Возрождение.pptx [Автосохраненный].pptx
- Количество слайдов: 84
Сандро Боттичелли (1445 -1510) Музыка: Ближе к мечте (скрипка и рояль; В. А. Моцарт)
Факты из жизни: • Настоящее имя - Алессандро да Марианно ди Амедео Филиппепи • Живописец тосканской школы • Родился во Флоренции в 1445 году. • Прозвище Botticelli ( «бочонок» ) перешло к Сандро от его брата-маклера, который был толстяком. • Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году фрески в Сикстинской капелле Ватикана. • В честь Боттичелли назван кратер на Меркурии.
Примавера (Весна) 1478
Симонетта в образе богини Флоры из картины художника «Весна»
Джулиано ди Медичи (ок. 1478) Симонетта Веспуччи (ок. 1480)
Несмотря на то, что Симонетте посвящали стихи и поэмы, восхищаясь её красотой прославленной в веках она осталась не в слове. Больше того, она никогда так и не узнала, что являлась объектом страсти художника Сандро Боттичелли. Свою Симонетту, волшебную как мечта, загадочную и невыносимо прекрасную, он запечатлел в своих полотнах. Мы везде узнаем её черты. К сожалению, она прожила недолго, умерла от чахотки в 24 года, а через 3 года от рук злодеев умрёт Лоренцо.
«Возвращение Юдифи» (1472 -1473)
• «Поклонени е Волхвов» необычный групповой портрет представите лей семьи Медичи и их свиты, в числе которой можно увидеть и самого художника.
Поклонение волхвов(ок. 1473)
Рождение Венеры (1484)
«Рожденте Венеры» фрагмент
Паллада и кентавр (1482)
• «Клевета» .
Женский портрет. Ок. 1490 Портрет молодой женщины. 14801485.
«Мадонна Магнификат» (1483 -1485) Уделом его героинь, была светлая пленительная грусть, придающая им особое очарование
Мадонна "Magnificat", Мария с младенцем Христом и пятью ангелами. Деталь
Мадонна с ребёнком (Мадонна с книгой) 1479
Мадонна с гранатом. 1487 г. Фрагмент "Мадонна с гранатом"
Оплакивание Христа(ок. 1500)
«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали» Никколо Паганини. «Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды» . Иоганн Вольфганг Гёте. «Истинный художник, любящий больше всего искусство, никогда не удовлетворен собою и старается идти все дальше…» Людвиг ван Бетховен.
Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони (1475 -1564) – один из самых удивительных мастеров Высокого и Позднего Возрождения в Италии и в мире. По масштабу своей деятельности он был подлинным универсалом - гениальным скульптором, великим живописцем, архитектором, поэтом, мыслителем. Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях мастера. Его творения утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.
Мадонна у лестницы — скульптурная работа Микеланджело, созданная в 1491 году по его собственному замыслу. Хранится в музее Буонарроти во Флоренции. Представляет собой барельеф, изображающий Богоматерь, сидящую в профиль на скамье у подножия лестницы и держащую в руках младенца. Вопреки сложившейся к тому обращён спиной к зрителю, его лица не видно. Боковая доска балюстрады лестницы и рука мальчика Иоанна Крестителя, стоящего на ступенях, образуют символический крест, стоящий на коленях Мадонны (или же упирающийся ей в ладонь). Это изображение показывает, что Богоматерь будто чувствует тяжесть креста, на котором, как она знает, будет распят её Сын.
Давид, высота 5, 17 м , мрамор Деятельность Микеланджело связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501 — 1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела.
Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представшая очам изумлённой флорентийской публики на площади Синьории 8 сентября 1504. С тех пор 5 -метровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя, предназначавшаяся для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение. Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей. К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.
«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, выполненная в 1530— 1534 годах. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт. Петербурге. Изготовлена из мрамора, высота — 54 см. Первоначально скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан. Лоренцо. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году.
Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. 1504– 1506, Флоренция, Уффици). С «Мадонны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Это единственная работа Микеланджело, выполненная на дереве, который за исключением римских фресок большую часть времени посвятил скульптуре. Написано тондо, по всей вероятности, по случаю женитьбы Аньело Дони, процветающего флорентийского ткача, на Магдалине Строцци в конце 1503 или в начале 1504. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» . Хотя картина «Мадонна Дони» - это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело.
Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. В тондо нашло отражение стремление мастера к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Привычная для Микеланджело энергия пластических масс, выраженная в слитной группировке первоплановых фигур Марии, младенца и Иосифа, обогащена новым мотивом - взаимосвязью объемных элементов со сложным пространственным построением фона. Младенца Христа Иосиф передает Мадонне довольно странным образом. Возможно, здесь обыгрывается имя заказчика, "doni" переводится как "дарить", а "donare" - "дарить". От остальных фигур на заднем плане Святое Семейство отделено светлой полосой, которая, возможно, воплощает идею закрытого сада, символизирующего непорочность Марии, а, возможно, и отделение евангельских героев от языческого мира.
Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. В тондо нашло отражение стремление мастера к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Привычная для Микеланджело энергия пластических масс, выраженная в слитной группировке первоплановых фигур Марии, младенца и Иосифа, обогащена новым мотивом - взаимосвязью объемных элементов со сложным пространственным построением фона. Младенца Христа Иосиф передает Мадонне довольно странным образом. Возможно, здесь обыгрывается имя заказчика, "doni" переводится как "дарить", а "donare" - "дарить". От остальных фигур на заднем плане Святое Семейство отделено светлой полосой, которая, возможно, воплощает идею закрытого сада, символизирующего непорочность Марии, а, возможно, и отделение евангельских героев от языческого мира.
В 1508 г. папа Юлий II дал Микеланджело заказ — сделать роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Размеры будущей росписи превышали 600 кв. м. В невероятно трудных условиях, лежа на спине на высоких лесах, художник сам, без помощников, воссоздал в образах на потолке капеллы библейскую легенду, повествующую о событиях от сотворения мира до потопа. . Четыре года провел Микеланджело за этой работой. От чрезмерного и постоянного напряжения у художника болело все тело. Его глаза почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой. Постепенно этот недуг прошел. В 1534— 1541 гг. в той же Сикстинской капелле, где он расписывал потолок, художник создает фреску «Страшный суд» . Колоссальная картина, по мысли церковников, должна была показать слабость человека, его покорность божественной воле. Но Микеланджело и в эту фреску внес дух непокорности, дух борьбы.
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный Суд» . Размер росписи 1370 x 1220 см. Крупнейшим живописным произведением Микеланджело периода второй четверти 16 столетия был «Страшный суд» — огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Грандиозная лавина могучих человеческих тел — возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святыемученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников, — все это еще полно мятежного духа. Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, фреска не несет в себе утверждающей идеи — напротив, она воспринимается как образ трагической катастрофы, как воплощение идеи крушения мира. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, — лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. Недаром в композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, как святой Варфоломей, держащий в руке кожу, содранную с него мучителями, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Композиционное решение фрески, в котором, в противовес ясной архитектонической организации, подчеркнуто стихийное начало, находится в единстве с идейным замыслом. Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком, и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива, и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается.
Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Во фреске «Сотворение Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Протягивая руку, Саваоф касается руки Адама, и это прикосновение вселяет в Адама жизнь, энергию, волю.
Сотворение Евы, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Фреска «Сотворение Евы» являет собой сцену из Книги Бытия и относится ко второй триаде библейских историй, изображенных Микеланджело. Триада включает в себя сцены «Сотворение Адама» , «Сотворение Евы» , «Искушение и Изгнание из рая» , посвященные созданию человечества и его грехопадению.
Рафаэль Санти (1483 – 1520) самый яркий носитель новой эстетики в живописи
Особенности творчества Рафаэля Санти: 1) «красота» идеальных образов, как в мадоннах, 2) «красота» композиции, главной особенностью которой являлся синтез архитектуры и живописи, как в станцах, 3) стремление к выразительной трактовке сюжетов, 4) нежная гармония красок, 5) благородство форм
Флорентийский период (1504 – 1508) В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию. Сильное и благотворное влияние на художника оказал Леонардо да Винчи, особенно ярко отразившееся в портретах.
1506 -1508 гг. –Рафаэль создаёт целый ряд замечательных по красоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствам предшествовавших произведений Pафаэля, изяществу форм и нежности красок, в них присоединяются особенная свежесть и одушевленность.
«Мадонна Конестабиле» (1502) Одна из первых мадонн Рафаэля. Нежный, просветлённый образ молодой матери запечатлён на фоне прозрачного пейзажа. Картина поражает простотой и лаконизмом строго отобранных деталей.
«Обручение Пресвятой Девы со святым Иосифом» (1504) Это самая ранняя из точно датированных работ Рафаэля. Картина поражает совершенством создания форм, рисунка и композиции, выражением внутренней жизни и красоты всему целому, жизнерадостностью и чувством гармонии. Тема взята из средневековой легенды, согласно которой на руку Девы Марии претендовало несколько женихов.
«Мадонна в зелени» (1506) Мадонна, как обычная женщина, любуется первыми шагами своего сына
«Прекрасная садовница» (1507) Юная мать на фоне идиллического пейзажа и играющие у её ног дети
Римский период (1509 – 1520) 26 -летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 г. Руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры
Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году).
• Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
• Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
Полотно было создано Рафаэлем в 1512— 1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области.
Интересные факты • После Великой Отечественной войны картина находилась на реставрации в Москве и в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами в Дрезден. • Образ картины был использован для оформления афиши фильма "Человек с бульвара Капуцинов".
Юлий II приглашает молодого художника в Рим для росписи личных папских комнат (станц) в Ватиканском дворце Общая идейная программа росписи папских комнат – служить прославлению авторитета католической церкви и её главы папы.
«Портрет Папы Юлия II» (1511 -12) Наличие портрета в эпоху Возрождения свидетельствова ло о его достаточно высоком социальном положении, мужские портреты предназначались для демонстрации могущества или богатства
Росписи Станц Ватиканских (1518 -1519) Это длинная галерея, равномерно пересечённая 12 ю высокими арками. Рафаэль воплотил здесь религиозные и мифологические картины. Иногда эти росписи называют «Библией Рафаэля»
В станце делла Сеньятура (комнате подписей, печатей) Рафаэль написал 4 фрески-аллегории основных сфер духовной деятельности человека: Философии, поэзии, богословия и юриспруденции. Официальная программа росписи являлась отражением идеи примирения христианской религии с античной культурой.
Под сводами храма собрались мудрецы Древней Греции. В центре - Платон и Аристотель. Платон указывает Аристотелю на небо, подчёркивая духовную, божественную основу мира. Аристотель простёр руку над землёй, утверждая материальную сущность вещей. Фреска «Афинская школа» - через философию - «познание причин» (1510 г. )
«Платон и Аристотель» Их жесты ( один указывает на небо, другой – на землю) характеризуют существо различий их учений. Как и прочие античные мудрецы, Аристотель и Платон должны были символизировать симпатии пап античной язычности
«Пифагор» (Афинская школа) олицетворяет арифметику и музыку Пифагор, окружённый учениками, объясняет очередную теорему зачарованным слушателям
Исторические портреты Рафаэль был великим портретистом. Помимо папских работ Рафаэль написал совсем немного портретов : несколько своих друзей, а также несколько человек, чьи имена так и остались тайной.
Встреча папы Льва I с Атиллой С особой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени и гармоничного, мягкого и светлого колорита.
Портрет Бальдассаре Кастильоне (1515 -1516) Здесь художник добивается впечатления высокой интимности и доверительности. Портретируемый - друг художника, словно ведёт задушевную беседу без слов. Изысканная цветовая гамма, основанная на холодных тонах, великолепно гармонирует с аристократической восприимчивостью, сдержанностью и светской пренебрежительностью
Возрождение.pptx [Автосохраненный].pptx