуры.ppt
- Количество слайдов: 24
Серебряный век русской культуры Конец XIX – начало XX века Константин Юон. Рождение новой планеты. 1921
История понятия «серебряный век» n Николай Оцуп. 1894 -1958 В 1929 г. русский поэт, тогда уже парижский эмигрант, Николай Оцуп придумал название «серебряный век» по аналогии с «золотым веком» русской культуры. И то, и другое понятие первоначально использовалось для характеристики состояния русской литературы, Оцуп имел в виду в первую очередь поэзию, а потом было перенесено на всю культуру конца XIX-начала XX вв.
Причины серебряного века Не диво—радио: над океаном Бесшумно пробегающий паук; Не диво — город: под аэропланом Распластанные крыши; только стук, Стук сердца нашего обыкновенный, Жизнь сердца без начала, без конца – Единственное чудо во вселенной, Единственно достойное Творца. Как хорошо, что в мире мы как дома, Не у себя, а у Него в гостях; Что жизнь неуловима, невесома, Таинственна, как музыка впотьмах. Как хорошо, что нашими руками Мы строим только годное на слом. Как хорошо, что мы не знаем сами И никогда, быть может, не поймем Того, что отражает жизнь земная, Что выше упоения и мук, О чем лишь сердца непонятный стук Рассказывает нам, не уставая. Николай Оцуп. 1926 n Россия на рубеже XIX-XX веков очень быстро менялась под воздействием развития капитализма, революций и войн n Одни люди искали в искусстве, литературе, науке спасения от стрессов, вызванных сломом привычной жизни n Другие с их помощью пытались найти себе место в новом мире, направить течение перемен в наилучшее, как им казалось русло.
Литература. Поэзия. Символизм n Валерий Брюсов (1873 -1924) n Поэт, прозаик, переводчик, учёный-филолог n Основатель русского символизма n «О закрой свои бледные ноги» n 1894 г.
n Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима, Наш царь - кровавое пятно, Зловонье пороха и дыма, В котором разуму - темно. Литература. Поэзия. Символизм Наш царь - убожество слепое, Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел, Царь-висельник, тем низкий вдвое, Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой, Но будет, - час расплаты ждет. Кто начал царствовать Ходынкой, Тот кончит - встав на эшафот. 1906 г. Константин Бальмонт (1867 -1942) Поэт, переводчик, путешественник
Литература. Поэзия. Символизм n n n n Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим, И об игре трагической страстей Повествовать еще не жившим. И, вглядываясь в свой ночной кошмар, Строй находить в нестройном вихре чувства, Чтобы по бледным заревам искусства Узнали жизни гибельный пожар! 10 мая 1910 Александр Блок, 1880 -1921
Литература. Поэзия. Футуризм О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! 1908 -1909 Велимир Хлебников. 1885 -1922
Литература. Поэзия. Футуризм Вошел к парикмахеру, сказал — спокойный: «Будьте добры , причешите мне уши» . Гладкий парикмахер сразу стал хвойный, лицо вытянулось, как у груши. «Сумасшедший! Рыжий!» — запрыгали слова. Ругань металась от писка до писка, и до-о-лго хихикала чья-то голова, выдергиваясь из толпы, как старая редиска. [1913] Владимир Маяковский. 1893 -1930
Литература. Поэзия. Акмеизм Вздрагивает огонек лампадки, В полутемной детской тихо, жутко, В кружевной и розовой кроватке Притаилась робкая малютка. Что там? Будто кашель домового? Там живет он, маленький и лысый… Горе! Из-за шкафа платяного Медленно выходит злая крыса. В красноватом отблеске лампадки, Поводя колючими усами, Смотрит, есть ли девочка в кроватке, Девочка с огромными глазами. — Мама, мама! — Но у мамы гости, В кухне хохот няни Василисы, И горят от радости и злости, Словно уголечки, глазки крысы. Страшно ждать, но встать еще страшнее. Где он, где он, ангел светлокрылый? — Милый ангел, приходи скорее, Защити от крысы и помилуй! Николай Гумилёв (1885 -1921)
Литература. Проза. Реализм n Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощеной улице к высоким каменным клеткам фабрики; она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. n Мать. 1906 Максим Горький. 1868 -1936
Проза. Модернизм n n Леонид Андреев. 1871 -1919 Мы подошли к окну. От самой стены дома до карниза начиналось ровное огненнокрасное небо, без туч, без звезд, без солнца, и уходило за горизонт. А внизу под ним лежало такое же ровное темнокрасное поле, и было покрыто оно трупами. Все трупы были голы и ногами обращены к нам, так что мы видели только ступни ног и треугольники подбородков. И было тихо, - очевидно, все умерли, и на бесконечном поле не было забытых. Красный смех. 1904
n n Итак, остается все та же дилемма: или приостановка нашего собственного размножения, и с нею ослабление всего развития нашей жизни, или колонизация Земли, основанная на истреблении всего ее человечества. Я говорю об истреблении всего ее человечества, потому что мы не можем даже сделать исключения для его социалистического авангарда. Нет, во-первых, никакой технической возможности среди всеобщего уничтожения выделить этот авангард среди остальных масс, незначительную долю которых он представляет. И, во-вторых, если бы нам удалось сохранить социалистов, они сами начали бы потом с нами ожесточенную, беспощадную войну, жертвуя в ней собою до полного истребления, потому что они никогда не могли бы примириться с убийством сотен миллионов людей, им подобных и с ними связанных многими, часто очень тесными жизненными связями. В столкновениях двух миров здесь нет компромисса. Красная звезда. 1908 Проза. Фантастика Александр Богданов. 1873 -1928
Живопись: победа абстракции Красный квадрат. Казимир Малевич. 1916 г. Чёрный квадрат. Казимир Малевич. 1913 г.
Архитектура: эклектика модерна Особняк Рябушинского (дом-музей М. Горького) Архитектор Фёдор Шехтель. 1900 -1903 г.
Кинематограф n Понизовая вольница (Стенька Разин и княжна) n 1908 n Реж. Владимир Ромашков n Первый русский игровой фильм n В 1915 -1918 гг. в России выпускалось до 500 фильмов ежегодно
Кинематограф. Актёры Молчи грусть, молчи. 1918 Реж. Владимир Чардынцев Вера Холодная. 1893 -1919
Кинематограф. Актёры Пиковая дама. 1916 Реж. Яков Протазанов Иван Мозжухин. 1889 -1939
Музыка академическая n n В свою симфоническую поэму «Прометей» включил партию света. n Александр Скрябин 1849 -1914 Изобретатель цветомузыки Во время премьеры 2 (15) марта 1911 звучание оркестра дополняло мигание двенадцать разноцветных электрических лапочек
Музыка популярная n Создатель жанра драматической песни в русской музыке, предтеча таких жанров, как бардовская песня, русский шансон и т. п. Что Вы плачете здесь, одинокая глупая деточка Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы? Вашу тонкую шейку едва прикрывает горжеточка. Облысевшая, мокрая вся и смешная, как Вы. . . Вас уже отравила осенняя слякоть бульварная И я знаю, что крикнув, Вы можете спрыгнуть с ума. И когда Вы умрете на этой скамейке, кошмарная Ваш сиреневый трупик окутает саваном тьма. . . Так не плачьте ж, не стоит, моя одинокая деточка. Кокаином распятая в мокрых бульварах Москвы. Лучше шейку свою затяните потуже горжеточкой И ступайте туда, где никто Вас не спросит, кто Вы. 1916 Александр Вертинский 1889 -1957
Танец – самоценность, средство познания мира и самопознания человека Георгий Гурджиев 1872 -1949
Естественные науки n n Иван Павлов. 1849 -1936 Первый нобелевский лауреат, живший в России Нобелевская премия за работы в области физиологии пищеварения (1904)
Социальногуманитарные науки n Содержание n n М. О. Гершензон. Предисловие Н. А. Бердяев Философская истина и интеллигентская правда. С. Н. Булгаков Героизм и подвижничество. М. О. Гершензон Творческое самосознание. А. С. Изгоев Об интеллигентной молодежи. Б. А. Кистяковский В защиту права. П. Б. Струве Интеллигенция и революция С. Л. Франк Этика нигилизма n n n Назначение социальногуманитарных наук и философии, в частности, - в усовершенствовании общества на началах нравственности Поэтому интеллигенция (образованные люди) и русских философов, обеспеченные люди вообще посвящённый осмыслению должны показывать пример итогов революции 1905 -1907 гг. нравственности и помогать обществу становтиться лучше Вехи (1909) – сборник статей
Образование n n В 1913 г. 50% детей соответствующего возраста посещало начальную школу n В 1913 г. только 1% детей оканчивал среднюю школу n В 1913 г. на 10 000 жителей в России приходилось 8 студентов вузов n Н. Богданов-Бельский. У дверей школы. 1897 г. В 1913 г. 73 % населения России было неграмотно В науке было занято 10 000 человек
Серебряный век русской культуры. Конец XIX – начало XX века Борис Кустодиев. Большевик. 1920.
Серебряный век русской культуры.ppt