Скачать презентацию Семиотика массовой культуры Палитра жанров современного массового кинематографа Скачать презентацию Семиотика массовой культуры Палитра жанров современного массового кинематографа

кино.pptx

  • Количество слайдов: 33

Семиотика массовой культуры «Палитра жанров современного массового кинематографа» Выполнила: студентка 5 -го курса «Связи Семиотика массовой культуры «Палитра жанров современного массового кинематографа» Выполнила: студентка 5 -го курса «Связи с общественностью» з/о Ольга Шуркевич

 Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, Кинематограф относительно новый вид искусства. Его история в сравнении с тысячелетней историей музыки, живописи, театра очень коротка. Но это не мешает кино оставаться уже на протяжении нескольких десятков лет самым массовым видом искусства. Великий английский режиссёр Альфред Хичкок однажды сказал: «Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки» . Действительно, хорошее кино завораживает, удивляет, заставляет задуматься над происходящими в жизни человека явлениями. Также как книга для писателя, музыка для музыканта или картина для художника, кино для режиссёра – это способ выражения собственных мыслей, чувств и желаний. Зачастую кино показывает нам идеальную жизнь, жизнь о которой мечтают многие, жизнь, которая для многих не достижима. Кинематограф является своеобразным мотивом, побудительным действием к активному вмешательству в свою жизнь и изменению её к лучшему на пути к идеалу. Кинематограф делится на условные жанровые разновидности. Жанр (франц. genre, лат. genus - род, вид) - группа кинопроизведений, выделенная на основе сходных черт их построения. Жанровая система кино не завершена, не имеет строгих границ. Ниже описаны основные, наиболее крупные жанры современного кино. Определение произведения к конкретному жанру условно и неоднозначно. Это подтверждают приведенные мною примеры фильмов разных жанров. С которыми вы сейчас ознакомитесь.

Фильм-биография Это кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности Фильм-биография Это кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильмабиографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход. Традиционно биографические фильмы сосредотачиваются на уважаемых и исторически важных людях.

Фильм биография «Железная леди» Фильм биография «Железная леди»

БОЕВИК Боевик , экшн-фильм (англ. action movie, букв. фильм действия) — жанр кинематографа, в БОЕВИК Боевик , экшн-фильм (англ. action movie, букв. фильм действия) — жанр кинематографа, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. п. Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис «добро должно быть с кулаками» . Экшен-фильмы часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадёрскими трюками и спецэффектами. Считается, что популяризация т. н. «эстетики насилия» . Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом, главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: терроризм, похищение, убийство, коррупция, несправедливость (с точки зрения главного героя). Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению зачастую подвергаются десятки, а иногда и сотни отрицательных персонажей. Чаще всего боевики заканчиваются хэппи-эндом. Большинство боевиков не рекомендовано к просмотру подросткам младше 16 лет.

 Фильмы боевики Фильмы боевики

Вестерн - жанр литературы и кино, возникший и развивающийся в США c конца XIX Вестерн - жанр литературы и кино, возникший и развивающийся в США c конца XIX века. Действие вестернов происходит, как свидетельствует название, на Диком Западе в конце XIX века. Сюжеты вестернов могут быть самыми разными, но объединяет их одно - так называемый «быстрый выстрел» . Все, наверное, при упоминании этого слова могут вспомнить такую картину: пыльная улица, жара, пот стекает со лба… …на улицу выходят два человека со сверкающими пистолетами на бедрах. Одним словом добро сражается со злом

Детектив Детекти в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный Детектив Детекти в (англ. detective, от лат. detego — раскрываю, разоблачаю) — преимущественно литературный и кинематографи ческий жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого Основной признак детектива как жанра — наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Наиболее часто описываемое происшествие — это преступление, хотя существуют детективы, в которых расследуются события, не являющиеся преступными Разгадка тайны не может строиться на сведениях, которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. К моменту, когда расследование завершается, читатель должен иметь достаточно информации для того, чтобы на её основании самостоятельно найти решение. Могут скрываться лишь отдельные незначительные подробности, не влияющие на возможность раскрытия тайны. По завершении расследования все загадки должны быть разгаданы, на все вопросы — найдены ответы. Афоризмы о детективе: Благодаря преступникам мировая культура обогатилась детективным жанром. Если не знаешь, что писать, напиши: «Вошел мужчина с револьвером в руке» . (Реймонд Чандлер) Чем недогадливее следователь, тем длиннее детектив. (Виктор Романов) В детективах так: одни копят добро, другие только этого и ждут. От совершения преступления до его раскрытия — все лишь один детективный роман. (Борис Шапиро)

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров. Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Историческая кинематография Историческое кино — род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности Историческая кинематография Историческое кино — род кинематографа, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь ( «Спартак» , «Александр Невский)» , и историкоприключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой ( «Граф Монте-Кристо» , фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов. Историческое кино нередко пересекается с жанрами приключенческого фильма и боевика, так как чаще всего предметом фильма становятся драматические и судьбоносные события, войны, перевороты.

Комедия (др. -греч. от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / Комедия (др. -греч. от κῶμος, kỗmos, «праздник в честь Диониса» и ἀοιδή/ᾠδή, aoidḗ / ōidḗ, «песня» ) — жанр кинопроизведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Аристотель определял комедию как «подражание худшим людям, но не во всей их порочности, а в смешном виде» ( «Поэтика» , гл. V). К числу видов комедии относятся такие жанры, как фарс, водевиль, интермедия, скетч, оперетта, пародия. В наши дни образцом такого примитива являются многие комедийные кинофильмы, построенные исключительно на внешнем комизме, комизме положений, в которые персонажи попадают в процессе развития действия. Различают комедию положений и комедию характеров. Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства. Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает все эти человеческие качества.

Мелодрама (от греч. — песня и греч. — действие) — жанр художественной литературы, театрального Мелодрама (от греч. — песня и греч. — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть Что может быть фантастичнее и трагичнее, чем человеческая жизнь? Невозможно придумать таких перипетий, как те, которые были уготовлены самой судьбой, и не найти более захватывающего сюжета, как события, которые происходят с каждым из нас в реальности. Мелодрама представляет собой драматургический жанр, отличающийся высокой эмоциональной составляющей. Герои мелодрамы – аристократы, великосветские особы, члены «благородных» семейств. Это люди особого сорта, у них другие цели, а имеющиеся проблемы абсолютно соответствуют их статусу. Главная цель мелодрамы – раскрыть духовный мир персонажа, отразить все его чувства и переживания. Весь сюжет построен на противопоставлениях любви и ненависти, верности и предательства, добра и зла. Эти противоречия щедро наполнены эмоциональностью, имеют яркие краски и разнообразные оттенки.

Мистика Мистический фильм — род кинематографа, сюжет которого строится на столкновении героев с каким-либо Мистика Мистический фильм — род кинематографа, сюжет которого строится на столкновении героев с каким-либо непонятным, мистическим явлением. Часто речь идёт о сатанизме, оккультизме, колдовстве, пришествии Антихриста, предчувствии апокалипсиса и т. п. Поскольку столкновение с непостижимыми и зловещими силами порождает у зрителя ужас, мистический фильм, как правило, принимает жанровую оболочку фильма ужасов. Помимо мистического хоррора, встречается мистический триллер, например, расследование героями событий, которые не имеют рационального объяснения. В Голливуде моду на мистические триллеры ввёл Роман Полански своей лентой «Ребёнок Розмари» (1968). Для фильмов Поланского, как и вообще для артхауса с налётом мистики, свойственно отсутствие однозначной интерпретации, сохранение возможности рационального объяснения изображённого как галлюцинации психически нездорового протагониста. За «Ребёнком Розмари» в 1970 -е гг. последовали мейнстримные хиты мистического жанра — «Изгоняющий дьявола» , «Имен» , «Кэрри» , «Сияние» , — которые снискали успех как у публики, так и у кинокритиков. В качестве сценариста мистического хоррора Голливудом был особенно востребован Стивен Кинг. В 1990 -е годы спрос на мистические темы привёл к созданию многосерийных телефильмов соответствующего профиля, некоторые из которых стали культовыми, — «Сумеречная зона» , «Секретные материалы» , «Твин Пикс» . Мистический элемент проходит красной нитью через творчество многих современных режиссёров, таких, как Дэвид Линч, М. Найт Шьямалан, Апичатпонг Вирасетакул.

Приключения Приключение – захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий Приключения Приключение – захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение, интересное испытание, возбуждающий переворот или любовная авантюра. Приключениями могут быть смелые подвиги, увлекательные путешествия, неожиданные происшествия, главные свершения жизни. Герои приключенческих книг — всегда смелые, сильные, неутомимые, стремящиеся открыть новое, изменить жизнь; увлекают своим примером; им хочется подражать, искать и найти.

Приключенческий фильм — жанр кино, соответствующий приключенческому роману в литературе. В отличие от боевика, Приключенческий фильм — жанр кино, соответствующий приключенческому роману в литературе. В отличие от боевика, в приключенческих фильмах акцент смещён с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах героям предстоит оригинально выпутаться из сложных ситуаций. «Хэппи-энд» также очень вероятен. Очень часто приключенческое кино пересекается с историческим, образуя специфические поджанры — фильм плаща и шпаги(если действие происходит в Европе) и вестерн (если действие происходит на Диком Западе).

Ужасы Фильм ужасов (разг. ужастик, хоррор; англ. horror film, horror movie) — жанр художественного Ужасы Фильм ужасов (разг. ужастик, хоррор; англ. horror film, horror movie) — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределённости, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — так называемый эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость). Однако насчёт именования жанра существуют другие мнения. Так, известный в хоррор-кругах актёр Кристофер Ли в одном из своих интервью, данном в 1975 году, утверждал, что термин horror неверен, ибо условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «film du fantastique» (фильм фантазии). Таким же термином французы обозначают определённый тип фильмов ужасов.

Основополагающим признаком фильмов ужасов является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными Основополагающим признаком фильмов ужасов является страх, который реализуется на экране теми или иными сюжетными поворотами, событиями, образами и т. д. Данный эмоциональный элемент может развиваться как на фоне какихто фантастических событий (в своё время югославский критик Бранко Мунтич дал следующее определение жанра «фильм ужасов» — киножанр, который на фоне фантастических событий развивает мотив страха как эмоциональную основу поэтического образа), так и на фоне психопатологических действий, иных проявлений действия человека, проявления действия природы, стихии, демонстрации сцен насилия, человеческих внутренностей, крови и т. д. Кроме того, исходя из определения, поэтического образа в фильме ужасов может и не быть вовсе — как и всякий жанр, жанр фильм ужасов не обошло стороной и массовое, поточное производство таких фильмов, где образ теряется в шаблонности и заштампованности сюжета и событий.

Как и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт Как и во многих иных жанрах кинематографа, перед зрителем в классическом фильме ужасов предстаёт картина борьбы добра со злом, где это процесс выражает схема «палач — жертва» , где в качестве палача может выступать чудовище (монстр) или иная потусторонняя сила, стихия, сам человек и его девиантные отклонения (безумцы, психопаты, маньяки, убийцы и т. д. ). Однако во многих фильмах такая грань становится расплывчатой, и не всегда удаётся определить такую схему, а порой она и вовсе отсутствует, сюжет как бы констатирует факт и не пытается выразить и определить указанную схему. Кроме того, для некоторых подобных фильмов, в которых так или иначе выражается принцип борьбы добра со злом, не всегда победа принадлежит добру.

ФАНТАСТИКА Кинофантастика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. ФАНТАСТИКА Кинофантастика — направление и жанр художественной кинематографии, который можно охарактеризовать повышенным уровнем условности. Образы, события и антураж фантастических фильмов часто намеренно отстранены от обыденной реальности — это может делаться как для достижения специфических художественных задач, добиться которых создателям фильма удобнее средствами фантастики, чем средствами реалистического кино, так и просто для развлечения зрителя (последнее характерно прежде всего для жанрового кино). Характер условности зависит от конкретного направления или жанра — научная фантастика, фэнтези, фильм ужасов, фантасмагория, — однако все они могут широко пониматься как кинофантастика. Существует также более узкое представление о кинофантастике как о массовом чисто коммерческом жанре кинематографа; согласно такому представлению кинофантастикой не является, например, «Космическая одиссея 2001»

Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако Эволюция кинофантастики во многом следовала за эволюцией гораздо более динамично развивающейся фантастической литературы. Однако кинематограф с самого начала обладал свойством визуальности, которого письменная литература практически лишена. Движущееся изображение воспринимается зрителем как достоверное, существующее здесь и сейчас, причём ощущение достоверности не зависит от того, насколько фантастично разворачивающееся на экране действие. Это свойство восприятия зрителем кинематографа приобрело особое значение после появления спецэффектов. Кинофантастика активно использует мифологию технической эры. Мифология входит в состав научно-фантастических фильмов.

О СИСТЕМЕ ЖАНРОВ Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не О СИСТЕМЕ ЖАНРОВ Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др. ), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают. Киновед Д. Солунский также полагает, что «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой. Процесс жанрообразования идет на наших глазах. Творческим продуктом, артефактом, становится не только фильм, но и жанровая формула. Раньше она не была творческим продуктом, произведение вписывалось в какой-то жанр автоматически, по объективным критериям. Основа существующих жанров – три направления времен зарождения киноиндустрии. Это комедия, мелодрама и авантюрный фильм, реже – феерия. Отмечают также, что именно мелодрама долгое время была доминирующей. С течением времени жанры стали гораздо более гибкими, несмотря на сформировавшуюся систему стереотипов и шаблонов. Популярные мотивы трансформируются в клише, а традиционные жанры обретают новые оттенки, тенденции, толкования и особенности исполнения.

Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача — сориентировать зрителя на предмет, какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги. Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении. Четкую систему кино жанров на сегодняшний момент сформировать невозможно. Различные течения тесно переплетаются, проникают друг в друга, порождая новые направления. Новая жанровая формула является креативным решением ее создателя в то время, как раньше все ленты вписывались в уже существующие стандарты и каноны конкретного течения. Многие исследователи ставят под сомнение сам факт возможности создания полноценной и объективной классификации. При этом выделяют четыре основные проблемы – поиск жестких критериев конкретного жанра, объем его использования, четкость определения, которая позволяет относить ленту одновременно к нескольким жанрам, а также проблема достаточно скоропостижного изменения тенденций с течением времени. Впрочем, обычно зрители, пренебрегая классификацией работников киноиндустрии, используют свои, более удобные и понятные ярлыки, соответствующие собственному восприятию.