Салон А. П. Шерер
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь представлено все дворянское общество, высший свет. Где автор знакомит нас с большинством главных героев произведения. Яркие свечи, прекрасные дамы, блестящие кавалеры – так, казалось бы, говорят о светском вечере, но писатель создает совсем иные образы: прядильная машина, сервированный стол. Почти каждый из присутствующих скрывается за той маской, какую хотят видеть на нем окружающие, произносит фразы, каким “ и не желает, чтобы верили”.
Виновница торжества – хозяйка салона А. П. Шерер. Это некрасивая женщина, точнее девица, никогда не имевшая того, что называется личной жизнью. Смысл её жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой. Дама А. П. Шерер обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер. Весь вечер в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением» .
В салоне мы знакомимся с представителями придворной аристократии: княгиней Елизаветой Болконской, князем Василием Курагиным, его детьми —красавицей Элен, «беспокойным дураком» Анатолем и «спокойным дураком» Ипполитом, виконтом Мортермаром, аббатом Морио. Но среди всех гостей выделяются два человека: Пьер Безухов и Андрей Болконский. Пьера, только что приехавшего из-за границы и впервые присутствовавшего на таком приеме, отличал от остальных «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд» . Анна Павловна «приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии» , и в течение всего вечера испытывала страх и беспокойство, как бы он чего не сделал такого. Удивительным является то, что искренние суждения Пьера воспринимаются как невежливая выходка, а глупый анекдот, который Ипполит Курагин трижды начинает рассказывать, — как светская любезность. Пьер Безухов
Князя Андрея выделяет из толпы присутствующих «усталый, скучающий взгляд» . Он не является чужим в этом обществе, с гостями держится на равных, его уважают и боятся. А «все бывшие в гостиной. . . уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно » . Искренние чувства изображаются автором лишь в сцене встречи этих героев: «Пьер, не спускавший с него (Андрея) радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой» . Андрей Болконский
Изображая высшее общество, Л. Н. Толстой показывает его неоднородность, наличие в нем людей, которым претит такая жизнь. Отрицая нормы жизни высшего света, автор путь положительных героев романа начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Данный эпизод играет важную роль в романе. Здесь завязываются основные сюжетные линии, а также намечаются основные проблемы произведения.