Философские проблемы Бытие.ppt
- Количество слайдов: 61
Семестр четвертый. Философские проблемы Лекция 1. Проблемы бытия
План лекции 1. Бытие, материя, природа. Материальное и идеальное. 2. Пространство и время как философские категории. 3. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. 4. Движение, изменение, развитие. 5. Метафизика и диалектика - два подхода к развитию.
Основные понятия философии Бытие (Онтология – учение о бытии) Познание (Гносеология - учение о познании) Человек (Антропология -учение о человеке)
Онтология n n Предпосылкой построения онтологии выступала идея сущности бытия. Философы: такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира по признаку их существования. Существование различных предметов и явлений и признавалось бытием как таковым. Вопрос: что лежит в основе мира, не существует ли некое особое образование, которое или содержится во всех предметах и явлениях мира, или из него все их можно выделить.
5
Основные принципы и философские школы Древней Индии n n n Космос течет согласно реализации дхармы (морального закона), постоянная пульсация Брахмы. Вдох Брахмы – небытие, выдохбытие Человек подчинен этой пульсации и, в то же врем влияет своими поступками на ход эволюции В Космос: Пуруша – чистая духовность, пракрити – чистая материя и майя – кажимость Человек – Атман – часть Брахмы – поэтому познание только как самопознание Сансара –цепь бесконечных превращений и возвращений человека (как состоящего из бессмертных частиц) и духовности, попадающей в новую оболочку 6
7
8
. Истоки китайской традиции и культуры n n n Дао – закон саморазворачивания универсума, как возникающего из существующих с самого начала противоположностей Дао – путь, причина, основа, закон, все и, одновременно ничто, неопределенность и пустотность Космос: Небо-Император Сын Неба – Империя Поднебесная Стихийными бедствиями и катаклизмами Небо извещает своих детей о несоблюдении ими нравственных законов Мир – есть бесконечный переход противоположностей ИНЬ-ЯН (женского-мужского), возникшего внутри и из неопределенного ДАО добавлением определенного ДЭ Аналог Ян и Инь – солнечный и теневой склоны реки 9
Продолжение n n n Ян и Инь образовали весь мир: от триграмм к гексаграммам Связь Неба и Земли и сохранение порядка осуществляется через ритуал Недеяние и невмешательство – основной принцип поведения для ВСЕХ – неизменность порядка Маятниковое существование Космоса и Китая и каждого из жителей от плохого к хорошему через срединность и обратно, и так вечно Мир с самого начала наполнен противоречиями 10
Античная философия n n n n Космос: красота, гармония, мера Материальное первоначало, вечное, неизменное, саморазвивающееся и самоизменяющееся Логос - Космический закон (панлогизм) Человек – тело (душа тоже материальна). Человек=гражданин Моральное и политическое совпадают Ориентация человека в настоящее Греки превратили знания, накопленные их соседями и предшественниками, в науки, для которых характерны не только известная сумма данных и наблюдений, но и обоснование познанного, и его систематическая связь 11
Милетцы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен n n n Самовозникновение и самодвижение космических процессов из возникающих противоположностей: пра-материя в процессе сгущения и разряжения противоположных свойств. Универсальный динамизм вещей Первооснова мира материальна: вода, апейрон, воздух Мир познаваем как сам по себе, в своей сущности, так и в проявлении 12
Пифагорейцы n n n В основании мира лежит числовая закономерность. Все может быть исчислено. Реальность – образ числа – гармония и математическая регулярность Изменение перспективы познания и теоретизация десятичной системы: от слепых случайностей к исчисленным закономерностям 13
Атомисты (Левкипп и Демокрит) n n Первооснова мира – бесконечно малые, неделимые, неизменные и неразрушимые единицы. Различаются фигурой, порядком, расположением Существует разница между чувственно воспринимаемыми качествами тел и действительными. Цвет, вкус, теплота не отвечают природе вещей Атомы постигаются умом Атомы и пустота – «Атомы трясутся в пустоте» - случайности не существует 14
Структура философии Аристотеля Четыре вида бытия: Предмет метафизики: бытие как субстанция (реальность по ту сторону физического, изучение первых причин) Как категория – в себе Как акт и потенция Материя – потенция, форма – актуализация Предмет физики: Как акциденция: физика подлунная – зарождение и разложение, 4 элемента, физика надлунная –вечная и неизменная - эфир Предмет науки (познания): Как истина – научное познание есть знание о бытии 15
Аристотель n n n n n Наука может быть знанием и о вещах движущихся и изменяющихся – физика Математика и физика – разные науки Материя и форма – первооснова мира вещей Четыре причины мира: формальная и материальная образуют вещи – статика, действующая и финальная объясняют движение - динамика Перводвигатель: то, что «запустило» неподвижный мир – разум, думающий сам о себе, неподвижный и совершенный. Движет движимое круговым движением (небо)- вечно, непрерывно и равномерно Виды движения: Возникновение (уничтожение), Рост (уменьшение), Качественное изменение, перемещение (изменение места). Перемещение – первое, опосредует все остальные Движение непрерывно (вечно): единство вида движения, единство движущегося предмета, единство времени Физика – теория движения. Пространство – граница вместилища (сейчас). Время – исчисление движения на «сначала» и «потом» Первичная сущность – индивидуальный предмет, вторичная – роды и виды вещей. Все остальные категории ( качество, количество, отношение, место и пр. сказывается о сущностях и потому м. б. противоречиво 16
1. Бытие, материя, природа. Материальное и идеальное. n Бытие – философская категория, обозначающая существование (бытие) в мире, сущее. n Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от человека
Бытие n Онтология возникает одновременно с философией. Философия, в отличие от эмпирических наук, с самого начала должна была отстаивать свое право называться наукой. n "Эмпирическая наука не нуждалась в такого рода самооправдании: наличие опыта и как материала для обобщения, и как критерия эффективности идеи служило достаточной гарантией целесообразности науки. n Философия претендовала на осмысление того, что в принципе не могло быть предметом опыта. Поэтому решающим для самообоснования философии был вопрос о том, может ли мысль независимо от опыта открыть объективную общезначимую истину» (А. Л. Доброхотов)
Бытие n В поисках наиболее общих понятий философия обратила внимание на понятие бытия, которое позволяет обозначить в целом все возможные миры, противопоставить изменчивой пространственно-временной реальности вечно сущую действительность, опереться на совершенно достоверное высказывание. n Что-то существует, чем бы оно ни было. Если даже, это нечто - есть ничто, оно должно быть в качестве этого "ничто" или в качестве предмета мысли об этом "ничто".
Бытие n Многие философы полагали, что понятие бытия может стать основой для цепочки логических выводов о мировом целом. n Другие мыслители обращали внимание на то, что "бытие" - это совершенно бессодержательное понятие и даже не понятие вообще. n В философии понятие бытия занимает прочное место, из него вырастает целый куст других философских понятий: "сущность", "существование", "субстанция" и др. n Раздел философии, рассматривающий общую структуру бытия, называется онтологией.
Субстанция n n Понятие "субстанция" (от лат. substantia, т. е. первооснова, сущность) и обозначает некоторую реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в самых различных формах существования предметов и явлений. Относительно решения вопроса о том, сколько субстанций лежит в основе бытия, сложились основные направления.
Монисты: в основе мира лежит одна единая субстанция. n n n Бенедикт Спиноза: "Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и не нуждается в представлении другой вещи, из которой оно должно было бы образоваться". Субстанция совпадает с мыслящим, интеллектуальным Богом. "Бог. . . первая причина всех вещей, а также причина самого себя - познается из самого себя". Бог совпадает с природой (пантеизм). Конкретные вещи порождаются единственной субстанцией, становясь ее проявлениями, или модусами.
Дуалисты : в основе единства мира лежат два исходных начала - дух и материя. n n n Рене Декарт: "Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя» . Мир состоит из двух видов субстанций. Духовная субстанция неделима, вечна, фактически это мышление, от которого производны его модусы - чувства, воображение и др. Мышлению присущи врожденные идеи, которые не могут быть приобретены в опыте. К ним относятся прежде всего идеи бога, числа.
По Декарту, материальная субстанция, напротив, n n бесконечно делима, и от нее производны модусы протяжения - геометрические и физические свойства мира. Соответственно, все знания о мире, развивающемся по естественным законам, могут быть приобретены в результате опытного знания.
Плюралисты: в основе единства мира лежит множество субстанций. n Г. -В. Лейбниц развивает плюралистическое учение о множественности субстанций, лежащих в основе мира. n Это особые духовные единицы, или точки, они просты, лишены частей, непространственны. Лейбниц называет их "монады", а свою метафизику - монадологией.
Три решения проблемы бытия Бытие Субъективный идеализм материализм Мирвне и независимо от сознания Сознание вторично и не существует без материи Мир зависит от человеческого сознания и другого мира нет Вещи отождествляются с нашими ощущениями Объективный идеализм Наличие высшей духовной субстанции как основы всякого бытия Сознание и внешний мир порождены ей
Монизм n Монистическое понимание мира в истории философии существует в идеалистическом и материалистическом вариантах. n Идеалистический монизм(Платон и Гегель): в основе мира лежит дух, идеальное начало (Бог, Идея, Абсолютный Разум).
Монизм n Материалистический монизм (Фалес, Гераклит, Спиноза, диалектический материализм): в основе мира лежит материальное начало. n И в идеалистическом и в материалистическом монизме речь идет о мыслимом, спекулятивном начале. Материю нельзя было «ощутить", же как и "идею".
Для материалистического монизма материи являются Свойства универсальными свойствами Особенности проявления свойств ОБЪЕКТИВНОСТЬ Существование предметов, явлений и процессов независимо от познающего их субъекта ОТРАЖЕНИЕ Способность воспроизводить какие-либо взаимодействующих предметов и процессов ДВИЖЕНИЕ, РАЗВИТИЕ Способность к закономерным изменениям и взаимодействиям ПРОСТРАНСТВО Способность предметов и процессов обладать размерностью и расположением относительно других предметов и процессов ВРЕМЯ Длительность предметов и процессов, последовательность происходящих в них или с ними изменений САМООРГАНИЗАЦИЯ Создание, воспроизводство и совершенствование самого себя на основе внутренних необходимых и случайных процессов свойства
В монизме единое n n Природа в познании - отдельные явления. И мысли существуют как отдельные высказывания или умственные образы (интуиции, созерцания), способные выстраиваться в цепочку причин и следствий. Чтобы составить из этих частей целое, следует их связать. Проблема, которую не может решить наука: если всегда даны части и не даны ни целое, ни правила его получения из суммы частей, то откуда вообще берется представление о единстве, само понятие единого и стремление к цельности и полноте знания?
Единое n n n Потребность в единстве: единое как бы задано до нашего опыта, является требованием к нему. Мир, в котором оказывается человек до всякой философии - не хаос, он уже связан в целое. Необходимо увидеть это целое. Философия, решения этой проблемы: от полного отрицания возможности осмыслить принцип универсального единства мира до теорий "всеединства", по которым все существует во всем.
2. n n Пространство философские и время как категории Пространство – форма бытия материи, характеризующееся протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием Время – форма бытия материи, характеризующаяся длительностью, последовательностью смены состояний
Две концепции пространства - времени Пространство Время Классическая Субстанциальная Ньютон Пространство Неклассическая Релятивистская Эйнштейн Время Пространство-время
Две концепции пространства-времени n n n Классическая, иначе субстанциальная Пространство и время существуют независимо друг от друга Абсолютное пространство и время – это чистая протяженность и длительность, в которые помещены объекты Время и пространство неизменны и постоянны, из них можно вынуть весь мир, пространство и время останутся n n Неклассическая, иначе релятивистская Пространство и время не мыслятся независимо от мира, они есть формы его существования Единство пространства и времени
В неклассической картине мира n n Пространство характеризуется трехмерностью, симметриейасимметрией местоположения, расстоянием между телами Время характеризуется одномерностью, асимметрией, необратимостью, ритм процессов, скорость изменения состояния
3. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Картины мира n Одной из важнейших задач философии является постижение онтологического отношения человека к миру, формирование целостного представления о мире, в совокупности всех его элементов и проявлений.
Картины мира n n в современной культуре обозначается понятием «картина мира» . В построении картины мира существенную роль играет онтология – учение о бытии, в котором создается картина мира на основе выработанных общих принципов познания мира. Т. е. «Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Картины мира n n n Исторический характер знаний и опыта людей делает историческими и картины мира. Картины мира определяются не только уровнем развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Картины мира формируются в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, они являются средством онтологизации наших представлений, а следовательно, детерминируют ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности. Картина мира формируется как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.
Картины мира Мир Религиозная картина мира Наличие трансцендентных сил Философская картина мира Научная картина мира Возможность постижения Законов мира Ценностное отношение Вера и направленность На транцендентные вопросы Разум как объясняющий принцип Спасение и смысл жизни в рамках существования бога Применимость Результатов Науки Означает их истинность Возможность Объяснения коренится в самом человеке Природа Реконструируется В рациональных понятиях
Таким образом картина мира, ее рамки n n есть тот угол восприятия мира, который «дан» человеку «Данность» коррелируется эпохой и господствует в ней формой духовного производства, менталитетом, общим на протяжении всей эпохи, и достаточно константным, и влиянием «соседних» культур
Макс Планк различал Практическую картину мира: целостное представление о мире n Научную картину мира: идеальная модель мира без человечески окрашенного отношения (которое не принимается во внимание) n
Три типа «Регионально» -культурных картин мира Конфуцианство, Даосизм: приспособление К миру МИР Индуизм, Буддизм Бегство от мира Иудаизм, Христианство Овладение миром
Три типа «Регионально» -культурных картин мира n n Даосо-конфуцианская и буддийскоиндуистская – пассивное уклонение от мирских забот при понимании вечного миропорядка и человека как сосуда бога Иудео-христианская – активная и напряженная деятельность как результат понимания сродства между идеей «действующего Бога» и человека как «орудия Бога»
Движение, изменение, развитие. Изменение Движение Развитие Свойства: приобретение отличий от предыдущего состояния без изменения основной сути процесса; возможность реализации благодаря внешним воздействиям Свойства: универсальность; непрерывность; наличие собственного источника изменения; достижение принципиальных обновлений Свойства: наличие собственного внутреннего источника изменений; обеспечение перехода на качественно высшую (более сложную) ступень Виды: порядок, хаос Виды: физическое, биологическое, социальное механическое, химическое, психическое, Виды: эволюционное, революционное Типы: нестабильное Типы: качественное (динамическое, популяционное), количественное (статистическое) Типы: прогрессивное, регрессивное, одноплоскостное, цикличное, круговое, завершенное, конечное устойчивое,
4. Движение, Физика n n n изменение, развитие. Милетцы – универсальный динамизм вещей Гераклит – «panta rhei» все течет Аристотель – теория движения и четыре вида движения Ньютон - три закона движения В результате этих ОТКРЫТИЙ была нарисована ЕДИНАЯ картина физического мира, подчиняющегося закону тяготения
Движение, изменение, развитие. Биология и история n n Развитие как движение по кругу или как качественное и необратимое изменение Теория катастроф Кювье и теория истории Вико Теория эволюции Спенсера и Дарвина и теория развития свободы Гегеля (формаций Маркса)
Современное понимание развития n n n И развитие(диалектика) и отрицание развития(метафизика) есть способ организации мира в картину мира, а не как существование развития на самом деле Развитие как закономерное изменение материальных и идеальных объектов, в результате возникает новое качество, состав или структура Учение о развитии – диалектика: всеобщая связь, становление, развитие
5. Метафизика и диалектика - два подхода к развитию. n n n Метафизика – учение, отрицающее развитие (Зенон Элейский) Если диалектика фиксирует особенности бытия с точки зрения его изменчивости, то метафизика – с точки зрения постоянства структуры Диалектика «вернулась» в естествознание из истории и биологии, где показала результативность метода
Приложение. Карл Саган n Мы живем, почти ничего не понимая в устройстве мира. Не задумываемся над тем, какой механизм порождает солнечный свет, который обеспечивает наше существование, не думаем о гравитации, которая удерживает нас на Земле, не давая ей сбросить нас в пространство. Нас не интересуют атомы, из которых мы состоим и от устойчивости которых мы сами существенным образом зависим.
Карл Саган n За исключением детей (которые еще слишком мало знают, чтобы не задавать такие серьезные вопросы), мало кто ломает голову над тем, почему природа такова, какова она есть, откуда появился космос и не существовал ли он всегда? не может ли время однажды повернуть вспять, так что следствие будет предшествовать причине? есть ли непреодолимый предел человеческого познания? Бывают даже такие дети (я их встречал), которым хочется знать, как выглядит черная дыра, какова самая маленькая частичка вещества? почему мы помним прошлое и не помним будущее? если раньше и правда был хаос, то как получилось, что теперь установился видимый порядок? и почему Вселенная вообще существует?
Стивен Хокинг n Чтобы можно было говорить о сущности Вселенной и о том, было ли у нее начало и будет ли конец, нужно хорошо представлять себе, что такое научная теория вообще. Я буду придерживаться простейшей точки зрения: теория — это теоретическая модель Вселенной или какой-нибудь ее части, дополненная набором правил, связывающих теоретические величины с нашими наблюдениями. Эта модель существует лишь у нас в голове и не имеет другой реальности (какой бы смысл мы ни вкладывали в это слово). Теория считается хорошей, если она удовлетворяет двум требованиям: во-первых, она должна точно описывать широкий класс наблюдений в рамках модели, содержащей лишь несколько произвольных элементов, и, во-вторых, теория должна давать вполне определенные предсказания относительно результатов будущих наблюдений.
Стивен Хокинг n Например, теория Аристотеля, согласно которой все состоит из четырех элементов — земли, воздуха, огня и воды, — была достаточно простой, чтобы называться теорией, но с ее помощью нельзя было получить никаких определенных предсказаний. Теория же тяготения Ньютона исходила из еще более простой модели, в которой тела притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной некоторой величине, называемой их массой, и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Но теория Ньютона весьма точно предсказывает движение Солнца, Луны и планет.
Стивен Хокинг n Любая физическая теория всегда носит временный характер в том смысле, что является всего лишь гипотезой, которую нельзя доказать. Сколько бы раз ни констатировалось согласие теории с экспериментальными данными, нельзя быть уверенным в том, что в следующий раз эксперимент не войдет в противоречие с теорией. В то же время любую теорию можно опровергнуть, сославшись на одно‑единственное наблюдение, которое не согласуется с ее предсказаниями.
Стивен Хокинг n Как указывал философ Карл Поппер, специалист в области философии науки, необходимым признаком хорошей теории является то, что она позволяет сделать предсказания, которые в принципе могут быть экспериментально опровергнуты. Всякий раз, когда новые эксперименты подтверждают предсказания теории, теория демонстрирует свою жизненность, и наша вера в нее крепнет. Но если хоть одно новое наблюдение не согласуется с теорией, нам приходится либо отказаться от нее, либо переделать. Такова по крайней мере логика, хотя, конечно, вы всегда вправе усомниться в компетентности того, кто проводил наблюдения.
Стивен Хокинг n Фундаментальный постулат этой (Эйнштейновой) теории относительности, как стали называть новую теорию, состоял в том, что законы науки должны быть одинаковыми для всех свободно движущихся наблюдателей независимо от скорости их движения. Этот постулат был справедлив для законов движения Ньютона, но теперь он был распространен на теорию Максвелла и на скорость света; скорость света, измеренная любыми наблюдателями, должна быть одинакова независимо от того, с какой скоростью движутся сами наблюдатели.
Стивен Хокинг n Иными словами, теория относительности покончила с понятием абсолютного времени! Оказалось, что у каждого наблюдателя должен быть свой масштаб времени, измеряемого с помощью имеющихся у него часов, и что показания одинаковых часов, находящихся у разных наблюдателей, не обязательно согласуются.
Стивен Хокинг n Законы движения Ньютона покончили с абсолютным положением в пространстве. Теория относительности освободила нас от абсолютного времени. Возьмем пару близнецов. Предположим, что один из них отправился жить на вершину горы, а другой остался на уровне моря. Тогда первый состарится быстрее, чем второй, и поэтому при встрече один из них будет выглядеть старше другого.
Стивен Хокинг n Правда, разница в возрасте была бы совсем мала, но она сильно увеличилась бы, если бы один из близнецов отправился в долгое путешествие на космическом корабле со скоростью, близкой к скорости света. По возвращении он оказался бы значительно моложе своего брата, который оставался на Земле. Это так называемый парадокс близнецов, но он парадокс лишь для того, кто в глубине души верит в абсолютное время. В общей теории относительности нет единого абсолютного времени; каждый индивидуум имеет свой собственный масштаб времени, зависящий от того, где этот индивидуум находится и как он движется.
Философские проблемы Бытие.ppt