Семья - история МИФИ (часть 2).pptx
- Количество слайдов: 42
Семья позавчера Часть. II: к вопросу об истории…
История «большой длительность» Фернана Броделя (1902 -1985) • Конкретные индивиды и сообщества и их жизненные стратегии в конкретных обстоятельствах; через индивидуальные стратегии – явления исследуемой эпохи • • • Общинность, традиционность, медленный темп жизни Преемственность поколений, мощная сила кровных связей Городской воздух делал свободным, но но не настолько! Минимализм частной жизни Историк и социолог Уолли Секком: «Люди готовы пожертвовать многим, лишь бы ничто не угрожало непрерывности существования, чести и жизненному уровню их семей… "
Норма и практика • Норма: сексуальные отношения должны реализовываться в рамках гетеросексуального моногамного брака, - Практика, разумеется, выходила за эти рамки во всевозможных направлениях. Наиболее толерантным было отношение к внебрачным сексуальным связям мужчин, особенно с женщинами низшего статуса. На распространенность добрачных сексуальных отношений, очевидно, указывает высокий брачный возраст (25 лет и выше), например, в Северной Европе в позднее Средневековье
Традиционность • • • Связь с землей Демографический «долг» : высокая рождаемость Роль общины Иерархичность Роль родителей/опекунов Добрачные требования и двойной стандарт Разделение ролей Прочность брака Патриаархальность
В церковь часто я хожу, - Милая там, знаю я, Роза нежная моя» • Пьер Абеляр, а еще позже толстый похотливый монах (или кюре) становится частым героем фаблио. Примерно о XII века, до осуществления церковью жесткой репрессивной политики, существовала и не особенно скрывалась и монашеская гомосексуальная субкультура; exempla повествуют о трагических финалах незаконных романов монахов с монахинями и так далее. Настойчивые запреты межконфессиональных сексуальных контактов указывают на то, что таковые имели место, разумеется, без всякого брачного прикрытия.
А. Я. Гуревич: о проповедниках • В глазах проповедников женщина – орудие дьявола – средство совращения. • Болтливы, склонны браниться, любопытны, сварливы. . • Вместе с этим – вагант и трубадуры славили другие формы любви,
Любовное письмо конца XI века (берестяная грамота No 752, Новгород) • «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась, как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, вижу, не любо? Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под любских глаз и пришел… теперь где-нибудь в другом месте… (не думай, что я тебя отвергаю… Будя даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мной насмехаться, то судит (тебя) Бог и моя худость» .
«Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена – венец мужа своего» Муж – «богом дарованный пастырь» , «любезный сожитель» • «В зависимости от склада ребенка и его возраста следует учить его рукоделию – мать должна учить дочь, а отец – сына… • Любите детей и берегите их, спасая своевременными запретами. • Сын: не бойся, если придется побить его: даже если тростью побьешь, то не умрет, но здоровее будет, ибо…. Наказывая его тело, душу избавляешь от смерти. • Если же выдашь замуж дочь свою девственницей, то большое дело сделаешь и сможешь похвалиться перед любым собранием, при смерти своей не будешь сокрушаться о ней.
На Руси: реальность тоже всегда сложнее • «Стерпится-слюбится» , «Выйти замуж – не напасть, кабы за мужем не пропасть» • «Деток родить – не веток ломить» , «Бога дала – Бога – взяла» ( «Любящее небрежение» (Н. Л. Пушкарева) • У женщин несколько больше экономических прав • Два образа женщин: смиренная, религиозная, нравственная, асексуальная, добрая и чувственная, порочная, злая • Развод крайне осложнен, однако в редких случаях имел место быть. • И снова нормативная культура спорит с практиками, что хорошо видно в фольклоре.
« С ними – горе, а без них – вдвое» • • • «Мать, и бия – не бьет» «Уметь детей Любить, чтобы души Не сгубить» Даже в XVII веке нередко выживали 1 -2
Что читать вместе (о) Домостроя? • Домострой • важный • памятник XVII в.
Минорат: сыновья приводят невесток… • Большак • Большуха
«НОВОЕ ВРЕМЯ» ОКОНЧАНИЕ ДО-МОДЕРНА • • Брак по расчету или брак по любви? Дети становятся детьми и даже одеваются как дети Хотя бы немного учатся все! Семья настолько прекрасна, что ее можно… изобразить!
Семейный портрет в интерьере эпохи Возрождения 1547
”Семейный ужин» образца XVII века • • • Нормы vs. практики: 1/3 невест Новой Англии в нач. XVIII в беременны
Представления невест
Предсказуемая непредсказуемость
Разное видение природы ребенка • Мало предметов детского быта. • Лежать, ходить – прямо. Взросление = выпрямление. • Дети (особенно маленькие) – скорее растения. • Минимум информации о девочках. • Кукольные дома … для взрослых.
Свивальники и прелестная малышка Монпасье
Гендер в XVII
Из женского мира XVII века
Жан-Жак Руссо и детство
Россия – вперед? Cемейное право • 1714 – Петр I повышение брачного возраста до 16 -17 лет • Добровольность вступления в брак • Шесть недель до венчания, чтобы лучше узнать друга • Регистрация в приходах • Ассамблеи • Приданое – личная собственность
Народ
Брак по моде: Уильям Хогарт
В тюрьму или на лечение
Помпезность и отсутствие морали
Тщетная предосторожность
Любящая мать и дочь
Портрет семьи за чтением Библии
От традиционного общества к обществу модерна • Традиционное общество – в основе сельское хозяйство, города – укрепленные центры с/х округи, административные, военные, торговые, ремесленные. Скорость изменений – медленнее чем смена поколений. «Время стоит» . • Общество модерна (новое общество): в основе – городская жизнь: промышленность, торговля, финансы, сельское хозяйство – на периферии. Скорость изменений – высокая. • За время жизни одного поколения несколько – и все больше новаций. «Время бежит. И все быстрее»
А. Лабиль. Гиярд и Розалия Карера
Государство – семья: границы размыты • Семья – одно из государственных учреждений • «Государь милостив…. Мы – его дети» ( «Дубровский» ) • Матушка Екатерина • Семейные преступления – уголовные, то есть общественные • Оправдание патриархальности: «опора и защита» при подавлении
Семья - история МИФИ (часть 2).pptx