Сальвадор Дали.3..pptx
- Количество слайдов: 35
САЛЬВАДОР ДАЛИ (1904 – 1989) Испанский художниксюрреалист. Жизнь и творчество Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника, заслуживающее если не одобрения, то, по крайней мере, менее скептического отношения.
Автопортрет в образе Моны Лизы.
САЛЬВАДОР ДАЛИ АВТОПОРТРЕТ С РАФАЭЛЕВОЙ ШЕЕЙ 1921 -22 г. г. Дом-музей Дали, Фигуэрас, Испания
Автопортрет 1920 г. Автопортрет в Фигуэрасе 1920 г.
Автопортрет 1921 г. Частная коллекция
Автопортрет с "Юманите" 1923 г.
Каждая картина Сальвадора Дали становилась своеобразным интеллектуальным ребусом. На одном из самых известных полотен XX в. — «Постоянство памяти» — мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину. В работах Дали прочитывается чёткость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалось, а не рождалось вдруг, по воле случая.
Постоянство памяти. 1931
Эта небольшая картина (24× 33 см) — вероятно, самая известная работа Дали. Размягченность висящих и стекающих часов — образ, который можно было бы описать так: «он распространяется в область бессознательного, оживляя универсальное человеческое переживание времени и памяти» . Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти» , уже его не забудет. Картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра, о чем говорит его же цитата
Археологические реминисценции на тему «Анжелюса» Милле. 1933— 35
Обращаясь к классическим произведениям, Сальвадор Дали перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном. Солнечный стол. 1936
Осенний каннибализм. 1936 Холст, масло. Галерея Тейт, Лондон
В картинах Дали постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики. Мотивы жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930 -х гг. ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн.
Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании. 1936
Морфологическое эхо. 1936
Пылающий жираф. 1936 Холст, масло. Художественный музей, Базель
Лицо войны. 1940 г.
«Лицо Войны» написано в Соединенных Штатах, где Дали прожил восемь лет и достиг высшей точки своей всемирной славы и успеха. Летом 1940 года он с женой уехал из Франции, войска которой капитулировали перед германским вторжением, и, подобно множеству беженцев, отбыл из Лиссабона в Новый Свет. Сюжет картины необычно прямолинеен для Дали, он использует скорее средства символизма, чем «параноидально-критического метода» . Похожая на череп голова, окруженная длинными шипящими змеями, имеет в каждом отверстии по черепу, каждый из которых наполнен черепами и черепами в этих черепах, так что голова «начинена бесконечной смертью» , — впечатляющий символ эпохи концентрационных лагерей и массовых убийств
«Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового человека» .
На картине Дали "Геополитический младенец, наблюдающий за рождением нового человека" мы видим, как человек пытается вылупится из яйца, похожего на земной шар. Яйцо – это древний символ зарождения новой жизни и символ вселенной. Рождение дается ему болезненно и с большими усилиями. На картине изображено, как рука рождающегося человека судорожно сжимает гибкую скорлупу через трещину. Из самой трещины вытекает капля крови. Желтые, "болезненные" тона картины нагнетают общее тревожное ощущение. Женщина и младенец, похожие на библейских персонажей, наблюдают за происходящим процессом. Родившись в этом мире, человеку необходимо принять его со всеми правилами, условностями, со всеми его страданиями и несправедливостями. И тем более болезненно родиться во времена кровавых войн или других мировых катаклизмов. Эта картина написана художником во времена Второй Мировой войны, в 1943 году. Войны, которая перекроила весь мир.
Паранойя. 1944
Без названия (Пейзаж). 1948
Мадонна де Порт-Льигат. 1950
Христос Святого Иоанна Креста. 1951
Тайная вечеря. 1955 г.
В 1955 году Дали создает одну из самых знаменитых своих работ — "Тайную вечерю" (впоследствии переданную Честером Дейлом в Вашингтонскую национальную галерею). Это большое полотно — подлинный шедевр живописи. Геометрический рационализм свидетельствует о неодолимой вере в сакральную силу числа, спасительную совершенную форму, которая для художника олицетворяла духовную гармонию, нравственную чистоту и величие. Предстающая взору зрителя сцена блестяще срежиссирована автором. Несмотря на визуальную сдержанность серебристо-серой и золотисто-охровой цветовой гаммы, из-за необычного сочетания жесткости композиционной структуры с постепенно распространяющимся по холсту неземным свечением "Тайная вечеря" обладает магнетическим, завораживающим действием, особой эпической выразительностью. Здесь присутствуют и определенная космичность мировосприятия художника.
Дали потратил около трёх месяцев на работу над этой картиной, для которой он использовал, среди прочего, и фотоматериал. В основе здесь то, что он определял как «арифметическую и философскую космогонию, основанную на величии числа двенадцать […]. Пятиугольник вмещает в себя микрокосмического человека — Христа. (Спасибо Гарсиа Лорке, который однажды сказал мне, что апостолы симметричны, словно крылья бабочки)
Как и другие религиозные картины Дали, «Тайная вечеря» вызывает у зрителей чрезвычайно разнообразные реакции: некоторые из критиков отвергали картину как трюк и банальность, в то время как другие считали, что художнику удалось на новой основе воссоздать традиционный молитвенный образ. Споры усугублялись тем, что публика знала Дали как человека, склонного скорее к игре понятиями и эмоциями, чем к искреннему выражению своих убеждений. Иисус и двенадцать его учеников помещены в модернистский интерьер со стеклянными стенами. Апостолы, склонив головы, стоят на коленях вокруг большого каменного стола; их осязаемые фигуры контрастируют с прозрачностью тела Христа. Две половины хлеба и полстакана вина представляют священную трапезу. Дали создавал эту картину по математическим принципам, основанным на изучении искусства Возрождения, и влияние Леонардо да Винчи (автора наиболее знаменитой Тайной Вечери) здесь особенно чувствуется. Взятым с фрески Леонардо жестом Иисус указывает на небеса и на фигуру (возможно, Святого Духа), распростертые руки которой как бы обнимают всех присутствующих
Живой натюрморт. 1955
Открытие Америки Христофором Колумбом. 1958— 59
Всадники Апокалипсиса. 1970 Бумага, акварель. Частное собрание
Явление образа Афродиты. 1981
Пьета (Оплакивание Христа) 1982
Загадка. 1982 Холст, масло. Фонд Гала-Дали, Фигерас