Скачать презентацию Сакрализация избяного космоса в поэзии Н Клюева Скачать презентацию Сакрализация избяного космоса в поэзии Н Клюева

Лекция_Есенин.ppt

  • Количество слайдов: 28

Сакрализация «избяного космоса» в поэзии Н. Клюева • • Стихотворение «Рожество избы» (1915) Цикл Сакрализация «избяного космоса» в поэзии Н. Клюева • • Стихотворение «Рожество избы» (1915) Цикл «Земля и железо» (1916) Цикл «Избяные песни» (1916) Цикл «Поэту Сергею Есенину» (19161918) • Поэма «Мать-Суббота» (1922) • Поэма «Деревня» (1926) - начало

Земля и железо Беседная изба – подобие вселенной: В ней шолом – небеса, полати Земля и железо Беседная изба – подобие вселенной: В ней шолом – небеса, полати – Млечный путь… Мужицкая душа, как кедр зелено-тёмный, Причастье Божьих рос неутолимо пьёт…

Поэту Сергею Есенину Изба – святилище земли, С запечной тайною и раем, По духу Поэту Сергею Есенину Изба – святилище земли, С запечной тайною и раем, По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем.

Сакрализация природы • «В златотканные дни сентября…» (1911) • «Обозвал тишину глухоманью…» (1914) • Сакрализация природы • «В златотканные дни сентября…» (1911) • «Обозвал тишину глухоманью…» (1914) • «На песню, на сказку рассудок молчит…» (1911)

Сакрализация Слова • «Поддонный псалом» (1916): Аз Бог Ведаю Глагол Добра – Пять знаков Сакрализация Слова • «Поддонный псалом» (1916): Аз Бог Ведаю Глагол Добра – Пять знаков чище серебра… О Боже сладостный, ужель я в малый миг Родимой речи таинство постиг, Прозрел, что в языке поруганном моём Живёт Синайский глас и вышний трубный гром…

Полемика с футуристами, имажинистами, пролетарскими поэтами • «Маяковскому грезится гудок над Зимним…» (1919) • Полемика с футуристами, имажинистами, пролетарскими поэтами • «Маяковскому грезится гудок над Зимним…» (1919) • «В степи чумацкая зола – Твой стих, гордынею остужен…» (1921) • «Клеветникам искусства» (1932)

 «Клеветникам искусства» Я содрогаюсь вас, убогие вороны, Что серы вы, в стихе не «Клеветникам искусства» Я содрогаюсь вас, убогие вороны, Что серы вы, в стихе не лирохвосты, Бумажные размножили погосты И вывели ежей, улиток, саранчу!. .

Поэма «Погорельщина» (1928) • Историческая судьба России • 1 часть – гармония православного мира Поэма «Погорельщина» (1928) • Историческая судьба России • 1 часть – гармония православного мира деревни Сиговый Лоб, хвала русскому православию • 2 часть – хаос расхристанного мира, инвектива атеистическому государству • Сюжет о подменной невесте: Настеньканевеста (Святая Русь) испила из «поганого копытца» мёртвую воду «неверов» и превратилась в «гнусавую каторжную девчонку» (атеистическую Россию).

Три состояния души России • Идеал Святой Руси с её устремлением ко Граду Христову Три состояния души России • Идеал Святой Руси с её устремлением ко Граду Христову • Железный, западный соблазн • Новый уклад, неизбежная гибель, «непролазный лес» для увлечённых «бесом» простофиль

 «Погорельщина» - плач о гибели Святой Руси • Финал поэмы: мастера и Святые «Погорельщина» - плач о гибели Святой Руси • Финал поэмы: мастера и Святые покидают русскую землю, приоткрыв на прощанье свою нетленную красоту «песнописцу Николаю» , хранителю священных книг. Чтение псалтыря ( «святыря» ) является оберегом. Этого оберега революционизированный народ лишил себя сам.

 «Погорельщина» (1928) Моя родимая земля, Не сетуй горько о невере, Я затворюсь в «Погорельщина» (1928) Моя родимая земля, Не сетуй горько о невере, Я затворюсь в глухой пещере, Отрощу бороду до рук, Узнает изумлённый внук, Что дед недаром клад копил И короб песенный зарыл, Когда дуванили дуван!. . .

Поэма «Песнь о Великой Матери» (1929 -1934 г. ) • Вступление к поэме – Поэма «Песнь о Великой Матери» (1929 -1934 г. ) • Вступление к поэме – классическое объяснение поэта с читателем • 1 часть – воспоминания о молодости матери. От инока Нафанаила Параша узнаёт о будущей гибели Святой Руси и о своей судьбе – стать матерью последнего поэта Святой Руси

 «Песнь о Великой Матери» • 2 часть – исповедь автора, раздумья о судьбе «Песнь о Великой Матери» • 2 часть – исповедь автора, раздумья о судьбе России, душой которой овладели бесовские силы. Гоголевский образ Руси-тройки переосмыслен в апокалиптическом духе: Везёт не дядя Евстигней В собольей шубоньке Парашу – Стада ночных нетопырей Запряжены в кибитку нашу… Спаси нас, Господи Исусе! Но запряглися бесы гусем. Близки, знать, адские врата.

Часть 2 • «Убита мать, разграблен дом, И сын злодей на пепелище Приюта милого Часть 2 • «Убита мать, разграблен дом, И сын злодей на пепелище Приюта милого не сыщет…» «Безбожие свиной хребет О звёзды утренние чешет, И в зыбуны косматый леший Народ развенчанный ведёт…»

 «Песнь о Великой Матери» • 3 часть описывает 12 лет: Мировая война, революционная «Песнь о Великой Матери» • 3 часть описывает 12 лет: Мировая война, революционная смута, большевистский режим. Символически осмыслены три убийства – Распутина, Николая II, С. Есенина. Вместе с посмертным другом поэт «бежит от чёрных и от красных вьюг» , где «новосельем правят бесы» .

 «Песнь о Великой Матери» • Финал. Внучка Великой Матери Анастасия пророчит, что в «Песнь о Великой Матери» • Финал. Внучка Великой Матери Анастасия пророчит, что в будущем Россия воскресит «лебединую чистоту» : «Святые девушки России Купавы, чайки и берёзки, Вас гробовые давят доски, И кости обглодали волки, Но грянет час – в лазурном шёлке Вы явитесь, как звёзды миру!»

Автопортрет Н. Клюева • «Ночь со своднею луной…» (1932) Я не серый и не Автопортрет Н. Клюева • «Ночь со своднею луной…» (1932) Я не серый и не сирый, Не Маланьин и не Дарьин, Особливый тонкий барин, В чьём цилиндре, строгом банте Капюшоном веет Данте, А в глазах, где синь метели, Серебрится Марк Аврелий, В перстне перл – Александрия, В слове же опал – Россия!

Сергей Александрович Есенин 3. 10. 1895 г. – 27. 12. 1925 г. • • Сергей Александрович Есенин 3. 10. 1895 г. – 27. 12. 1925 г. • • Периодизация творческого пути: 1910 -1916 г. – гармонический 1917 -1918 г. – утопический 1919 -1921 г. – антиутопический, трагический • 1921 -1924 г. – исторический • 1924 -1925 г. - философский

Маски лирического героя • 1910 -1916 г. – пастух • 1917 -1918 г. – Маски лирического героя • 1910 -1916 г. – пастух • 1917 -1918 г. – новый пророк • 1919 -1923 г. – хулиган, последний поэт деревни • 1923 -1924 г. – блудный сын • 1924 -1925 г. - поэт

Поэтические сборники • «Радуница» (январь 1916) • «Голубень» (май 1918) • Мотивы: гармония человека Поэтические сборники • «Радуница» (январь 1916) • «Голубень» (май 1918) • Мотивы: гармония человека с миром, единство Бога, природы и человека, православные мотивы • песни-признания в любви к родной природе, Святой Руси, женщине.

Поэтические сборники • «Преображение» (окт. 1918) • «Сельский часослов» (дек. 1918) • Мотивы: приветствие Поэтические сборники • «Преображение» (окт. 1918) • «Сельский часослов» (дек. 1918) • Мотивы: приветствие революции, утопические надежды на преображение мира и человека, богоборческие мотивы

Поэтические сборники • «Трерядница» (июнь 1920) • «Исповедь хулигана» (янв. 1921) • Мотивы: осознание Поэтические сборники • «Трерядница» (июнь 1920) • «Исповедь хулигана» (янв. 1921) • Мотивы: осознание гибели деревни и собственной гибели • Осуждение репрессий и насилия, творимых новой властью • Разочарование в результатах революции

Поэтические сборники • • • «Москва кабацкая» (июль 1924) «Русь Советская» (1924) «Страна Советская» Поэтические сборники • • • «Москва кабацкая» (июль 1924) «Русь Советская» (1924) «Страна Советская» (1925) «Персидские мотивы» (июнь 1925) Подготовлено к печати 3 -х томное собрание стихотворений и поэм

Мотивы в поэзии 1921 -1925 г. • Осмысление исторической судьбы России и собственной судьбы Мотивы в поэзии 1921 -1925 г. • Осмысление исторической судьбы России и собственной судьбы • Концепция национального характера • Мотив возвращения блудного сына домой • Мотив прозрения, покаяния, жажда духовного очищения • Размышления о смысле жизни человека и поэта

Поэмы С. А. Есенина • «Пугачев» (дек. 1921) – драматизированная поэма • «Страна негодяев» Поэмы С. А. Есенина • «Пугачев» (дек. 1921) – драматизированная поэма • «Страна негодяев» (1922 -1924) – драматизированная поэма • «Чёрный человек» (1922 -1925) – лирико -философская поэма • «Анна Снегина» (1924 -1925) – лироэпическая поэма

Малые поэмы • • Песнь о Евпатии Коловрате Марфа Посадница Инония Кобыльи корабли Сорокоуст Малые поэмы • • Песнь о Евпатии Коловрате Марфа Посадница Инония Кобыльи корабли Сорокоуст Песнь о великом походе Песнь о 36

Жанр послания • • • Письмо матери Письмо к женщине Письмо деду Письмо от Жанр послания • • • Письмо матери Письмо к женщине Письмо деду Письмо от матери Поэтам Грузии Письмо к сестре

Лирические циклы • «Персидские мотивы» • «Любовь хулигана» • «Сестре Шуре» Лирические циклы • «Персидские мотивы» • «Любовь хулигана» • «Сестре Шуре»