Скачать презентацию Село Лойма Исполнитель Вилижанинова С Н студентка Скачать презентацию Село Лойма Исполнитель Вилижанинова С Н студентка

лойма.pptx

  • Количество слайдов: 24

Село Лойма Исполнитель: Вилижанинова С. Н. , студентка 525 гр. Сыктывкар, 2012 г. Село Лойма Исполнитель: Вилижанинова С. Н. , студентка 525 гр. Сыктывкар, 2012 г.

 • Ло йма —село в Республике Коми, Прилузского района. Расположено на правом берегу • Ло йма —село в Республике Коми, Прилузского района. Расположено на правом берегу реки Лузы, протяженность села составляет более 20 километров.

Население на 2010 год- около 1500 человек • В летний период население увеличивается в Население на 2010 год- около 1500 человек • В летний период население увеличивается в несколько раз за счёт дачников и отдыхающих.

Что означает название села? • Много загадок таит в себе старинное селение Лойма. Даже Что означает название села? • Много загадок таит в себе старинное селение Лойма. Даже само название деревни до сих пор точно не расшифровано. Название ее не русское и не коми. Известно лишь, что связано оно с описанием местности, на которой расположено. • В переводе с родственного коми-финского языка слово loima означает "бугристые пески, поросшие мхом, а с местного наречия - "пастбище диких оленей". • Кто был в Лойме согласится, что эта местность действительно бугристая, а вот жили ли здесь когда-то олени, неизвестно.

Гимн села В просторах бескрайних На этой земле наши прадеды жили, лесов поселилась, С Гимн села В просторах бескрайних На этой земле наши прадеды жили, лесов поселилась, С Республикой Коми Любить и работать они соединилась. нас учили. С коми народом в Не худо , не бедно согласье живешь, столетья жила, Хоть русские песни как Ты нашему сердцу все раньше поешь. так же мила. Припев: Хотим мы гордиться Тобой, как и прежде. И блеск куполов В нас вселяет надежду. Сколько ты вынесла! Но не сломалась. Частичкой России была и осталась. Обычаи, нравы ты сохранила. Любимая Лойма, в тебе наша сила!

Сельские легенды • Загадкой для ученых остаются и первые жители поселения на высоком берегу Сельские легенды • Загадкой для ученых остаются и первые жители поселения на высоком берегу Лузы. Кто они - русские или коми? Лоемские старики донесли до нашего поколения легенду о Юрьине чудском городище. Давным-давно, в девятом, а может, в десятом веке, существовало Лоемское или, как еще его называют, Юрьино городище. Место было удобным для отражения набегов врагов - со всех сторон окружено глубокими оврагами. И сидел в том городище русский князь Юрий. Однажды пришло племя чуди (на Руси чудью называли многих непонятных существ, в том числе и кочевые племена) и напало на городище. Побоище было такое кровавое, что ручей, протекавший возле города, стал красным. В неравной битве дружина князя боролась самоотверженно и, не желая сдаваться, подрубила столбы, на котором держалось городище. Рухнули строения, похоронив и защитников, и пришельцев. Так рассказывают старики. Действительно ли было побоище, был ли в здешних местах такой князь Юрий - остается тайной.

История села • Кто обжил территорию вблизи бывшего Юрьина городища спустя два-три столетия, также История села • Кто обжил территорию вблизи бывшего Юрьина городища спустя два-три столетия, также одно время являлось загадкой. Ученые назвали новых обитателей лоемской земли "лузские пермцы". Раскопанный экспедицией древний могильник лузских пермцев был не славянского, но и не комизырянского происхождения. Обнаруженные детали одежды, украшения, элементы погребального обряда свидетельствовали о новой народности. Одни связывали лузских пермцев с прибалто-финскими народами, другие - с волжско-финскими. На самом деле, все оказалось гораздо проще. Селение Лойма является пограничным между коми землей и русской. Так было раньше и есть сейчас. Поэтому лузские пермцы, заселявшие тогда Лойму, сочетали в себе культурные традиции русских и коми. Считается, что именно лузские пермцы являются предками современных прилузских коми.

История села • Первые поселенцы осели на территории Лоймы не позднее VIII века н. История села • Первые поселенцы осели на территории Лоймы не позднее VIII века н. э. , во всяком случае в IX—XII веках формировался один из лоемских могильников. • Судя по погребальному инвентарю первопоселенцы в основном имели фино-угорское происхождение, причём среди них уже тогда были христиане.

История села • Вероятно в XIII веке в Лойму вливается волна русских переселенцев, бегущих История села • Вероятно в XIII веке в Лойму вливается волна русских переселенцев, бегущих от монгольского нашествия. Ими же строится укреплённый город, просуществовавший до XVII века. Он был деревянный, окруженный оврагами и рвами. • Постепенно необходимость в нём отпадает и к концу XVII века он разрушается и исчезает. • Первое упоминание о Лойме датировано 1478 годом

История села • Перепись 1873 года показывает, что на тот момент в селе проживало История села • Перепись 1873 года показывает, что на тот момент в селе проживало 1449 человек. • В 1875 году было открыто земское училище. • В 1901 году — библиотека для народного чтения. Сильный пожар летом 1919 года уничтожил практически весь исторический центр села. На самой заре советского периода (1921 год) население Лоймы возросло до 3617 человек, после чего в результате репрессий, войн и общего упадка государства население начало сокращаться.

Состав села • Национальный состав: русские • Рядом с Лоймой пролег некий межплеменной, межэтнический Состав села • Национальный состав: русские • Рядом с Лоймой пролег некий межплеменной, межэтнический водораздел, в свое время немало удививший ученых. Определили эту границу археологи по соседству с Лоймой, в селе Спаспоруб. Раскопки показали, что одна часть селения на каком-то историческом отрезке стала русской, в то время как другая оставалась коми. Славянская волна именно здесь «захлебнулась» и оборвалась. В Спаспорубе и сейчас такой этнический паритет русских и коми – половина на половину. Лойма же с тех пор прочно удерживает на юге республики славу единственного в своем роде особливого, русскоязычного населенного пункта. • Конфессиональный состав: православные христиане

 Достопримечательности • В Лойме находится каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1802— 1884) с Достопримечательности • В Лойме находится каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1802— 1884) с сохранившимися росписями Васнецовской школы (1915) — один из красивейших храмов Республики Коми

Храм Успения Пресвятой Богородицы Храм Успения Пресвятой Богородицы

Достопримечательности • Так называемый «Лоемский могильник» — некрополь раннего средневековья. Датирован IX в. н. Достопримечательности • Так называемый «Лоемский могильник» — некрополь раннего средневековья. Датирован IX в. н. э.

Этнографические особенности села Лойма • У каждого села свой норов, говор и песни. Прилузское Этнографические особенности села Лойма • У каждого села свой норов, говор и песни. Прилузское село Лойма не исключение. Его главная особинка проистекает из истории с географией. • Так уж повелось, что на южной околице Республики Коми – это единственное русское село. • Богатые традиции, сочная, самобытная речь его жителей, настоящая фольклорная кладезь уже давно приводят сюда историков и лингвистов, исследователей старины.

Лоемский диалект • Диалектическая разновидность древнерусского языка с некоторым влиянием вятского и новгородского диалектов. Лоемский диалект • Диалектическая разновидность древнерусского языка с некоторым влиянием вятского и новгородского диалектов. Характерно замена звуков «ц» на «ч» , речь быстрая и в то же время певучая. Большое количество архаизмов Примеры: Испужался - испугался. Шары-те залил - напился (алкоголем). Вечор стукался - стучался (в дверь) вчера вечером. Ему манит - ему кажется(что-то неправдоподобное). ударение на и. Набаелись - наговорились. Всё ссопили - всё съели ( с ругательным оттенком). Все ладки опростали - несколько значений: очистили; съели все , что было в ладках; Ладка - посуда типа сковороды, в которой готовят в русской печке.

Костюм • Женский лоемский костюм имеет ряд отличий от традиционного прилузского костюма, показывая среднерусское Костюм • Женский лоемский костюм имеет ряд отличий от традиционного прилузского костюма, показывая среднерусское влияние. Мужской традиционный костюм особо не отличается от традиционного русского. Однако эта тема ещё очень слабо изучена.

Дом • Традиционный лоемский дом состоит из двух жилых (зимней и летней) и одной Дом • Традиционный лоемский дом состоит из двух жилых (зимней и летней) и одной хозяйственной половины под единой двускатной кровлей. Со второй половины XIX века богатые дома обшиваются тёсом по одинаковой схеме.

Самые распространенные фамилии • Васильевы, Вилежаниновы, Засухины, Иевлевы Куликовы, Машуковы, Михеевы, Мокиевы, Низовцевы, Помысовы, Самые распространенные фамилии • Васильевы, Вилежаниновы, Засухины, Иевлевы Куликовы, Машуковы, Михеевы, Мокиевы, Низовцевы, Помысовы, Тырышкины, Чарковы, Чужмаровы, Шехонины

Лоемская природа Лоемская природа

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!