Скачать презентацию Сады и парки Японии Социально-исторические условия Скачать презентацию Сады и парки Японии Социально-исторические условия

Сады и парки Японии.pptx

  • Количество слайдов: 35

Сады и парки Японии Сады и парки Японии

Социально-исторические условия • Ландшафтное искусство Японии весьма интересно для современности теоретическими положениями. А развивалось Социально-исторические условия • Ландшафтное искусство Японии весьма интересно для современности теоретическими положениями. А развивалось оно поэтапно: 1. Эпоха Пара и Хейан — VII-XII вв. Тогда композиция сада отличалась значительными размерами территории, имела большой пруд с естественными контурами, оформленными несколькими островками. Сад на этом этапе — обширный парк, созданный под влиянием китайской культуры. В конце этого периода формируются сады вокруг вилл. 2. Эпоха Камакура — XIII-XIV вв. Сад располагается на двух уровнях, а пруд получает довольно сложные очертания. Они выражают идею понимания «Природы как воплощения Истины и Абсолюта» , т. е. духа Будды. В атмосферу их включена монастырская жизнь с ее строгой дисциплиной и психофизическими упражнениями. 3. Эпоха Муромати — XIV-XVI вв. Появляются сады без водоемов — «сухие» сады, где реальную воду символически заменили на песок и гравий. Их загадочная абстрактность просто завораживает зрителей. Именно в этот период получают широкое распространение небольшие садики для чайных церемоний

Природные условия • Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Природные условия • Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами — прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников.

Растительность • Дрсвесно-кустарниковая растительность для оформления сада выбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Растительность • Дрсвесно-кустарниковая растительность для оформления сада выбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде.

 • Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, • Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др.

 • То же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: • То же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гинго и камфорное дерево — не редкость.

 • Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в • Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.

 • А лотосы на прудах — в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, • А лотосы на прудах — в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука — «подлинного классика» , а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями.

 • Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным • Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным бороздками, иногда со сложными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее одноцветен. Один из одобряющих штрихов природы — мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревьев или побегов кустарников или их листвы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО САДА ХАРАКТЕРИСТИКА ЯПОНСКОГО САДА

 • Тяготение к символике — характерная особенность японского сада. Там можно созерцать и • Тяготение к символике — характерная особенность японского сада. Там можно созерцать и дерево с причудливой кроной, напоминающее превратности судьбы человека, и изображение черепахи в виде определенной композиции из скал, и группировку камней и деревьев по семь, пять или три, кстати, тоже не случайно — расчет па воображение человека, который домысливает тот или иной пейзаж самостоятельно. К примеру, водную гладь заменяет гладкий песок, а горы — композиция из камней и обломков скал. • Назначение большого парка менялось: то там была лодочная прогулка, во время которой можно любоваться чудесными пейзажами, то длительные путешествия вдоль тропинок парка и, наконец, любование одним из восхитительных пейзажей с определенной видовой точки вблизи дома или из пего. Все эти правила впоследствии стали основой ландшафтных парков Европы.

Японский сад /парк существует трех видов: 1. сад с холмами и водоемами; 2. плоский Японский сад /парк существует трех видов: 1. сад с холмами и водоемами; 2. плоский сад с водоемами и островами; 3. плоский сад без водоемов. • В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс-территории дворцовопаркового ансамбля: • под здания — 40 % от общей территории; • под открытые пространства сада или парка — 30 %; • под закрытые пространства — 30 %.

 • Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии • Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в. В жизни существует контраст двух сил — активной и пассивной. Высокий камень — господствующее, активное начало, камень лежащий — пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева.

 • Мастером и теоретиком японского садово-паркового искусства монахом — художником Соами (1459 -1526 • Мастером и теоретиком японского садово-паркового искусства монахом — художником Соами (1459 -1526 гг. ) — в руководстве «Предание о садах» еще более конкретизируется учение о контрастах. Он разработал 12 стилей простых и морских пейзажей. • Стиль трав, например, требовал круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема; а скалисто-морской стиль — высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу. В современном паркостроении является общепринятым учение о типах ландшафтов, играющее большую роль при разработке композиции парка, основой которого были камни. Теория выделяла 138 главных типов камней; камни-тропинки, лежачие, озерные, речные, делящие поток и т. п.

В Японии существовали в основном четыре типа садов: 1. 2. 3. 4. императорские; сады В Японии существовали в основном четыре типа садов: 1. 2. 3. 4. императорские; сады при монастырях; миниатюрные садики при жилых домах; сады чайных церемоний.

 «САД КАМНЕЙ» «САД КАМНЕЙ»

ПАРК КАТСУРА 1602 г. ПАРК КАТСУРА 1602 г.

1 — главный вход; 2 — дорога императора; 3 — второстепенный входы; 4 — 1 — главный вход; 2 — дорога императора; 3 — второстепенный входы; 4 — дворец; 5 — кленовая тропа; 6 — холм Клена; 7 — холм Цикады; 8 — каскад; 9 — мыс Амано-Хасидате; 10 — поток; 11 — павильоны; 12 — место для стрельбы из лука

ПАРК ШУГАКУ-ИН ПАРК ШУГАКУ-ИН

САДЫ ПРИ ЖИЛЫХ ДОМАХ САДЫ ПРИ ЖИЛЫХ ДОМАХ

Существуют три вида такого рода садиков: 1. предназначенный для внутренних домашних нужд — «Ке» Существуют три вида такого рода садиков: 1. предназначенный для внутренних домашних нужд — «Ке» ; 2. служит для формальных традиционных церемоний — «Харэ» ; 3. несет только эстетическую функцию — «Суки» . • Все эти функции часто сливаются в одном садике.

САДЫ ЧАЙНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ САДЫ ЧАЙНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ

 • На садово-парковое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония. Сначала чаепития проводили • На садово-парковое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония. Сначала чаепития проводили только в монастырях, по затем в XVI в. они превратились в особые ритуалы в небольших садах, где создавались чайные павильоны. Во время них руководствовались принципом, требующим умения в простых формах выражать сложное и многогранное содержание. Основное назначение сада — это способствовать сосредоточенности и самоуглублению. Поэтому в чайном саду не было ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа.

 • План традиционного жилого квартала Сасайя с миниатюрными садиками в Киото (рис. С. • План традиционного жилого квартала Сасайя с миниатюрными садиками в Киото (рис. С. С. Ожегова) • 1 — сад «Ке» — для домашних нужд; • 2 — сад «Харэ» – церемониальный; • 3 — сад «Суки» — эстетический; • А — жилые помещения; Б — кирпичные кладовые

 • Главными элементами его являются: водоем для умывания, каменный фонарь, колодец, тропинка из • Главными элементами его являются: водоем для умывания, каменный фонарь, колодец, тропинка из камней — то, что необходимо для чайной церемонии. Скрытый смысл ее — «развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства» . Примером такого сада может быть чайный сад во дворце Хидзёси (1536 -1598 гг. ). • В отличие от китайского паркостроения, где сады создавали путем совершенствования и эстетической доработки красивых уголков живой природы, японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах. А также в Японии сад формируется вокруг компактной, симметричной группы зданий. Китайские же сады включают симметричные группы зданий с осевым построением и с внутренними дворами

 • Интерес к японскому ландшафтному искусству высок во всем мире. Привлекательная черта его • Интерес к японскому ландшафтному искусству высок во всем мире. Привлекательная черта его состоит именно в сдержанности, неброскости, чувстве меры и художественного такта, пронизывающих все композиции, большие и малые, от обширных парков при императорских дворцах до садиков, подобных Рёандзи. Несмотря на свою специфику, японские сады оказали очень большое влияние на развитие малого сада Европы. Умение японцев использовать небольшие пространства, их чувство пропорции и масштаба глубоко изучаются ландшафтными архитекторами и видоизменяются в современной манере.

 «САД МИРА» «САД МИРА»

 • Здание ЮНЕСКО в Париже. 1952— 1958 гг. План комплекса, • 1. Здание • Здание ЮНЕСКО в Париже. 1952— 1958 гг. План комплекса, • 1. Здание секретариата. • 2. Корпус зала пленарных заседаний. • 3. Корпус постоянных представительств. • 4. Японский садик.

ЯПОНСКИЙ САД ГЛАВНОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА АН СССР В МОСКВЕ ГЛАВНЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ИМ. Н. ЯПОНСКИЙ САД ГЛАВНОГО БОТАНИЧЕСКОГО САДА АН СССР В МОСКВЕ ГЛАВНЫЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД ИМ. Н. В. ЦИЦИНА РАН

ГЛАВНЫМИ ХАРАКТЕРНЫМИ ЧЕРТАМИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ЯПОНИИ ЯВЛЯЮТСЯ: ГЛАВНЫМИ ХАРАКТЕРНЫМИ ЧЕРТАМИ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ЯПОНИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. 2. 3. 4. 5. 6. символизм; использование мотивов, подсказанных природой; включение в композицию 1. 2. 3. 4. 5. 6. символизм; использование мотивов, подсказанных природой; включение в композицию озер и потоков, камней; подстрижка деревьев; мягкость общего тона; введение на небольших территориях карликовых деревьев — бонсай; 7. составление и украшение интерьеров: икебана — «сохранение цветов во второй жизни» — искусство составления композиций из сухих растений; 8. широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония; 9. создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах; 10. формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.