Сады эпохи барокко.ppt
- Количество слайдов: 94
САДЫ ЭПОХИ БАРОККО
ИТАЛИЯ
v. Барокко в садово-парковом строительстве утвердилось в 80 -е годы XVI в. и было искусством разбогатевшей буржуазии. Родоначальницей этого стиля является Италия, затем он широко распространился во Франции, Германии, Фландрии и России. v. В композиции сада этого времени появляется новый элемент — лучевые, или радиальные, аллеи, тогда как в виллах эпохи Возрождения принимались только квадратные членения территории.
ВИЛЛА АЛЬДОБРАНДИНИ
1 — вход; 2 — центральная аллея; 3 — вилла; 4 — терраса; 5 — партер; 6 — подпорная стена; 7 — каскад; 8 — верхняя терраса; 9 — лесопарковая часть
v. В общей ее композиции используются амфитеатр, радиальные аллеи. v. Сад виллы Альдобрандини является ярким образцом «чистой формы» барокко. Здесь все монументально и грандиозно: лестницы, скульптуры, фонтаны. Удлиненная по конфигурации площадка со стороны сада параллельно зданию решена амфитеатром. Полукружие стены богато декоративными орнаментами, изваяниями, через которые можно пройти в верхнюю часть территории.
Расположенная среди обширного паркового массива продольная композиционная ось подчеркнута террасами и каскадами. Главной точкой восприятия служит лоджия второго этажа, откуда открывается вид на склон холма. Из лоджии, устроенной наверху здания, просматривались водные каскады, нимфеи и атлант, поддерживающий земной шар.
ВИЛЛА ГАМБЕРАЯ (1610 г. )
v. Используется прием замыкания перспективы амфитеатром. Все его элементы создавались из растительного материала. Это были кулисы, задник, лоджии для артистов, газон служил сценой. Окаймлялись стенами или изгородями из стриженого древостоя места для зрителей. Сцена оформлялась статуями. v. Водный партер находится перед задним фасадом дома и замыкается амфитеатром из стриженого тиса. v. Каменную стенку стали заменять зеленой благодаря высокому искусству стрижки (граба, тиса, лавра, самшита).
Автором виллы Альбани считается А. Нолли ВИЛЛА АЛЪБАНИ
v. Она задумывалась как музей античных древностей под открытым небом. v. Расположение виллы на местности с плоским рельефом отразилось на ее композиции, которая отличается от композиции террасных вилл. v. Тем не менее ее украшает богатый узорный партер. Аллеи оформлены стрижеными кипарисами с античными скульптурами. Завершение театра выполнено в виде кофейного домика.
САД НА ОСТРОВЕ ИЗОЛА-БЕЛЛА
v. Композиция сада навеяна «висячими садами» Семирамиды. Он расположен на десяти террасах. Пять нижних террас — на холме, а пять верхних — искусственные.
ПАДУАНСКИЙ САД
v. С развитием науки и образования в эпоху барокко появился принципиально новый тип сада - это сады для коллекционирования и изучения растений — Orti botanici — ботанические сады. v. Самым древним является сад Падуанский площадью 1, 8 га. В начале XVI в. в университете Падуи был создан ботанический факультет — первый в Европе. Там обучались врачи лечебным свойствам растений.
v. Центр комплекса — правильный круг диаметром 84 м, очерченный красивой высокой кирпичной стеной с мраморной балюстрадой поверху. v. В круглой стене сделаны большие чугунные ворота (четыре). Они ориентированы строго по сторонам света. Внутри круга площадью около 5, 5 м 2 пространство делится крест-накрест основными дорожками на четыре сектора. v. Каждый из них разбит еще вчетверо, а делянки — еще раз. Таким образом, образуется симметричная система небольших грядок разного рисунка в каждом из четырех секторов.
В ИТОГЕ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ РЕГУЛЯРНОГО САДА БАРОККО:
v 1) нарочитая усложненность архитектурно-пространственных решений; v 2) неожиданность эффектов; v 3) утонченный эстетизм; v 4) декоративно-стилизаторская деформация проемов и форм; v 5) свобода в формообразовании; v 6) развитие композиции в глубинку; v 7) использование контрастов светотени, стриженой зелени и рядовых посадок кипарисов доя создания зеленых театров и размещения скульптур;
v 8) украшение партера сложными узорами и арабесками; v 9) применение приемов живописного оформления фонтанов и каскадов, добиваясь своеобразного синтеза различных видов искусства; v 10) создание нового типа сада как по функции, так и по композиционно-планировочным параметрам — ботанический сад; v 11) появление нового элемента в композиции сада — радиальных аллей. v. В целом итальянские сады эпохи Возрождения и барокко оказали значительное влияние на развитие ландшафтного искусства всей Европы, а в первую очередь — Франции.
РЕГУЛЯРНЫЕ САДЫ И ПАРКИ ФРАНЦИИ вторая половина XV в. - начало XVIII в.
v. Ликвидация феодальной раздробленности произошла в результате развития сельского хозяйства, промышленности и торговли, географических отношений и колониальных завоеваний. v. Кроме Франции, в XVI в. опиравшейся на мелкое, среднее дворянство и городскую буржуазию, завершили политическое объединение другие страны. v. Итальянский Ренессанс сильно повлиял на французов во время военных походов в Италию. Он отразился на французском садовопарковом строительстве.
v Природные и растительные условия: 1. Преобладают равнинные местности со спокойным течением рек; 2. Нет яркого солнца и зноя; 3. Появляется новый элемент – берсо, бродери (кружевные партеры, включаюцие цветы, травы, стриженный самшит, «мертвые» материалы); 4. Сады разбивались вблизи замков в провинциях Франции. Как правило, замки строились в основном вблизи рек. Однако всегда окружались со всех сторон рвом с водой. Рвы имели четкие геометрические контуры. Они часто соединялись каналами с рекой. Это очень важно, т. к. в дальнейшем канал становится традиционным элементом садово-парковой композиции Франции.
v. Отличительная черта – большой удельный вес цветочного декора (цветники, партеры). v. В конце XV — начале XVI в. сад существует в виде «приложения» к замку, но в его оформлении уже появляются типичные черты.
«Для красочности и оживления в нем содержат павлинов, важно прогуливающихся по дорожкам. Чтобы уберечь цветники от птиц, по периметру ставится невысокая стенка или палисад. Высота ограждения устанавливается на высоту локтя человека. Эта, казалось бы, маловажная деталь очень существенна и ложится в основу развития следующего понятия: лучшая точка восприятия цветника или партера. Во времена высшего расцвета садово-паркового искусства Франции прибегают к занижению партеров или, наоборот, к устройству высоко расположенных специальных откосов, откуда рисунок партера особенно хорошо смотрится. Кроме того, французские садовники еще в XV в. часто украшают участок легкими деревянными трельяжами и высаживают около них кустарники, травянистые и, главным образом, вьющиеся» (С. С. Ожегов).
ОБЪЕКТЫ САДОВОПАРКОВОГО ИСКУССТВА ФРАНЦИИ XVI-XVII ВВ. БЫЛИ ЧЕТЫРЕХ ТИПОВ:
v 1) обширные парки охотничьих замков и дворцов; v 2) небольшие сады около домов; v 3) широкие бульвары; v 4) ботанические сады.
АМБУАЗ
v. С 1434 г. Амбуаз — королевская резиденция. Людовик XI модернизировал старую крепость, усилил ее оборонную мощь. Его сын, будущий Карл VIII, продолжил начатое. Он привез в 1496 г. из Итальянского похода богатые трофеи, украсил интерьеры дворца в замке картинами, скульптурой и др. Увлеченный искусством, он привез в своей свите художников, скульпторов, зодчих, а также садовников. Один из итальянских садовников Пачелло де Меркольяно разбивает на верхней террасе замка дивный сад, который должен был напоминать о «райских садах, где жили Адам и Ева» .
БЛУА
ШЕНОПСО
v. В 1432 г. Жак де Марке на правом берегу Шера закладывает замок. v. К подъемному мосту, ведущему на искусственный остров (где стоит донжон), подходит аллея платанов, выходящая к дворцу из обширного парка. У входа на территорию замка стоят два сфинкса, словно охраняющие его. Неподалеку павильон (руины) с четырьмя кариатидами, представляющими античных божеств.
v В начале XVI столетия строительство продолжает новый владелец Тома Бойе. Главное сооружение возникает на искусственном основании. Он возводит среди реки свой замок наподобие донжона, квадратный в плане, с небольшими угловыми башнями. К донжону прилегала капелла. После смерти владельца замок перешел во владения короля. v В 1547 г. Генрих II подарил Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье. А в 1555 -1556 гг. строительство вновь продолжается. По проекту Ф. Делорма строится мост, соединивший донжон с другим берегом. На мосту возводятся жилые павильоны. Тогда Екатерина Медичи предпочла этот дворец за красоту его расположения и оригинальность замысла. Она выселила соперницу и овладела замком.
ВИЛЛАНДРИ
v. Основан в 1536 г. и стал последним крупным замком, возведенным на берегу Луары в эпоху Возрождения. Он был построен Жаном де Бретоном, министром при короле Франциске I. с использованием изученного опыта итальянского садовопаркового искусства. v. Под строительство были использованы руины более древнего (XII в. ) замка.
ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕКОРАТИВНЫЙ ОГОРОД
«НЕЖНАЯ ЛЮБОВЬ»
«СТРАСТНАЯ ЛЮБОВЬ»
«НЕПОСТОЯННАЯ ЛЮБОВЬ»
«ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ»
ЛЕС
САД ВОДЫ
САД СОЛНЦА
«КОМНАТА ОБЛАКОВ»
«СОЛНЕЧНАЯ КОМНАТА»
«ДЕТСКАЯ»
ЛАБИРИНТ
АПТЕКАРСКИЙ САД
САД-ОГОРОД
ТЕОРЕТИКИ И ПРАКТИКИ ПАРКОВОГО ИСКУССТВА ФРАНЦИИ
ЖАК МОЛЛЕ
v. Он являлся создателем французского кружевного партера. Один из его трактатов того времени — «Садовые орнаменты для удовольствия» (1651 г. ). Там сказано, что характерными элементами французских садов являются: v 1) водные каналы регулярной формы; v 2) центральная аллея, обсаженная 2 -3 рядами кипарисов или лип; v 3) обширные партеры без деревьев; v 4) стриженые боскеты и аллеи, оформленные на пересечении скульптурой и фонтанами.
v Молле классифицировал цветочные растения для партера в саду по высоте. Он различал высокие, средние и низкие. Для партеров он предлагал не только фиалки, нарциссы, тюльпаны и др. , но и травы. v Молле рекомендует придавать партеру рельефность и для этого: 1) обращать внимание на необходимость применять буксус карликовый и крупнолистный; 2) применять гальку, песок, толченый кирпич и мелкий уголь. v Он создал однотонные партеры с различными оттенками зеленого цвета. Это достигалось путем специального подбора теней. Молле указывает, что по истечении трех лет все растения надо заменять, в противном случае они разрастаются и нарушают замысел.
v Особой заслугой Молле стало то, что он создаст композицию, т. е. связывает между собой различные участки. Например, «разделив сад на четыре части, он создает центр в виде площадки с фонтаном, тем самым соединив все части в единое целое» . v Молле — создатель «зеленых степ» из граба для обрамления аллей или сада. Он рекомендует сажать в саду бук, ель или клен. Устраивает большие питомники, где в широком ассортименте выращивает посадочный материал.
ЖАК АНДРУЭ ДЕ СЕРСО
v создатель садов при замках Валери и Верней. «Серсо не боялся больших пространств и высказывал мысль о том, что они придают «масштаб» . Он оформлял такие пространства партерами, бассейнами и каналами. Каналы окружают сад или делят его на части. Серсо рекомендовал устраивать каналы для декоративных целей и указывал, что для них необходимо выбирать болотистые местности» .
ЖАН БОАЛО
v Другой мастер и теоретик «зеленого зодчества» — Жан Боало — написал книгу в трех томах о композиции, строительстве парков и уходе за их растительностью. Свои взгляды на садовопарковое строительство он проверил в парках Люксембурга и Версаля.
ДАРЖАНВИЛЛЬ
v Наряду с партерами большую часть сада занимали боскеты, или «зеленые залы» . Классификацию их впервые дал Даржанвилль. v Даржанвилль различает 4 типа боскетов. Первый тип — в виде большого леска, прорезанного перекрещивающимися аллеями. В их промежутках устраиваются площадки. Второй тип — тоже лески, но меньшего размера и высоты деревьев. Третий тип — деревья и палисады располагались лишь по краям. Середина их занята площадками или газонами. Четвертый тип «напоминает любой из предыдущих, но вдоль аллей расположены ряды деревьев, трельяжи или арки из зелени» .
v Считалось, чем сложнее план боскета, тем он занятнее, и самым лучшим боскетом являлся лабиринт. v Следует отметить, что самый известный труд по устройству парков — «Трактат по теории садоводства» (1709 г. ). Автором текста является Даржанвилль, а рисунков — Леблон. Главные пункты данной книги всесторонне характеризуют французское садовое зодчество рассматриваемого периода. v Сады, по Даржанвиллю, не должны быть слишком открытыми, т. к. такие сады быстро обозримы и кажутся слишком малыми по сравнению с окружающей равниной, тогда как сад всегда должен казаться больше своих размеров.
v Он рекомендует для этого прерывать вид палисадами и аллеями или прикрывать ограду деревьями. Стараться располагать партер с той стороны, где наиболее красивый вид. v Даржанвилль указывал, что напротив дома надо «намечать аллею, а в конце ее следует прервать ограду отверстиями, закрыть их решетками и оградить рвами» . v Таким образом, этот прием, получивший название «ах-ах» , позволял неожиданно открывать вид на окружающий ландшафт, производя на гуляющих, подходивших к краю парка, «впечатление испуга» . v Основой любого парка считалась согласованность с ландшафтом, иногда нарушающая симметрию. v Устроитель парка или сада обязан был «стремиться» к естественности и «отказываться от всего необычного» . Так, стриженый зеленый свод лучше сложной трельяжной конструкции, а зеленый откос предпочтительнее внушительной подпорной стены.
И. БЛОНДЕЛЬ
v И. Блондель в четвертом томе «Курса архитектуры» отметил, что можно использовать боскет как помещение для танцев, открытый манеж, театр из зелени, лабиринт. Кроме закрытых боскетов, существовали открытые посадки — кен-конс. «Это были прямоугольные площадки, обсаженные по квадратам высокоствольными деревьями» так, что вид открывался во все стороны. Кроны деревьев искусно подстригали. Однако данный прием не получил широкого распространения и в результате был забыт. v Французским зодчим приходилось использовать малейшие неровности рельефа, т. к. местности страны были плоскими, что привело к таким приемам, как боулеигрии и вертюгаден.
v Боуленгрин — тоже партер, но отличался более простым рисунком, располагался вдали от построек и был опущен ниже окружающих дорожек. Он нарушал однообразную ровную поверхность почвы. v Вертюгаден — это своеобразный итальянский «амфитеатр» , представляющий собой полукруглое завершение композиционной оси из живой изгороди, куда подводила система невысоких террас, верхняя из которых украшалась растениями в кадках. В противоположность итальянским амфитеатрам французские вертюгадены лишены параллельности всех кривых, составляющих данное устройство, и балюстрад.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО ПАРКА:
v 1) наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив; v 2) размещение на плоском рельефе; v 3) симметричность композиции по отношению к центральной оси; v 4) индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве; v 5) использование топиарного искусства: зеленые степы коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;
v 6) применение трельяжных конструкций (беседок, арок, оград); v 7) интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром; v 8) центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов; v 9) использование партеров-вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;
v 10) умеренность в применении скульптуры, в отличие от садов Ренессанса и барокко; v 11) основным украшением служила парковая аллея из 2 -х или 4 -х рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность.
Сады эпохи барокко.ppt