Серебряный век культуры России.ppt
- Количество слайдов: 117
«Серебряный» век культуры России Чешуина Дарина
Особенности Начало ХХ века в истории русской культуры получило название «серебряный век» (автор термина редактор журнала «Аполлон» С. Маковский) – период изменчивого, холодного, мерцающего сияния, в отличие от яркого «золотого» века. Характерные черты этого периода: • Расцвет всех видов творчества • Рождение новых направлений в искусстве • Появление целой плеяды блестящих имен, ставших гордостью русской и мировой культуры • Особый расцвет русской религиозной философии • От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами - модерну (импрессионизм, символизм и др. ) • Провозглашались идеи самоценности искусства • Движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др. )
Предпосылки • Причины культурного подъема начала ХХ века: • - русская культурная традиция (интеллигенция – цвет нации, пророк, учитель, но политически невостребованная, искавшая пути выхода – искусство – один из них) • - втягивание России в общемировые процессы (научно-технический прогресс, урбанизация) • - крупные социальные катаклизмы начала века • - многообразие укладов, порождавшее многообразие направлений.
Две точки зрения на развитие культуры 1. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н. А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в. 2. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). • Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма - умирающего капитализма. • Марксисты видели признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением буржуазной культуры, так как он прямо отражал проблемы общества.
Просвещение • Начальное образование осуществлялось в школах двух типов: земских и церковных (от 2 до 6 лет). • В земских школах работали преподаватели со специальным образованием. Рядом со школами размещались библиотеки, читальни, книжные лавки. • В церковных школах преподавание вел священник и его помощники – дьякон, псаломщик и, главным было не образование, а воспитание. • В 1906 году правительство вынесло на рассмотрение ГД законопроект о введении всеобщего начального обучения. • В 1912 г. принят закон о введении всеобщего начального образования. Но, из-за недостаточности средств реформа шла медленно: Россия тратила на образование в 14 раз меньше, чем США, в 8 раз меньше, чем Англия и Германия. • В 1900 г. было 76% неграмотных, в 1917 г. – 69%.
Просвещение • Среднее образование осуществлялось посредством разветвленной системы школ: – гимназии делали упор на гуманитарные предметы и готовили учащихся к поступлению в университет. В 1912 г. в 480 гимназиях учились 125 тыс. учащихся. Государственные гимназии давали основательное, но архаичное образование. Гораздо выше был уровень преподавания в частных гимназиях; – реальные и коммерческие училища готовили будущих инженеров и техников. Здесь упор был сделан на естественные и точные науки с целью поступления учащихся на медицинские, математические факультеты университетов и во ВТУЗы; – кадетские корпуса, духовные семинарии, промышленные и художественные училища давали узко специальное образование. Учеба в них была, в основном, платная.
Просвещение • В высшей школе в начале века произошли и качественные изменения: – ожила научная жизнь в связи с возвращением университетам автономии в 1905 году; – волнения студентов, которые часто поддерживала профессура, стали составной часть общедемократического движения России; – после 1905 года начался процесс демократизации образования: появляются рабочие курсы и «народные университеты» (первый в Москве в 1908 г. на средства золотопромышленники Шанявского), где любой человек мог посещать лекции ученых и получить образование в объеме средней и высшей школы. Также открываются «народные дома» - своеобразные клубы, где были библиотеки, вечерние курсы, лекции, спектакли ( к 1914 г. их было 220).
Наука В начале ХХ века два русских ученых стали нобелевскими лауреатами: • 1904 г. – Павлов Иван Петрович (1849 -1936) за труды по физиологии кровообращения и пищеварения, разработку теории условных рефлексов, создание учения о высшей нервной деятельности человека; • 1908 г. – Мечников Илья Ильич (1845 -1916) за создание теории фагоцитов, на основе которой базировалось учение об иммунитете.
Наука • Вернадский В. И. • основал геохимию и биохимию • впервые выдвинул идею ноосферы – поверхности земли, преображаемой человеческим разумом • член ЦК партии кадетов
Наука • К. А. Тимирязев • обосновал закономерность фотосинтеза как процесса использования света для образования органических веществ в растениях, показал связь живой и неживой природы. • В 1911 году, в знак протеста против притеснения студентов, ушел из Московского университета. • В 1920 году стал депутатом Моссовета.
Наука • Физик П. Н. Лебедев открыл и измерил давление света на твердые тела и газы, количественно подтвердив электромагнитную теорию света.
Наука • Математик Марков А. А. разрабатывал проблемы теории вероятности и математического анализа.
Наука • Геолог Карпинский А. П. нарисовал карту геологического прошлого России, установил границы древних морей, сделал выводы о строении континентов.
Наука • Обручев В. А. исследовал геологическое строение Сибири, написал научнопопулярные книги «Плутония» и «Земля Санникова» .
Наука • Бурное развитие получили и прикладные науки. Калужский преподаватель физики и математики К. Э. Циолковский создал теорию ракетного движения, впервые в мире, на основании математических расчетов, доказал возможность полетов в космос.
Наука • Профессор-механик Н. Е. Жуковский занимался вопросами теории машиностроения. В 1904 году создал Институт аэродинамики в Кучино под Москвой. Его называют «отцом русской авиации» , т. к. , благодаря ему было открыто в Петербурге 2 авиазавода, выпускавших по 300 самолетов в год.
Наука • Конструктор Игорь Сикорский сконструировал 4 хмоторный самолет «Илья Муромец» и первый тяжелый 4 хтонный самолет «Русский витязь» (1913 г. )
Наука Русский витязь С-22 Илья Муромец
Наука • Инженер А. С. Попов создал первый в мире радиоприемник, а также прибор для регистрации грозовых разрядов, получивший в 1900 году золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
Наука • В области географии П. К. Козлов исследовал Центральную Азию и открыл в Монголии остатки древнего города Хара-Хото и курганные могильники гуннов. Глава Русского географического общества
Наука • П. П. Семенов. Тяншанский организовал экспедиции в Центральную Азию, а также руководил первой переписью населения России в 1897 году.
Общественная мысль • На рубеже веков происходит переворот в естествознании, что подорвало основы традиционных представлений о мире. Это обострило непримиримую борьбу материализма и идеализма. Большое влияние оказал марксизм, особое внимание уделявший экономическому базису общества, объективным общемировым закономерностям. Здесь выделялись исследования экономистов В. Ульянова, П. Струве, М. Туган-Барановского и др.
Общественная мысль • Видным историком был В. О. Ключевский, уделявший большое внимание исследованию социальноэкономических отношений в истории России, проблеме урезания свобод в узловые моменты истории страны. Его главный труд – «Курс русской истории» .
Общественная мысль • Его учениками были видный историк культуры России П. Н. Милюков.
Общественная мысль • Учеником Ключевского был будущий основатель советской исторической школы М. Н. Покровский.
Общественная мысль • Особый взгляд на проблемы русской государственности имел С. Ф. Платонов.
Общественная мысль • Видное положение в изучении обществознания занимал социолог М. М. Ковалевский, изучавший историю общины и родовых отношений, один из лидеров масонов России.
Общественная мысль • В философии господствовало направление, намеченное еще в 80 -е годы предыдущего века Владимиром Соловьевым – усвоение религиозных идей. • В начале ХХ века русские философы Розанов, братья Трубецкие, Булгаков, Флоренский, Франк вступают в духовную борьбу с безбожным материализмом. • Общее в их взглядах: – формула «Бог – общество – человек» , где Бог занимает огромное место, очень близка русской душе; – специфика «русского духа» - склонность к терпению и жертве; – русский народ отличен от всех, т. к. он потерял ось времени, для него характерен культ справедливости, а не закона и права; – поиск смысла (жизни, любви).
Общественная мысль • Николай Бердяев считает главной задачей человечества восстановление религиозного смысла жизни, а для этого необходимо познать источник мирового зла. Путь познания – вера в Христа. Русский народ способен на это, т. к. все понимает сердцем, а не разумом.
Общественная мысль • Василий Розанов считал, что русский народ легко подвергается чужому влиянию, а это приводит к крушению общественных устоев. Народу нужно внушать не идею греха, а идею созидания.
Общественная мысль • Семен Франк видел главную задачу философа в понимании происходящего в России и попытке преодоления крайностей.
Общественная мысль • Иван Ильин верил в «мессианство России» : путь России, указанный Богом – самопожертвование ради спасения других народов. Революция, привнесенная с Запада, поразила Россию, т. к. русский характер не сумел проявить достаточную волю. Но, именно испытания и лишения должны привести к возрождению Святой Руси в душе народа.
Литература • • • Продолжался расцвет критического реализма. Л. Н. Толстой, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, А. И. Куприна, И. А. Бунина. Широкую известность получили Максим Горький (А. М. Пешков), Мамин-Сибиряк и др. Символизм – направление в искусстве, главными элементами которого были, по мнению Д. Мережковского, «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности» . . Его теоретиком выступил В. Я. Брюсов. (К. Д. Бальмонт, А. Белый (Б. Н. Бугаев), А. А. Блок. Такое мифопоэтическое восприятие обусловило взлет поэзии, что дало возможность Н. А. Бердяеву определить начало XX в. как серебряный век русской поэзии, наступивший после длительного господства социальной прозы. Акмеизм (или адамизм)(греч. - «расцвет» ) – возврат к материальным образам, принятие мира, какой есть, требование ясности, гармонии, заявил о себе в 1912 году с выходом журнала «Гиперборей» и сборника 1913 г. «Цех поэтов» . Главным центром акмеистов стал журнал «Аполлон» . Авангардизм. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников искусства будущего футуристов. В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В. В. Маяковский в 1912 г. выступили с манифестом Пощечина общественному вкусу, где призывали на основе абсолютной свободы творить не искусство, творить реальность. По иному относились новые авторы к прошлому России. Если во второй половине XIX в. крупнейшими художниками слова история воспринималась как трагедия, то символисты опоэтизировали ее как песнь, а авангардисты изображали как фарс.
Критический реализм • Максим Горький (А. М. Пешков)
Критический реализм • Мамин-Сибиряк
Критический реализм • В. Г. Короленко
Критический реализм • А. И. Куприн
Критический реализм • И. А. Бунин
Символизм • Это был своеобразный вызов критическому реализму. • Как направление символизм оформляется с появлением стихов Константина Бальмонта «В безбрежности» и «Тишина»
Символизм • В 1894 -1895 гг. Валерий Брюсов издает сборник «Русские символисты» , куда, кроме произведений вышеуказанных авторов, вошли творения Федора Сологуба, Зинаиды Гиппиус и др. Они объединяются вокруг журнала «Мир искусства» .
Символизм • В начале века внутри символистов раскол в связи с появлением «младосимволистов» : Александра Блока, Андрея Белого (Бориса Бугаева), Вячеслава Иванова, ориентировавшихся на национальные традиции, идеи народности, веры в особую миссию России.
Символизм • Александр Блок был кумиром молодежи, его нравственные идеалы были связаны с революционным брожением в стране. Образовалось два течения: «петербургское» (Мережковский и Иванов) с религиозномистической ориентацией и «московское» (Брюсов и Белый), склонное к философским обобщениям. Объединяло их то, что все они считали: искусство должно служить пробуждению мифологического – единственно истинного сознания, ибо оно объединяет человечество на основе этого сознания. К 1909 году символизм как направление распадается в связи с оторванностью от реальности и изменением теоретических установок авторов: Мережковский и Гиппиус занимают все более консервативные позиции, углубляясь в мистику (декаданс), Блок и Белый эволюционизируют в сторону осмысления «вечных» тем: любви, смерти, обличения уродливого мира, обращения к историческому прошлому. Октябрьскую революцию Д. Мережковский и его жена З. Гиппиус приняли как событие, похоронившее культуру России, а в своей родине они увидели «царство Антихриста» .
Символизм • Александра Блока
Символизм • Андрея Белого (Бориса Бугаева),
Символизм • Вячеслава Иванова
Акмеизм • Николай Гумилев
Литература • Сергей Городецкий
Акмеизм • Анна Ахматова,
Акмеизм • Михаил Кузмин,
Акмеизм • Осип Мандельштам
Футуризм • Футуризм (кубофутуризм)(лат. «будущее» ) – полное неприятие существующих порядков, традиций, создание принципиально нового языка – своеобразный бунт против респектабельного буржуазного миросозерцания, заявил о себе сборником 1912 года «Пощёчина общественному вкусу» , куда вошли опусы Владимира Маяковского, Велимира Хлебникова, Бурлюка и др. Их парадоксальное сознание и мышление было стремлением к созданию «своей» формы выражения новой знаковой системы (язык, цвет, звук) и надеждой на гибель дряхлеющего общества. Этим объясняются их многочисленные «Манифесты» и призывы «сбросить с парохода современности» Пушкина, Достоевского, Толстого. Видный русский поэт Игорь Северянин (Лотарев), которого Александр Блок называл «поэтом открытой души» стал признанным лидером провозглашенного им эгофутуризма.
Футуризм • Владимир Маяковский
Футуризм • Велимир Хлебников
Футуризм • Бурлюк
Футуризм • Игорь Северянин (Лотарев)
Сатира • В начале века усиливаются сатирические начала в литературе. В журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» работали талантливые сатирики: Саша Чёрный (Александр Гликберг), Аркадий Аверченко, Тэффи (Надежда Лохвицкая).
Сатира • Саша Чёрный (Александр Гликберг)
Сатира • Аркадий Аверченко
Сатира • Тэффи (Надежда Лохвицкая)
Литература • Появляется новое течение в литературе – пролетарское. Писатели Подъячев, Вольнов, Шкулев, поэты Радин, Коц, Демьян Бедный выступали на страницах большевистских газет с актуальными публицистическими заметками. • Крестьянскими поэтами – продолжателями традиций Кольцова и Никитина были Борис Клюев, Сергей Есенин.
Сергей Есенин
Сергей Есенин
Живопись • На рубеже веков появляется историкобытовой жанр. Художники этого направления А. Рябушкин ( «Русские женщины 17 столетия в церки» , «Свадебный поезд в Москве 17 века» ), А. В. Васнецов ( «Улица в Китай-городе. Начало 17 века» ).
Живопись • На рубеже веков появляется историкобытовой жанр. М. Нестеров ( «Видение отроку Варфоломею» ).
Живопись • • • Заметную роль в развитии русского искусства сыграло направление «Мир искусства» , возникшее в Петербурге в конце 19 века. В 1897 -1898 гг. Сергей Дягилев организовал и провел в Москве 3 выставки, а в 1899 г. создал вышеуказанный журнал, давший название направлению. Вокруг журнала объединились художники Н. Бенуа (версальские версии), К. Сомов ( «Эхо прошедшего времени» , «Осмеянный поцелуй» ), Е. Лансере ( «Никольский рынок в Петербурге» ), Б. Кустодиев ( «Купчиха» ), З. Серебрякова ( «Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро» ) и др. Главной особенностью «мироискуссников» был универсализм. Они выступали и как критики, и как искусствоведы, театральные режиссеры, декораторы, писатели. Значительное влияние на них оказал символизм, что проявилось в создании «надмирного « искусства, создание «новых реальностей» . В форме искусствоведческих статей они призывали создать идеальное искусство – художественный синтез всех направлений.
«Мироискуссники» • Н. Бенуа (версальские версии),
«Мироискуссники» • К. Сомов ( «Эхо прошедшего времени» , «Осмеянный поцелуй» )
«Мироискуссники» • Е. Лансере ( «Никольский рынок в Петербурге» ),
«Мироискуссники» • Б. Кустодиев ( «Купчиха» ),
«Мироискуссники» • З. Серебрякова ( «Пьеро/Автопортрет в костюме Пьеро» ) и др.
Живопись • • • Русский авангард стал особым явлением общественной жизни. Абстракционисты (лат. - «удаление, отвлечение» ) В. Кандинский, К. Малевич ниспровергли традиционное художественное мышление, провозгласили асоциальность, абсолютизацию творческого «Я» . Для Малевича характерен трагизм «немоты» ( «Черный квадрат» ). Он родоначальник такого направления как супрематизм – беспредметность, внеземное измерение. Кандинский в своих живописных «импровизациях» стремился выразить духовные абсолюты в соответствии с глубинами психики. Импрессионисты В. Серов ( «Девочка с персиками» , «Девушка, освещенная солнцем» ), К. Коровин ( «Париж» , «Сирень» ), И. Левитан ( «Березовая роща» , «Март» ) стремились в своем творчестве к отражению реального мира в его изменчивости через мимолетное впечатление. Главная идея русских импрессионистов – внутренняя замкнутость и абсолютная свобода художника. Экспрессионизм, т. е. отражение духовного мира человека через его эмоции, мысли, настроение представлены в литературных произведениях Леонида Андреева ( «Царь Голод» ). Родоначальником модернизма ( «нового стиля» ) в России можно считать М. Врубеля. Художник почти никогда не обращался к бытовому жанру, а обращал свой интерес к «вечным» героям – Демону ( «Демон сидящий» , «Демон поверженный» ), Пророку, Фаусту. Культ красоты был для него религией, с которой граничила другая крайность – отчаяние и тоска. В творчестве В. Борисова-Мусатова наблюдается переход от импрессионизма к постимпрессионизму ( «Майские цветы» , «Призраки» , «Весна» ).
Абстракционизм • В. Кандинский
Абстракционизм • К. Малевич
Импрессионизм • К. Коровин ( «Париж» , «Сирень» ),
Экспрессионизм • Леонида Андреева ( «Царь Голод» ).
Модернизм • М. Врубель. Художник почти никогда не обращался к бытовому жанру, а обращал свой интерес к «вечным» героям – Демону ( «Демон сидящий» , «Демон поверженный» ), Пророку, Фаусту. Культ красоты был для него религией, с которой граничила другая крайность – отчаяние и тоска.
Постимпрессионизм • В. Борисов-Мусатов ( «Майские цветы» , «Призраки» , «Весна» ).
Постимпрессионизм • Художники, исповедовавшие близкие взгляды на искусство, объединялись для совместных выставок: • 1907 г. – «Голубая роза» : выставлены работы символистов П. Кузнецова ( «Мираж в степи» ), М. Сарьяна ( «Финиковая пальма» ), К. Петрова-Водкина, для которых характерны туманно-мистические мотивы и поэзия бытия Востока, а картина Константина Петрова-Водкина «Купание красного коня» как бы предвосхищала приход революции; • 1910 г. – «Бубновый валет» : выставка работ постимпрессионистов и кубистов П. Кончаловского, И. Машкова, Р. Фалька ( «У пианино» ) и др. , где главная мысль – деформация натуры, материально-чувственная выразительность предметного мира.
«Голубая роза» • П. Кузнецова ( «Мираж в степи» ),
«Голубая роза» • М. Сарьяна ( «Финиковая пальма» ),
«Голубая роза» • К. Петрова-Водкина, для которых характерны туманно-мистические мотивы и поэзия бытия Востока, а картина Константина Петрова-Водкина «Купание красного коня» как бы предвосхищала приход революции;
«Бубновый валет» • П. Кончаловского
«Бубновый валет» • И. Машкова
«Бубновый валет» • Р. Фальк ( «У пианино» )
Примитивисты • В 1910 г. в живописи зарождается примитивистская тенденция, связанная со слиянием стилистики детского рисунка, вывески, лубка и народной игрушки. Представители этого направления М. Ларионов ( «Отдыхающий солдат» ), Н. Гончарова ( «Мытье холста» ), М. Шагал ( «Венчание» ), П. Филонов ( «Восток и запад» ),
Примитивисты • М. Ларионов ( «Отдыхающий солдат» ),
Примитивисты • Н. Гончарова ( «Мытье холста» ),
Примитивисты • М. Шагал ( «Венчание» ),
Примитивисты • П. Филонов ( «Восток и запад» ),
«Русские сезоны Дягилева» • Большую роль имели контакты с западным искусством, частые поездки русских в Париж с выставками, организованными меценатами Морозовым, Мамонтовым, Рябушинским. • В 1909 году начались гастроли русского балета – «Русские сезоны Дягилева» , который до этого безуспешно пытался пропагандировать новые формы в искусстве, но именно балет, с его точки зрения, был лучшим проповедником этих идей: объединение музыки, живописи, пантомимы и танца делало его, балет, понятным для зрителей любой страны. Имена великих танцовщиков – Вацлава Нежинского, Сержа Лифаря и балерины Анны Павловой знали все почитатели этого вида искусства.
«Русские сезоны Дягилева» • Вацлав Нежинский
«Русские сезоны Дягилева» • Серж Лифарь
«Русские сезоны Дягилева» • Анна Павлова
Театр • Театр приобретает в конце Х 1 Х века новое качество: он становится художественно-общедоступным. Главный жанр – сценический реализм. В 1898 году Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основывают Московский художественный академический театр (МХАТ), где воплощают в жизнь принципы реалистического искусства. В 1902 году из театра уходит Всеволод Мейерхольд, пропагандирующий символизм с помощью созданного им метаморфического театра.
Театр Константин Станиславский Владимир Немирович-Данченко
Театр • Ф. Шаляпин
Театр • Л. Собинов
Театр • Н. Нежданова
Музыка • Н. А. Римский-Корсаков, создавший оперы-сказки «Сказка о царе Салтане» (1900 г. ) и «Золотой петушок» (1907 г. ).
Музыка • С. Рахманинов – опера «Алеко» ,
Музыка • А. Скрябин – «Божественная поэма» ,
Музыка • И. Стравинский – балеты «Жар-птица» и «Весна священная» . • А. Скрябин и И. Стравинский стремились к новому сочетанию музыкальных форм и цвета и положили начало цветомузыке.
Архитектура • В архитектуре главным стилем становится модерн – соединение реального и идеального, красоты и практичности, что проявляется в архитектуре особняков, доходных домов для обеспеченных людей. Характерные черты этого стиля: свободная планировка, использование при отделке витражей и мозаики с растительным орнаментом. В модерне выделяется несколько направлений. Неорусский стиль, ориентирующийся на древнерусское и народное искусство. Характерной чертой данного направления является контраст внешнего облика и назначения здания.
Архитектура • здание Ярославского вокзала в Москве, построенное в 1903 г. архитектором Ф. Шехтелем
Архитектура • здание Казанского вокзала, построенное в 1913 -1924 гг. архитектором А. Щусевым,
Архитектура • здание Третьяковской галереи, построенное В. М. Васнецовым.
Архитектура • Для любителей классики в архитектуре предназначался неоклассицизм с его стилизацией под старину (усадьба Липки, построенная архитектором Жолтовским).
Архитектура • Еще одним направлением модерна был предконструктивизм (Торговый дом Московского купеческого общества, построенный Ф. Шехтелем).
Скульптура • Скульптура попадает под сильное влияние импрессионизма. Представителями этого направления были П. Трубецкой (бюст Л. Н. Толстого, памятник Александру Третьему),
Скульптура • Д. Андреев (памятник Гоголю в Москве).
Скульптура • Но были и скульпторы, стремящиеся найти свое место в искусстве. Таким был С. Коненков, для которого характерно многообразие стилей и жанров ( «Самсон, разрывающий узы» и «Рабочий-боевик» ).
Кино • Начало века – это появление нового вида искусства – кинематографа. С 1903 года в России стали появляться первые «электротеатры» и «иллюзионы» , а к 1914 г. их было около 4 тыс.
Кино • В 1908 году была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна» Владимир Ромашков, а в 1911 году – первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя» . В 1914 году в России было около 30 кинофирм. Появляются деятели кино с мировыми именами: режиссер Я. Протазанов, актеры И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов.
Кино • Я. Протазанов
Кино • И. Мозжухин,
Кино • В. Холодная
Кино • В. Максимов.
Серебряный век культуры России.ppt