Сальвадор Дали.pptx
- Количество слайдов: 21
Сальвадор Дали Выполнила: студентка группы Д-10 -1 Воскресенская Елена
Сальвадор Дали(11 мая 1904 — 23 января 1989) испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. В творчестве Дали можно, пожалуй, выделить три основных этапа: первый (1904 -1928) - это время детских впечатлений, учебы, знакомства с классическим искусством, с важнейшими современными направлениями; второй (19281947) - период программного сюрреалистического творчества; третий, последний период (19481989) - это возвращение в Испанию, обращение к классическому наследию, и художественному, и философскорелигиозному, создание серии религиозных полотен, интенсивная работа в графике.
К первому периоду относятся лишь единицы работ, в которых проявился в полную силу талант Дали, - это прежде всего картина"Корзинка с хлебом", написанная для Федерико Гарсиа Лорки (1926).
В автопортретах раскрывается широта исканий молодого художника. В одном он стилизует свой облик под старинные портреты ("Автопортрет с рафаэлевской шеей", 1922 -1923), в другом ("Кубический автопортрет", 1926) демонстрирует свои творческие возможности в современной стилистике.
Первые сюрреалистические полотна (1929 -1931) нарочито программны, в них Дали демонстрирует пресловутый "автоматизм" (Первые дни весны).
В 30 -х и в 40 -х годах художник создает полотна, справедливо принесшие ему мировую славу. Это картины истинного мэтра сюрреализма "Предвидение гражданской войны в Испании"
В 1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар (урождённой Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У неё было прозвище Гала (франц. «праздник» ). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этим же годом помечены первые сюрреалистические полотна Дали. Обычно в них на фоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся или разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи, а абсолютно чётко. Его творческий почерк определился окончательно. Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. На одном из самых известных полотен XX в. — «Постоянство памяти» (1931 г. ) — мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.
«Постоянство памяти» (1931 г. )
Балы и выставки с успехом проходили и в Европе. Дали предлагал потрясённым зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. И в этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» (1931 г. ), «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г. ), «Пылающий жираф» (1936 г. ), «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г. ), прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалось вдруг, по воле случая.
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г. ) Сальвадор Дали так писал о своей картине: Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.
В 1940 г. Дали на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссёром Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г. ), «Мадонна порта Льигат» (1949 г. ), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г. ) и другие полотна создали ему славу «католического живописца» . Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла» . В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949 г. ) и «Атомистический крест» (1952 г. ), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной.
«Искушение Святого Антония» (1946 г. )
Дали стремится воспроизвести в своих произведениях два чисто человеческих свойства - аритмию нашей мысли и утрату яркости восприятия вследствие привычки. Он отыскивает в вещах, людях, в явлениях природы все то, что недоступно при машинальном обладании и остается как бы вечно новым, будучи в то же время давно знакомым. Ритм организма человека, особенно в условиях "срывных ситуаций", стремится вернуться при любой возможности в общий ритм природы, ищет симметрии, повторов, устойчивости. Воплощение истинного природного ритма в живописном образе дает ощущение избавления от страдания и скуки, так как созерцание живописного произведения избавляет от автоматизма. Дали выступает в этой сфере как единомышленник Пикассо, который говорил: "Я хочу равновесия, которое возникает на лету. . . Но не того равновесия, которое устойчиво и инертно".
Его картины, как и сновидения, нуждаются в истолковании. Дали иногда стремится воссоздать спонтанность самого сновидения, порой словно пересказывая в картине сон, пропускает иррациональный поток образов через автоцензуру, акцентируя отдельные элементы, сообщая сну некоторую последовательность и структурность; нередко его картины строятся как толкование, комментирование сновидений как набора образов-символов, разработанных в традиционной народной мифологии Во многих картинах Дали изображены насекомые - это муравьи и кузнечики, мухи и пчелы. Словно капитан Лебядкин, герой "Бесов" Достоевского, или поэты-обериуты, Дали воссоздает мир, подобный "стакану, полному мухоедства". Художник передает ощущение ужаса от угрозы превращения человека в некое подобие насекомого (как в известном рассказе Ф. Кафки) с его видением мира "наливными рюмочками глаз" (О. Мандельштам).
Дали придавал огромное значение рисунку - линия его может быть динамичной и острой, плавной и нежной, ей под силу передать сложнейшее строение объекта и легкую ауру, окутывающую предмет в воздушной среде. Дали - великолепный колорист, не только, да, пожалуй, и не столько, многозначная символика цвета сообщает особую экспрессивную выразительность его полотнам, а сама живописная стихия цвета, гармоничное равновесие цветовых пятен или их диссонансное противостояние создают неповторимую колористическую композицию в лучших полотнах Дали.
«Тайная вечеря»
Подлинной вершиной духовных исканий художника является его великолепное полотно "Тайная вечеря". В нем воплощено философско-религиозное и эстетическое кредо Дали. Здесь "воздух", и свет, и конструкция, и сон, и явь, и надежда, и сомнение. В центре большого горизонтального полотна изображен Христос, но в трех ипостасях: как Сын, сошедший на Землю, он сидит за столом со своими учениками, но потом мы замечаем, что он вовсе и не сидит за столом, а погружен по пояс в воду, то есть крестится водой, или Духом Святым, и тем самым воплощает вторую ипостась Троицы, а над ним призрачно высится мужской торс - словно часть композиции "Вознесение" - возвращение к Богу-Отцу. Апостолы изображены с молитвенно сложенными руками и низко склоненными к столу головами - они словно поклоняются Христу или спят - в этом случае есть аллюзия на евангельский текст, содержащий просьбу Христа не спать, пока он молит Бога: "Пронеси эту чашу мимо меня". Эта картина Дали удивительно гармонична и светла, сочетания сине-голубых, желто-золотистых красок близки к цветовому строю рублевской "Троицы".
Гала в окне
Лошадь со всадником спотыкаясь
Трудно представить себе что это тот же художник, который одновременно несет в своей душе кошмарные образы ада. Апостольский язык "Тайной вечери" выражен и тем, что вся композиция заключена в огромный додекаэдр, двенадцать граней которого (как и апостольское слово двенадцати учеников Христа) объемлют все мироздание. Необычайный дар Сальвадора Дали, его всеохватная универсальность, позволяющая мастеру воплотить в зримых образах микро- и макромиры, делают его восприемником великих традиций титанов эпохи Возрождения. Творчество Сальвадора Дали предстает как один из общечеловеческих символов культуры нашего столетия.