этика и этикет 3.pptx
- Количество слайдов: 10
Семинар № 1 3) Нравственные типы личности (потребительский, аристократический, конформистский и т. д. )
Нравственные типы личности Каждому из нас хочется жить и общаться с хорошими людьми, а от плохих мы стараемся держаться подальше. А что такое «хороший человек» ? Каковы нравственные критерии оценок, которые мы даем другим людям — «хороший ученик» , «хороший парень» ? . . Каждое новое поколение ищет свои ответы на эти вопросы, мучительно выстраивая систему ценностей, в которой индивид развивается и чувствует себя гармонично с социумом и миром.
В основу данного подхода легла классификация типов личности, предложенная И. Л. Зеленковой и Е. В. Беляевой. Как и любая другая типология, она имеет свои достоинства и недостатки, при этом не претендуя на абсолютную истину. Это один из вариантов, раскрывающий природу и мотивацию поступков людей. Кроме того, чистых типов в обществе не так уж много, и каждый человек имеет черты нескольких типов, что важно иметь в виду как тому, кто проводит эту мастерскую, так и участникам. Впрочем, последнее — скорее предполагаемое открытие, которое является ориентиром работы, нежели исходный тезис.
Пять типов, предложенные авторами, — скорее координаты, ориентиры нравственного бытия. Важно подчеркнуть, что чистых, ярко выраженных типов в обществе очень мало. Каждый человек несет в себе частицу Героя, Потребителя, Конформиста, в тех или иных ситуациях проявляя черты Аристократа, открывая Религиозные мотивы. . . «Потребительский» тип Ориентация «потребителя» закономерно является индивидуалистической. Каждый стремится к счастью поодиночке, и только потом, поскольку мне неуютно блаженствовать одному, я начинаю размышлять и заботиться о счастье других людей. Если я достиг успехов в жизни, мне хочется поделиться своим рецептом с другими людьми — пусть им тоже будет хорошо (типичный пример тому — творчество Д. Карнеги и другие пособия типа «Как заработать миллион» , «Как выйти замуж» . ) Общий принцип морали таков: стремись к своему счастью в той мере, в какой это не мешает ближнему стремиться к его счастью. Если последнее ограничение отсутствует, то бесконтрольное личное процветание превращается в аморальное хапужничесгво и агрессию по отношению к людям.
Конформистский тип. Легко поддается влиянию, его нравственность зависит от одобрения или осуждения окружающих. Главной ценностью является чувство общности с социальной средой. Главная нравственная ценность – коллективное счастье. Главное – поступать как все. В нем слабо развита автономия нравственности.
Аристократический тип . Для данного типа личности характерно ответственность за поступки не перед обществом, а перед самим собой. Тип личности противостоит любым общественным условностям и правилам, если они расходятся с его совестью. Такой тип асоциален, его ориентация индивидуалистично, нравственная ценность – свобода. Он толерантен пока не посягают на его личную свободу. Источником нравственных правил является внутренний голос совести.
Героический тип Герой всегда борется с обстоятельствами, другими людьми, с историческими событиями. Главными ценностями является борьба за справедливость. Очень активен, противостоит всему тому, что не выдержало сравнения с идеалом, с идеей абсолютного добра, однако существует проблема, что начав борьбу с какой-то частной несправедливостью, он начинает сражаться со всем миром, т. е. есть опасность полюбить борьбу ради борьбы, поэтому главным для данного типа есть проблема выбора цели и средств. Данный тип занимает активную жизненную позицию, обращает внимание на рациональные нормативы поведения и в целом имеет высокую моральную ориентацию. .
Религиозный тип. К данному типу можно отнести и верующих и даже атеистов. Главное для данного типа чувство, что он ходит под богом, исповедует нравственность перед лицом бога, т. е. может напрямую соприкасаться с самыми высокими ценностями и смыслами. Отсюда следует, что приходят к нравственности индивидуально, а не коллективно. Заповеди – это нормы, которые определяют регулирование поведения человека. Главной нравственной ценностью является смысл жизни. Мотивом поведения выступает моральное чувство, тождественное любви. Данный тип личности активен и своим поведением стремится к поиску смысла жизни.
Нравственные нормы отвечают каким либо потребностям общества. Они вырабатываются обществом стихийно на основе культурных традиций и обычаев и, по сути, являются ограничением человеческого произвола в интересах самого же человека. Человек нравственен, культурен, если он осознал необходимость поступать в соответствии с требованиями морали, т. е. нравственные нормы и ценности, свойственные конкретному историческому моменту стали его личным убеждением.
Конец. Выполнила: Колосова Е. С.
этика и этикет 3.pptx