Архитектура.ppt
- Количество слайдов: 29
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств кафедра туризма и СКС Лескова Галина Андреевна Зав. каф. туризма и СКС, Действительный член Национальной и Международной академий туризма, Президент Центра поддержки культуры и туризма «Леге Артис» Что такое ЦЕНТР КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ при кафедре туризма и социально-культурного сервиса вуза культуры и искусств и какую роль он должен выполнять? Опыт СПб. ГУКИ, или кое-что о социальной, культурной и экономической ответственности вузовской педагогики
Проект «Создание и продвижение программы подготовки специалистов по организации массовых мероприятий как инструмента развития культурных инициатив и туризма на Северо-Западе России» ). 2 Проект реализуется в рамках грантовой программы Европейского Союза для неправительственных организаций и местных органов власти региона Балтийского моря (Non-State Actors and Local Authorities Program for the Baltic Sea Region). В рамках создания международной образовательной программы подготовки и повышения квалификации специалистов-менеджеров по организации массовых мероприятий наша кафедра туризма и СКС разрабатывала модуль и создавала учебное пособие «Менеджмент культурного туризма» . В настоящее время идет работа над рабочей тетрадью. Самым полезным было знакомство с креативным опытом наших партнеров по гранту – учебных заведений Петрозаводска(Карелия), Миккели (Финляндия), Роскильде (Дания), Лиллехаммера (Норвегия). Работа над проектом потребовала обобщения опыта и рассмотрения ряда важных культурологических аспектов, в том числе формирования креативности будущих специалистов и проблем креативизации среды.
Ключевые слова 3 творчество и/или креативность, социальная ответственность вузов, формирование креативности студента как педагогическая задача (парк числа семь), проектное сознание=креативное сознание, креатор, креативный класс (Флорида), креативные люди = homo ludens, креативное сознание; креативная идея, креативные технологии, креативный продукт, молодежь в городе, руферы, рэп экскурсии, городская среда и социальная стратификация, креативная среда как фактор привлекательности туристской дестинации, креативный квартал или креативный аррондисман? , культурное картирование, креативный кластер – гетто? геттоизация, кампус как креативный кластер, креативизация, новая экономическая политика (менеджеризм), культурная политика, ГЧП, синергетический эффект; современные формы сотрудничества университетов, архитекторов-планировщиков, турбизнеса и муниципальных властей.
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ Творчество в сфере туризма как процесс порождения нового: пространство, время, информация, ощущения Цель туроперейтинга игровое начало продукта: избыток сил туристов выплескивается в творческой игре
Профессиональные качества менеджеров, работающих в сфере культурного туризма: нешаблонное мышление образное мышление Сегодня основное средство производства для значительной части работников - креативные знания и креативные компетенции (экономика знаний) Педагогические задачи Дж. Гилфорд Папалья и Оулдс (Papalia, Olds, 1988), Р. Крачфилд, Пол Торренс, Эдвард де Боно, Альтшулер беглость мысли; гибкость; оригинальность; любознательность; способность к разработке гипотезы; иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией); семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике (тесты с газетой)); СТОЛ ИЗ КОЖИ, образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации).
Методы формирования креативности Метод мозгового штурма ( «brainstorming» ) предложил в 1930 -е гг. амер. психолог А. Осборн: исключается критика, поощряется самое необузданное ассоциирование, разрешается как угодно комбинировать высказанные идеи, Маевтика (диалог Сократа) Создание интеллект-карт: направлен на зрительное отображение сущностной структуры производимого продукта с целью усвоения и запоминания иерархии, Метод гирлянды ассоциаций: Заключается в составлении списка основных характеристик, описывающих объект. Затем предлагаются ассоциаций по каждой из характеристик, желательно искать неожиданные, случайных ассоциаций второго ряда (этапа), затем третьего и т. д. Проектная активность – организационно оформленная активность по производству изобретений, решений, знаний, смыслов, товарной продукции с новыми свойствами Метод синектики заключается в том, чтобы попытаться сделать знакомое незнакомым, непривычным, взглянуть с необычной точки зрения с помощью четырех операций: отождествление себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например, с подвижной частью механизма, деталью машины, летящим электроном; поиски сходных процессов в других областях знания; использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи; фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается как в волшебной сказке, игнорируются фундаментальные законы природы.
КРЕАТИВНОСТЬ КАК ТРЕНД В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКОГО «…вся культура может быть истолкована ОБРАЗОВАНИЯ как деятельность по организации пространства" П. Флоренский Креативная модель культурного тура: креативная среда, воспринимаемая визуально, аудиально и акционально(дающая возможность творческого действия (взаимодействия) По данным Майера (Мауег, 1983), применение различных способов развития креативности увеличивает ее только в той области, к которой относятся средства, используемые при обучении.
КРЕАТИВНАЯ ИДЕЯ, 8 КРЕАТИВНЫЙ ПРОДУКТ
ВСЁ, КРОМЕ СКУКИ
Креативная среда – креативная идея Креативность повседневности 10 Будничность: обыденность, повседневность, прозаичность. Антоним: праздничность, неординарность Карта Балтийского моря Креативность праздничной среды Формирование проектного мышления. Грант: опыт Актуальные темы ночи музеев Кикимора Карта Балтики (персонификация)
Трехобъектность туристики как науки Рис. 1. ТРИ ТУРИЗМА: ПОДСИСТЕМЫ субъект - турист; объект – среда: не только юзеры, но и СОЗДАТЕЛИ предмет: туризм как профессиональная сфера, как креаторы, обеспечивающие «встречу» субъекта с объектом.
НАШ БОЛЕЕ ЧЕМ 30 ОПЫТ РАБОТЫ В ТУРИЗМЕ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО МАЯТНИК ТУРИСТСКИХ ИНТЕРЕСОВ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА СМЕСТИЛСЯ В СТОРОНУ: НЕ ПАМЯТНИКА-УНИКУМА, А СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ЦЕЛОМ ОТ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ К АКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ОТ КУЛЬТУРЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ – К КУЛЬТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ОТ ДОКУМЕНТА К МИФУ ОТ СЕРЬЕЗНОГО К СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЕ ОТ ПОТРЕБНОСТИ В ЗНАНИИ К ПОТРЕБНОСТИ В РАЗВЛЕЧЕНИИ И УДОВОЛЬСТВИИ - К МАТЕРИАЛЬНЫМ ЗАТРАТАМ, ПОНИМАЕМЫМ КАК ПРИВАТИЗАЦИЯ СРЕДЫ ЧЕРЕЗ ПРИОБРЕТАЕМЫЙ ПРЕДМЕТ ОТ СОЗЕРЦАНИЯ К СО-УЧАСТИЮ И СО-БЫТИЮ В ПРОШЛОМ В НАСТОЯЩЕМ В суету городов и в потоки машин Возвращаемся мы - просто некуда деться!
ПРИМЕРЫ разных принципов креативизации среды Креативный город – это среда аттрактивная, экспрессивная, уникальная, мемориальная и информативная Коммодитизация среды Пики культурной и социальной активности корреспондируются с валютоносными точками. * Танцующий дом в Праге – метафора танцующей пары, в шутку называется «Джинджер и Фред» в честь пары Джинджер Роджерс и Фред Астер.
Инверсия как прием креативного отношения к созданию туристской среды купание в бассейне-инфинити (infinity – бесконечность) как событие Посещение морского ресторана как событие
15 Инверсия выездного туризма во внутренний Объект -СИМУЛЯКР (от лат. simulatio — видимость, притворство) — явление, предмет, имитирующие с какойлибо целью другое явление
Типы туристов и их интересы Антикварис т Презентист Футурист Требуют переосмысления: факторы туристского интереса: Именно атмосфера города важна для туриста – потребителя культурного тура. Культура – это не просто большой оперный театр или футбольный стадион. Это джаз и клубы, это улица сама по себе. оснащение туриста: новая реистичность
17 Знание классики и современных разработок
Творчество как процесс НОЧЬ МУЗЕЕВ 2011
К высокому и прекрасному через инверсию 19
Роль ЦКТ в подготовке специалистов, способных участвовать в культурной политике города и государства, в формировании культурных кластеров Актуальность темы обусловлена интенсивной эволюцией концепций социокультурного проектирования городской среды с точки зрения развития рыночной экономики Принципы креативной стратегии в образовании Ориентация на наукоемкие отрасли и художественную деятельность Организация разнообразных культурных событий Целенаправленная работа по развитию креативных способностей студентов Зеленый джаз, Библиофест, Ночь музеев, Школьные дни в Петербурге Роль фольклора в активизации творческого начала в мышлении. Метод импровизации в действиях на сценической площадке. Метод проблемного обучения. Эвристическое обучение. Путешествия как приобретение опыта Участие в общественной жизни Развитие образовательной инфраструктуры: создание университетских креативных центров (с творческим и креативным кластерами)
ПОЛОЖЕНИЕ о ЦЕНТРЕ КРЕАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КАФЕДРЕ ТУРИЗМА и СКС СПб. ГУКИ Общие положения 21 Россия нуждается в инновационно ориентированной модернизации, движущей силой которой могут стать креативные люди, реализующие свой творческий потенциал в рамках Центров креативных технологий СПб. ГУКИ. Центр креативных технологий (далее ЦКТ) является структурным подразделением кафыедры туризма и СКС СПб. ГУКИ (далее Университет). Центр создаётся в целях: развития креативности студентов, обучающихся по специальности «социальнокультурный сервис и туризм» и направлению бакалавриата и магистратуры «туризм» , формирования и распространения знаний в области творческих индустрий и художественной деятельности; установления контактов с субъектами РФ Северо-Западного региона и расширения Европейского сотрудничества для создания синергетического эффекта между различными культурными тенденциями и организациями, творческими индустриями и бизнес-сектором; развития партнерства в области социокультурной деятельности с учреждениями культуры и администрацией Санкт-Петербурга и Лен. области.
Управление и контроль 22 Центр, являющийся структурным подразделением кафедры туризма и СКС, возглавляет директор. Директор подчиняется заведующему кафедрой туризма и СКС и ректору СПб. ГУКИ. Центр функционирует как единый комплекс, обеспечивающий объединение концепций, основанных на практической ценности междисциплинарных проектов. Центр в своей деятельности руководствуется следующими документами: распоряжениями по Университету и Центру; нормативными документами Министерства образования и науки РФ; настоящим положением; уставом. Структура разрабатывается кафедрой, штат Центра утверждается ректором СПб. ГУКИ в зависимости от проводимых работ, исходя из заключённых договоров. Центр находится в одном учебном корпусе с кафедрой Ти. СКС.
23 Основные задачи и функции Центра создание условий для творческой реализации личности студента, для повышения их конкурентоспособности на рынке труда на основе разработки и реализации креативных образовательных программ, организация встреч студентов с российскими и зарубежными педагогами и практиками; промоутерская деятельность и помощь выпускникам в планировании их карьеры на глобальном уровне, престижное и высокооплачиваемое трудоустройство выпускников, аккумуляция информации о выпускниках кафедры. оказание информационной и методической помощи городским властям и инвесторам в формировании креативной среды, креативных технологий, направленных на создание основ современной досуговой культуры (работа по заявкам заинтересованных физических лиц и организаций); непрерывное развитие связей с компаниями из творческих отраслей, с турбизнесом, государственными службами, инвесторами; развитие сотрудничества как с международными, так и российскими компаниями, работающими в различных секторах экономики.
Алгоритм подачи заявки на измерения в Центрах креативных технологий Для выполнения исследований в Центре креативных технологий Заявитель является сотрудником или обучающимся СПб. ГУ или выполняет совместный проект Заявитель оставляет заявку на сайте (доступ с http: //www. spbu. ru/science/centr) Результат рассмотрения заявки и дальнейшие инструкции высылаются в течении двух рабочих дней на электронную почту заявителя. НИР зарегистрирована в ИАС (информационно-аналитическая система сопровождения научно-исследовательской деятельности СПб. ГУКИ
Для реализации указанных задач Центр: 25 организует фестивали молодежного творчества и прочие мероприятия, проводимые на кампус-пространстве университета и в городской среде, способствуя её креативности; в содружестве с представителями творческих специальностей, представленных в СПб. ГУКИ, создаёт новые креативные кластеры в таких областях как: исполнительское творчество, мода и дизайн, реставрация, креативные формы музейно-выставочной деятельности, коммуникации (печатная продукция, компьютерные игры, веб-сайты, фирменные стили, логотипы, сувенирно-рекламная продукция), . осуществляет информационную и рекламную деятельность; выявляет и прогнозирует спрос студентов и общественности на услуги Центра и обеспечивает их удовлетворение; организует выполнение работ (услуг), реализацию творческой продукции, проведение мероприятий по договорам с государственными, общественными предприятиями, учреждениями, организациями и отдельными гражданами;
Материально-техническая база 26 актовый зал корпуса на 4 -ой Красноармейской улице; аудитории 214 и 215, оснащённые необходимой техникой и оборудованием. Центр приобретает необходимые для деятельности оборудование, сырьё, материалы и другие материальные ценности в установленном порядке. Ответственность Центра Центр осуществляет свою деятельность в приспособленных помещениях: Центр несёт ответственность за своевременность выполнения работ, соответствие их нормам и правилам проектирования, за соблюдение условий по безопасности труда. Взаимодействие Центра со сторонними организациями осуществляется на договорной основе.
Взаимодействие Центра с другими ЦКТ СПб. ГУКИ 27 Наши рекомендации коллегам Каждый из ЦКТ в соответствии с профилем творческой и научноисследовательской деятельности кафедры соотносится с четырьмя приоритетными направлениями, в совокупности, задающими общий вектор научных исследований. ЦКТ СПб. ГУКИ развиваются по следующим направлениям: творческие индустрии (пространственные искусства) творческие индустрии (временные искусства) креативные индустрии и менеджмент в сфере культуры информационные системы и технологии (разработка эффективной информационно-аналитической системы (ИАС). социологическиеи Интернет- исследования.
Результаты деятельности 28 Обозначенные направления деятельности важны для организации «прорывной научной деятельности» , что является важным фактором не только для СПб. ГУКИ, но и для всей экономики РФ, конкурентоспособность которой напрямую связана с уровнем НТР. Система ЦКТ, работающих в тесном взаимодействии, позволит проводить НИР в смежных, более широких областях. ЦКТ СПб. ГУКИ функционируют на основе принципа общего доступа, который подразумевает возможность использования их всеми заинтересованными лицами. Это подразумевает объединение усилий различных представителей креативного класса (ученых, исследователей) и интеллектуальной элиты российского общества в работе над совместными научными проектами (синергизм). ЦКТ получат интеллектуальный продукт совместного творчества различных представителей креативного класса. Система ЦКТ СПб. ГУКИ формирует вектор развития Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств как уникального центра исследований и разработок в области искусства, культуры и туризма, направленного на создание условий для инновационного развития, модернизации и диверсификации экономики и городской среды.
29 Спасибо за внимание !
Архитектура.ppt