SANKT-PETERBURGSKAYa_TEATRAL_NAYa_BIBLIOTEKA.pptx
- Количество слайдов: 21
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
Санкт-Петербургская Театральная библиотека - старейшая театральная библиотека России. Официальной датой ее рождения принято считать 30 августа 1756 года, день выхода в свет Указа Императрицы Елизаветы об учреждении Русского профессионального, общедоступного театра.
По существу, библиотека Русской труппы стараниями Федора Волкова начала формироваться еще раньше. В ведомости расходов Ф. Г. Волкова за 1755 год в Шляхетном корпусе отмечена покупка "6 ти печатных тиражей" и других книг, а вот что пишет сам первый русский актер: «Пред некоторым времянем выписал я, Федор Волков из-за моря несколько книг театральных и проспективических, но как я не имел заплатить за оныя готовых у себя тогда денег, то принужден был некоторые свои вещи, о которых упомянуто будет, заложив занять и на то употребить. . . Того ради Канцелярия Шляхетного Кадетского корпуса покорнейше просим в рассуждение предписанной необходимости выдать принадлежащее нам е. и. в. жалование за весь нынешней 1756 г. , сколько причтется. И на сие покорнейше просим учинить милостивую резолюцию". Сентября 1756 года. Федор Волков. Григорий Волков. Ф. Г. Волков (1729 -1763)
О существовании драматического собрания Русской труппы свидетельствует и самая ранняя из рукописных пьес, датированная 1754 годом, где на титульном листе рукой И. А. Дмитревского помечено: "Из библиотеки придворного театра". Первое документальное свидетельство о существовании библиотеки - запись в деловых бумагах Дирекции Императорских театров 16 февраля 1784 года : "Российских актеров инспектор Дмитревский требует, чтобы повелено было сделать или купить, для сохранения Российских книг и нот, новый, со стеклами и внутренним замком, шкаф. " (Архив дирекции Императорских театров. Вып. 1. (1746 -1801 гг. ). - Отд. II. Документы. - СПб. , 1892. С. 175. ) И. Дмитревский (1734 -1821)
Местонахождение библиотеки известно лишь с начала 19 века. Она помещалась в здании СПб. Малого театра, построенного В. Бренна в 1801 году, а с 1832 года после завершения К. Росси строительства Александринского театра - на втором этаже здания театра. Можно предположить, что рожденная в стенах Шляхетного корпуса библиотека до обретения постоянного помещения кочевала с Русской труппой. Известно, что первоначально заведование библиотекой поручалось Дирекцией Императорских театров рольным копиистам и суфлерам, а позднее - переводчикам пьес. Надзор над ними осуществляли инспектора Российской труппы. В 1889 году по решению Дирекции Императорских театров были объединены библиотеки Французской, Немецкой, Русской трупп и Монтировочная библиотека. К. Росси (1775 -1849)
В трех больших залах помещения Дирекции, специально оборудованных двухъярусными шкафами, на первом этаже дома по Театральной улице (ныне улица Зодчего Росси, 2) начала жить и работать Театральная библиотека. История библиотеки разделяется на следующие этапы: 1756 - 1889 гг. - Библиотека Российского Придворного Театра. 1889 - 1917 гг. - Центральная библиотека Императорских Театров. 1917 - 1931 гг. - Центральная библиотека Русской драмы. 1931 - 1934 гг. - библиотека Театра им. А. С. Пушкина. 1934 - 1993 гг. Ленинградская Государственная библиотека имени А. В. Луначарского. С 1994 г. - Санкт-Петербургская Театральная библиотека.
Фонды библиотеки представляют собой огромную научную, историко-культурную и материальную ценность. Библиотека располагает уникальным собранием русских, французских, немецких, итальянских пьес ХVI ХХ вв. , причем русский фонд не имеет себе равного в мире по полноте. Еще в конце ХVIII века библиотекой было приобретено драматическое собрание тайного советника В. И. Бибикова (1740 -1787), управляющего Русской труппы, драматического цензора, сочинителя и друга А. П. Сумарокова. В отделе рукописей и редкой книги хранятся также первые печатные экземпляры пьес и либретто А. П. Сумарокова и рукопись его пьесы "Ссора у мужа с женой", на которой рукой И. А. Дмитревского написано: "В первый раз представлена на придворном театре 1757 года января дня". А. Сумароков (1717 -1777)
Свою личную коллекцию книг завещал в Театральную библиотеку князь А. Я. Лобанов-Ростовский (17881866), чье собрание пьес на французском языке ХVI - ХIХ вв. считается одним из крупнейших в мире. В коллекции А. Я. Лобанова. Ростовского - прижизненные издания классиков французской драматургии : П. Корнеля, Ж. -Б. Мольера, Ж. Расина и др. , уникальные альбомы акварелей: "Dessins de plusieurs Ballets - Dansees par le Roy", с рисунками французских художников от конца ХVI до середины ХVII вв. , и "Habit et costumes pour l'execution des Ballet de M-r Noverre, dessinees par M-r Boquet, dessinateur du Roy. " (рисунки художника Бокэ к балетам Ж. Ж. Новерра. ХVIII век). Портрет Марии Стюарт из коллекции князя А. Лобанова-Ростовского
Нынешний облик библиотеки был создан ее директором А. С. Поляковым (1882 -1923). Один из любимейших учеников крупнейшего русского библиографа Н. М. Лисовского, активный участник семинара С. П. Венгерова в Пушкинском доме и автор нескольких заметных работ по русской театральной библиографии, А. С. Поляков был назначен на должность заведующего в 1918 году. Именно ему удалось получить весь фонд Драматической цензуры из упраздненного после падения монархии Главного Управления по делам печати (Цензурного комитета), что увеличило собрание пьес в четыре раза и дополнило его драматургией на всех языках народов Российской Империи с 1864 до 1917 года. Экслибрис А. С. Полякова А. Поляков (1882 -1923), справа. Заведующий Центральной библиотекой Русской Драмы в 1918 1923 гг.
Среди цензурированных пьес встречаются автографы и авторизованные копии пьес А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, А. М. Ремизова, М. А. Кузмина. При подготовке фундаментальных изданий драматургии публикуемые тексты сверялись по авторским экземплярам библиотеки. Эти экземпляры в буквальном смысле несут на себе печать истории всевозможные пометы, инскрипты, записи, штампы и рисунки мизансцен - бесценный материал для историка театра. В это же время библиотека приобретает "Собрание дворца Палей в Царском Селе" - книги Великого Князя Павла Александровича, среди которых множество раритетов, таких как первое издание трагедии Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский". Это издание было почти полностью уничтожено по приказу Екатерины II
В этом собрании представлены первые издания пьес, имеющихся в репертуарном фонде только в рукописях. Авторитет А. С. Полякова, как редактора журнала "Бирюч Петроградских государственных театров", а затем "Ежегодника Государственных Академических театров", печатавшихся на базе библиотеки, и других театральных изданий привлекал к нему деятелей культуры. В библиотеку стали поступать всевозможные мемуары, письма и другие материалы к истории русского театра, ставшие основой собрания фонда архивов и личных библиотек.
Собрание включает в себя также письма, фотографии, записки, визитные карточки, памятные и благотворительные знаки. Шкаф с личными книгами актрисы сохраняется в неприкосновенности и по сей день. Это, в основном, подносные экземпляры в богатых переплетах с автографами. А. Е. Молчанов (1856 - 1921) - муж М. Г. Савиной, театрал, меценат, чиновник особых поручений при Дирекции Императорских театров, организатор и редактор "Ежегодника Императорских театров" и "Архива Дирекции Императорских театров", издававшихся на базе Центральной Библиотеки Императорских театров, собирал книги по истории и теории театра, мемуары. Библиотека М. Г. Савиной
В библиотеке А. Е. М. - именно по этой владельческой золотой монограмме на переплете легко узнать принадлежность книг -также много подносных экземпляров с автографами. Собрание В. В. Протопопова (1866 -1916), драматурга и литератора, включает в себя разнообразные материалы, относящиеся к театру. В 1912 году выходит каталог его библиотеки, насчитывающий 2161 экземпляр книг и рукописей, после смерти коллекционера переданных его вдовой в дар Петроградской библиотеке государственных театров. "Cеверная театральная библиотека" К. П. Ларина - довольно полное собрание русской и переводной драматургии предреволюционного периода. Книга из библиотеки К. Ларина.
Пьесы Ларинской библиотеки - это в основном дешевые издания без переплетов, служившие ходовыми экземплярами в театре. Многие из них с рабочими пометами. Личная библиотека Н. Н. Ходотова, одного из ведущих актеров Александринского театра. Более 15 тысяч книг подарил коллекционер Центральной библиотеке Русской драмы. В своем письме от 19 декабря 1921 года на имя А. С. Полякова он писал: "Настоящим письмом, с волнением и трепетом передаю через Ваши руки, для дорогих старых и новых товарищей александринцев, то драгоценное мое сокровище, на собирание которого в сущности была посвящена вся моя жизнь, подчас беспорядочная и сумбурная, но в этом своем влечении всегда постоянная. Н. Ходотов ( 1878 - 1932 ). Актер Александринского театра.
И вот, самого близкого моего друга - книгу - я ввожу нынче в дорогую мне артистическую семью, и прошу всех бережно и любовно относиться к нему. . . Настоящим я заявляю, что свою библиотеку я передаю на вечные времена Центральной Библиотеке Русской Драмы, которая около 150 лет состоит хранительницей драматического репертуара нашей государственной сцены. Н. Н. Ходотов. " Это собрание отражает самые разнообразные интересы владельца. Сюда входят книги по всем отраслям знания. Книги в кожаных переплетах с золотой монограммой владельца и экслибрисом. - "Alit lectio ingenium" ("Чтение питает разум"). Экслибрис Н. Н. Ходотова
Стараниями А. С. Полякова в Рукописном отделе оказались многие ценные материалы: С. Ф. Светлов "История русского театра", письма A. Н. Бенуа, А. Я. Головина, А. С. Суворина, Ф. И. Шаляпина, В. Ф. Комиссаржевской, М. С. Щепки-на, П. С. Мочалова, Т. П. Карсавиной, Марии Тальони, Сары Бернар, Элеоноры Дузе, Эрнесто Росси и др. Среди книг рукописного и редкого фонда: "Сочинения и переводы Владимира Лукина" в двух томах, изданные в СПб. в 1765 году; Theatre de l'Hermitage de Catherine II. - T. 1 -2. Paris, 1799; "Эрмитажный театр" Собрание сочинений Екатерины II. Т. 1 -2. - СПб, 1802; Российский Феатр или Полное собрание всех Российских Феатральных сочинений в 43 томах, прижизненные издания русских драматургов ХVIII-ХIХ вв. и многие другие, вплоть до сборников русских футуристов ХХ века, известных коллекционерам ограниченностью своих тиражей. В книгах из личных библиотек особенно много автографов известных писателей: В. А. Жуковского, Н. С. Лескова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Д. С. Мережковского, А. А. Блока, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, Н. Н. Евреинова и др.
Дело своего предшественника продолжил Ю. А. Нелидов - историк театра, директор библиотеки с 1923 по 1933 гг. При нем складываются традиции текущей библиотечной работы, инвентаризируются, каталогизируются и пополняются фонды, выделяется Художественно - постановочный отдел библиотеки, созданный на основе фонда Монтировочной библиотеки императорских театров. Кроме альбомов и книг с описанием и изображением быта, утвари, искусства, костюма всех времен и народов, он хранит подлинные эскизы костюмов и декораций Бокэ, П. -Г. Гонзаго, А. А. Роллера, В. А. Гартмана, А. И. Шарлеманя, И. А. Всеволожского, Е. П. Пономарева, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакста, А. Я. Головина, К. А. Коровина, Б. И. Анисфельда и других художников к оперным, балетным и драматическим спектаклям.
Библиотека выжила и сохранила свои уникальные фонды в критическую пору тотальных реорганизаций и в блокадные 1941 -1944 годы, когда сотрудники, под руководством ее тогдашнего директора М. И. Тишкевич, спасли это единственное в своем роде собрание книг, документов, эскизов, ни на один день не прерывая работы библиотеки и ежедневно совершая нравственный подвиг. В послевоенное время одним из ценнейших поступлений стал архив танцовщика и балетмейстера М. М. Фокина, полученный из США от сына владельца архива. Вышедший в 1962 году сборник : М. Фокин. "Против течения", полностью составлен из этих материалов. М. Фокин (1880 -1942)
И в сегодняшних условиях библиотека продолжает пополняться. Из последних поступлений необходимо отметить коллекцию деятеля театра Г. М. Полячека, архивы М. А. Чехова, П. П. Гайдебурова, Ю. И. Слонимского, Е. И. Тиме, эскизы костюмов и декораций С. М. Юнович, Т. Г. Бруни, М. Ф. Китаева, Э. С. Кочергина, рисунки Н. П. Акимова и др. Более полутора веков Театральная библиотека существовала как сугубо ведомственное учреждение, куда был закрыт вход посторонним. И это неудивительно, ведь библиотека хранила все "художественно - производственные секреты" режиссерско - постановочной части Дирекции Императорских театров. До наших дней дошли регистрационные книги выдачи материалов библиотеки сотрудникам Императорских театров с расписками В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, В. А. Мичуриной-Самойловой, А. И. Сумбатова-Южина, А. К. Шервашидзе и др. Сохранились документальные свидетельства, что материалами библиотеки пользовались режиссеры: Е. П. Карпов, Л. С. Вивьен, Н. П. Акимов, Г. А. Товстоногов, Р. С. Агамирзян, И. П. Владимиров, Е. М. Падве, Л. А. Додин, С. Я. Спивак, Р. Г. Виктюк; художники-постановщики: А. Н. Бенуа, А. Я. Головин, К. А. Коровин, С. М. Юнович, Т. Г. Бруни, М. Ц. Азизян; актеры Ю. М. Юрьев, Г. Г. Ге, Н. К. Симонов, А. И. Райкин, Б. М. Тенин, Л. П. Сухаревская, Б. А. Фрейндлих и А. Б. Фрейндлих, В. И. Стржельчик, С. Ю. Юрский, К. Ю. Лавров и многие-многие другие; видные историки и теоретики театра и балета: С. С. Данилов, С. С. Мокульский, П. И. Слонимский, В. М. Красовская, А. А. Гозенпуд, Л. И. Гительман, Д. И. Золотницкий, Г. З. Мордисон, А. Я. Альтшулер и др.
Библиотека совместно с другими научными учреждениями города участвует в экспозиционной и научно-исследовательской работе. В настоящий момент структура библиотеки такова: • Отдел обслуживания. • Отдел основного фонда. • Отдел комплектования, каталогизации и обработки. • Отдел редкой книги, рукописей, архивных и изобразительных материалов. • Отдел справочной и научно - библиографической работы. Справочно-библиографический отдел библиотеки располагает сложным комплексом алфавитных и систематических каталогов, а также подробно разработанными картотеками по зрелищным искусствам с аналитической росписью. Современный справочный аппарат дополняют картотеки В. Н. Всеволодского. Гернгросса, А. М. Брянского, и картотека по балету, составленная Л. Д. Блок.
В доме на улице Зодчего Росси, 2 сохраняются и приумножаются традиции Санкт-Петербургской Театральной библиотеки, создавшие прекрасный союз хранителя, дарителя и читателя.
SANKT-PETERBURGSKAYa_TEATRAL_NAYa_BIBLIOTEKA.pptx