55 Конспект.ppt
- Количество слайдов: 55
САЙТ КАФЕДРЫ – WWW. ECOROSS. RU Понятие ноосферы (экономико-географический аспект)
«Развитие без организации приводит к хаосу» Академик Н. Моисеев
Русский космизм
Русский космизм - комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных XIX-XX вв.
Это учение относится к целостному пониманию человека, установлению его миссии и вселенской предназначенности.
Восстановление естественной связи человека с природой и историей, возрождение духовного образа жизни, расширение миропонимания человека до планетарного, вселенского уровня - такие позиции характеризуют философию русского космизма.
Создатели этой философии - учёные с мировыми именами, имеющие достижения и открытия в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни. ЭТО: Н. Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, Д. Л. Андреев и др.
Николай Фёдорович Фёдоров 1829, Ключи Тамбовской губ. — 1903, Москва) Портрета нет
Николай Фёдорович Фёдоров - русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, один из основоположников русского космизма. Николай Фёдоров - легендарный «Московский Сократ» , которого Толстой и Достоевский называли гениальным русским мыслителем.
Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров был глубоко верующим христианином.
Фёдоров в конце XIX в. уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами» . Он выдв. замечат. идею о превращ. регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушит. стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям, которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.
«Космисты» выдв. идею акт. эволюции, т. е. необх-сти нов. сознат. этапа разв. мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека.
Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне по праву называют «мировоззрением третьего тысячелетия» . Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответств. за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в соврем. эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам…
Идеи преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, размышления мыслителей-космистов о необх-сти нравств. ориентации всех сфер человеческого знания. . , о космизации науки, … о союзе веры и знания в общем деле ради сохран. и умнож. жизни на Земле - оказ. крайне акт. в наши дни.
Фёдоров может с полн. правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззр. В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. «Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX в. (В. Брюсов, В. Маяковский, В. Хлебников, М. Горький, М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов.
Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями.
В к. XX в. в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 1980 гг. создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научнофилософский семинар, где идеи Фёдорова обсужд. физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 2003 г. был провед. Межд. Конгресс в Белграде «Космизм и русск. лит-ра. К 100 -летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова» . В 2009 г. в г. Боровске Калужской обл. откр. перв. в России памятник Н. Ф. Федорову
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853— 1900) русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик конца XIX века. Род. в Москве в семье изв. русск. историка Серг. Мих. Соловьева (1820— 1879).
К. Э. Циолковский (1857, Рязан. губ. , - 1935, Калуга) «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» …перед … человечеством лежит путь к осв. всего космич. пространства, в кот. человек игр. важн. роль носителя Разума, явл-ся силой, кот. противост. разрушению … Вселенной
Павел Александрович Флоренский (1882 -1937) Русский богослов и учёный, православный священник.
В. И. Вернадский (1863, С-Пб. - 1945, Москва) В. И. Вернадский ( Выдающийся русск. и сов. учёный XXв. , естествоиспытатель, мыслитель и обществ. деятель; создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма.
Александр Леонидович Чижевский (1897, Цехановец (сейчас Польша) — 1964, Москва) Сов. биофизик, основоп. гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики поэт, художник, философ. Лауреат Сталинской премии
Николай Онуфриевич Лосский(1870 - Креславка, Витебской губ. - 1965, Париж) — выдающийся представитель русской религиозной философии, один из основателей направления интуитивизма в философии.
Никола й Алекса ндрович Н. А. Бердяев (1874, Киев - 1948, Кламар под Парижем) Религ. русск. философ XX века. В 1922 г. был выслан из Сов. России, с 1925 г. проживал во Франции. «…я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения…»
Даниил Леонидович Андреев (1906, Берлин-1959, Москва). Сын писателя Леонида Андреева. Русский поэт, писатель, философ, мистиквизионер. «…тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию…»
Андре ев, Леони д Ник. (1871, Орёл - Нейвола, Финляндия) Русский писатель. Представитель Серебряного века русск. лит-ры. Счит. родонач. русского экспрессионизма. Дневник Сатаны» (1919) «Жизнь Василия Фивейского» (1903) «Иго войны» (1916) «Иуда Искариот» (1907)
Вернадский В. И. 1863 (C-Пб. ) - 1945 (Москва)
Геохимик В. И. Вернадский знал о земле и Земле все
В. И. Вернадский: …Человек превратился в основную геологообразующую силу планеты… …Человеку, для того, чтобы сохранить себя в биосфере, придется взять ответственность не только за судьбы общества, но и биосферы в целом. И человек должен проникнуться ответственностью за грядущее»
Экологический императив!!! u «Человеческое общество и природа вступили в состояние противоречия… Мы…передовая часть мирового научного сообщества, предупреждаем все человечество о том, что нас ожидает. Необходимы коренные перемены в нашем служении Земле и жизни на ней…»
В. И. Вернадский: Человечество своей жизнью стало единым целым. Новое состояние биосферы - … ноосфера. . В ней человек может и должен перестраивать (коренным образом) своим трудом и мыслью область своей жизни. . »
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ
"Римский Клуб" Междун. обществ. организ. , осн. в 1968 г. в Академии Деи Линчеи в Риме. Объединяет предпринимателей, управляющих, полит. деятелей, высокопост. служащих, экспертов, деятелей культуры, ученых из стран Зап. Европы, Сев. и Ю. Америки, Японии.
Национальная академия деи Линчеи - (Accademia Nazionale dei Lincei) осн. в 1603 в Италии. Название происх. от слова lince — рысь (основатели её поклялись познавать природу глазами, зоркими, как у рыси).
Инциатор создания «РК» - Аурелио Печчеи (1908 -1984 гг. ) Математическое моделирование будущего развития человечества, его взаимоотношение с природными ресурсами и биосферой в целом. Наряду с этим, модели природных систем, в частности, земного климата.
«Пределы роста» (1972 г. ); n «Человечество на перепутье» ; n «Пересмотр международного порядка» ; n «За пределами роста» n
Аурелио Печчеи (1908 - 1984) родился в Италии. Его шк. и студ. годы пришлись на время, когда в Италии набирал силу фашизм. Изуч. экономику в Сорбонне, побыв. в СССР, восхитившись его бурным эконом. развитием. В 1930 г. защит. дисс. , посвящ. ленинской «новой экономической политике» .
Деннис Медоуз (США), автор первого доклада Римского клуба "Пределы роста» , степ. поч. докт. наук МГУ им. М. В. Ломоносова
n 4. уменьшение разрыва в уровне жизни между странами, искоренение бедности и нищеты; n 5. для достижения устойчивого развития государства должны исключить или уменьшить не способствующие этому развитию модели производства и потребления.
Человечество способно сделать развитие устойчивым, когда нужды сегодняшнего поколения будут удовлетворяться не за счет будущих поколений.
СП АС ИБ О