Скачать презентацию Садово-парковое искусство Китая Познавая искусство той или Скачать презентацию Садово-парковое искусство Китая Познавая искусство той или

парковое искусство китая_2007 - копия.pptx

  • Количество слайдов: 42

Садово-парковое искусство Китая Садово-парковое искусство Китая

Познавая искусство той или иной страны, мы знакомимся с обычаями, традициями и неизвестной нам Познавая искусство той или иной страны, мы знакомимся с обычаями, традициями и неизвестной нам культурой других народов и осознаем, насколько же мал мир, в котором мы живем. Одними из ярких примеров своеобразия и неповторимости культуры Востока стали интригующие принципы китайского садового искусства.

С самого момента зарождения этого направления искусства создатели садов в своих идеях и мотивах С самого момента зарождения этого направления искусства создатели садов в своих идеях и мотивах руководствовались традиционными ценностями общества и философских школ, провозглашавших взаимодействие положительного и отрицательного, правды и лжи, объединяющих работу разума и Природы.

Исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере результат особого метода воспроизведения рисованных Исключительное качество садового пространства в Китае по большей мере результат особого метода воспроизведения рисованных объектов в трехмерном изображении на плоскости, при котором никогда не бывает лишь одной точки обзора. Создавая сад, европейцы говорят о том, что вначале его нужно посадить, а в Китае – сады строят, или, другими словами, сооружают.

Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами Комбинируя такие природные элементы, как камень, вода, деревья и цветы, с искусственно созданными элементами архитектуры, живописи и поэзии, дизайнеры стремятся достичь гармонии Человека и Природы.

О с н о в н ы е п р и н ц и О с н о в н ы е п р и н ц и п ы С самых давних времен архитектура китайских городов отличалась системностью, предсказуемостью и строгим контролем над человеческой деятельностью. Расположение, масштаб и структура построек подчеркивали исключительную значимость каждого строения. Стены и ворота тщательно контролировали доступ. Архитектура была своего рода точно регламентированным визуальным языком, который легко читался всеми жителями.

С другой стороны, сады в Китае были противопоставлением такому порой слишком жесткому регламенту. Сады С другой стороны, сады в Китае были противопоставлением такому порой слишком жесткому регламенту. Сады всегда символизировали собой мир, который лежит вне социальных отношений.

Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с древних времен до наших Три основополагающих принципа при создании садов в Китае сохранились с древних времен до наших дней. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, так будто он не был создан руками человека, но самой Природой. Произвольные образы и спонтанность превалируют здесь над строгими геометрическими формами и предсказуемостью. Следующий принцип – сад понимался как некий мир в миниатюре. Владельцу принадлежало могущество всех сил Природы, а в саду можно было встретить символические образы всех составляющих Вселенной - инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт, садоводство и даже строго архитектурные компоненты. Последний принцип – так как сады были зачастую малы по размерам, ощущение завершенности такого микромира достигалось путем особых приемов: многоплановая перспектива создавала иллюзию пространства, обязательные различия элементов обнаруживали бесконечное множество образов, новизна восприятия основывалась на личном психологическом опыте и эмоциональном состоянии Человека, далеко превосходящих физические составляющие.

Философия Философия

Основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда Основными элементами дизайна европейских и американских садов являются изящные цветы, деревья и газоны, иногда небольшие каменистые горки или водоемы. В китайских садах приоритеты расставлены по-другому: на первом плане здесь камни и вода, далее архитектура. Значимы и необходимы также и деревья, например, сосна и бамбук. Цветы же играют лишь временную незначительную роль, а газон и вовсе отсутствует.

Камни и вода символизирует основные составляющие Природы – инь и ян. Это основа, на Камни и вода символизирует основные составляющие Природы – инь и ян. Это основа, на которой держится сама жизнь. Камни обозначают тело Земли, горные хребты – вены. Вода являет собой жизненный дух Земли, ее дыхание. Проливающие дождь облака – течение крови в живом организме. Камни символизируют позитивные, созидательные силы Вселенной, вода же – это ее безмятежный, мыслительный потенциал.

Камень Камень

Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется в виде скульптур Камень – это своеобразный скелет мира. При создании садов он используется в виде скульптур и строительного материала. Обилие камней – это характерная черта китайских садов и предмет коллекционирования и гордости еще с давних времен. Китайские мастера предпочитают использовать камни с видимым налетом времени - множеством отверстий, причудливых форм, с испещренной прожилками поверхностью. Известняк, добытый с озерной глубины, демонстрирует собой, как мягкая слабая вода способна с годами изменить, казалось бы, неподвластный ей камень. Такие камни размещают по берегам прудов, искусственных фонтанов или устанавливают в качестве доминирующей абстрактной фигуры.

Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Гранит используется лишь как основа под деревянные колонны, при создании мостов, дорожек и площадок. Этот камень легко узнаваем по характерным прожилкам на его поверхности. Существуют еще так называемые «камнипобеги» , получившие свое название за внешнее сходство с ростками бамбука и по этой же причине часто размещаемые по соседству с ним.

Вода Сад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность Вода Сад наполняется восстанавливающей силы и здоровье энергией, когда найден баланс противоположностей: так, прочность камня должна компенсироваться мягкостью воды. Вода, как циркулирующая система Земли, привносит живительную энергию в сад и насыщает ею его посетителей. В отличие от хлорированной стерильности современных бассейнов в садах Китая всегда высоко ценилась населенная естественной растительностью, окрашенная водорослями в зеленый цвет, полная жизни вода.

Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых Вода имела еще и практическое значение – это источник жизни для рыб и некоторых растений, она помогает регулировать влажность воздуха, очищает и приносит прохладу в сад. Особое свойство воды – отражение предметов – стало еще одним символическим, знаковым элементом, используемым в ландшафтном дизайне.

Зеркало и Отражение В буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного Зеркало и Отражение В буддизме зеркало всегда было любимой метафорой для обозначения истинного, совершенного духа. Отражая предметы, как они есть, зеркало никогда не дает им оценку, не сохраняет память о них и не изменяется само. Этот принцип представлен и в ландшафтном дизайне: водная гладь подобна зеркалу – и будь то естественный водоем или искусственно созданный пруд, эстетическая направленность этого элемента садового дизайна одинакова. Она обращена внутрь и направлена на совершенствование духа.

Садовое искусство Китая – это, прежде всего, воплощенный образ, или, другими словами, отражение души Садовое искусство Китая – это, прежде всего, воплощенный образ, или, другими словами, отражение души и сознания. Все сады являют собой результат воздействия Человека на Природу и, таким образом, подобны зеркалу, отражающему человеческую душу в общем смысле этого слова. Архитектура Сад в Китае всегда считался продолжением дома, жизненным пространством под открытым небом, а расположение зданий в нем – одним из основополагающих элементов общего дизайна сада. А так как здания в саду были менее ограничены общими законами архитектуры, они строились так, чтобы ни одно из них не было похоже на другое.

Архитектура в садах мало чем отличалась от той, которую можно было увидеть вне сада, Архитектура в садах мало чем отличалась от той, которую можно было увидеть вне сада, но каждое здание в саду соотносилось с общей концепцией и идеей и имело строго определенные функции, зачастую не связанные с его прямым назначением. Зачастую строения не имели сплошных стен, вместо этого огораживались лишь плетеными экранами, позволяющими видеть сад.

Практически всегда на приподнятых террасах строились выходившие на пруд элегантные веранды – место, откуда Практически всегда на приподнятых террасах строились выходившие на пруд элегантные веранды – место, откуда открывался прекрасный вид на сад, а сами эти веранды становились центром композиции всего сада. По контрасту с этими постройками сооружалось множество простых небольших строений, зачастую обозначающих периферию сада, размещенных вдоль дорожек и тропинок, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Иногда в садах даже строили т. н. архитектурные «лодки» - одно или несколько зданий, объединенных в форме лодки, обычно размещаемые по кромке воды.

Растения Растения

Сад, созданный меняться от сезона к сезону, удивляет посетителей своей переменчивостью и постоянным движением Сад, созданный меняться от сезона к сезону, удивляет посетителей своей переменчивостью и постоянным движением – ведь Вам никогда больше не удастся увидеть сад таким, каким Вы увидели его сегодня. Все элементы в саду, и растения, естественно, имеют свой скрытый символизм. Одним из любимых растений является сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание. Вечнозеленую сосну, также как бамбук и абрикос, называют в Китае «тремя друзьями зимы» .

Магнолия традиционно символизирует достаток. Этот цветок также является эмблемой Шанхая. Магнолия традиционно символизирует достаток. Этот цветок также является эмблемой Шанхая.

Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок - Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок - символ женской красоты, а с другой – мужское начало, или ян. Это одно из первых растений, которое стали использовать просто в декоративных целях.

Также из Китая пришли к нам хризантемы. Также из Китая пришли к нам хризантемы.

Завершенность Завершенность

Правильно спланированный сад создает на ограниченном пространстве ощущение завершенности, уединенности и безмятежности, когда возникает Правильно спланированный сад создает на ограниченном пространстве ощущение завершенности, уединенности и безмятежности, когда возникает чувство, что здесь нечего добавить и в то же время нет ничего излишнего или чрезмерного. Китайские мастера садового искусства создавали сады, которые были многозначительны и выразительны, красивы и совершенны, несмотря на ограниченное пространство, что достигалось принципами «относительности большого и малого» и «все в одном, и один во всем» .

Завершенность, как один из принципов китайской философии искусства, предстает в нескольких контекстах: Рассматривая большое Завершенность, как один из принципов китайской философии искусства, предстает в нескольких контекстах: Рассматривая большое или малое. Этот принцип говорит о том, что истинное произведение искусства должно быть законченным, без недостающих элементов, неважно насколько мало само произведение. Целостным и последовательным, лишенным чего-либо чрезмерного, насколько бы оно не было велико. Значимое произведение искусства сохраняет свою завершенность даже при его повреждении. Говоря о законченной или же незавершенной работе, завершенность предстает перед нами из внутренних пропорций, обозначая, что произведение искусства совершенно, даже если в глобальном смысле оно еще не закончено. С другой стороны, некоторые произведения искусства чересчур преувеличенны и утрированны, словно художнику лучше было бы остановиться до того, как он сочтет произведение законченным. Обычно к такому неуспеху приводит желание художника чрезмерно усилить воздействие своего произведения. Любое произведение искусства имеет врожденный баланс между основной идеей и деталями. Чрезмерное уподобление деталям приводит к преувеличению и нарушению баланса, а само произведение отягощается и перегружается.

Относительность большого и малого Относительность большого и малого

Соотношение большого и малого отражается в изменении ощущений. Изменение перспективы – это видение малого Соотношение большого и малого отражается в изменении ощущений. Изменение перспективы – это видение малого с точки зрения большого. Сжатие и миниатюризация были постоянными темами как в изобразительном искусстве, так и в садовом дизайне. Притягательность этих тем объясняется возможностью постичь идею микрокосмоса в искусстве и единстве с самой Природы. Такое понимание лежит в основе использования камней, скажем, в значении гор, уподоблении ручьев рекам, кустов – лесам.

Сады в контейнерах Это направление развивалось самостоятельно, вне зависимости от вынужденного уменьшения размеров садов Сады в контейнерах Это направление развивалось самостоятельно, вне зависимости от вынужденного уменьшения размеров садов из-за ограниченного количества земель. Говоря о контейнерных посадках, можно сказать, что это образец воссоединения в одном подходящем месте уникальных предметов из разных уголков Вселенной. Большинство европейцев связывают начало выращивания миниатюрных растений с недостатком земли и сложностями переезда с места на место, в результате чего китайцы редко покидали свои дома, чтобы насладиться природными пейзажами. Это слишком простое объяснению этому сложному явлению. На самом деле, чем больше различия в размерах естественного и воспроизведенного объекта, тем больше в последнем магического и мистического.

Создать сад, в котором представлены образы всех типичных вещей и существ Вселенной – это Создать сад, в котором представлены образы всех типичных вещей и существ Вселенной – это уже само по себе магическое действо, при котором вся Вселенная оказывается сконцентрирован ной в одном месте. Но уменьшение размеров предметов, управляемость ими и их доступность переносит нас от уровня простой имитации реальности до сферы единственной истины: мифического пространства. Таким образом, контейнерные сады всегда были объектом отвлечения от земного бытия.

Вхождение в новую реальность Вхождение в новую реальность

При создании садов предполагалось, что они несут в себе завершенность, эстетическое наслаждение, элементы соблазна При создании садов предполагалось, что они несут в себе завершенность, эстетическое наслаждение, элементы соблазна и искушения – особый мир, далекий от обычной реальности, официальных Каждый входящий в сад попадает в обособленную званий и реальность – хотя некоторые и не догадываются об прагматичности. этом. Такой взгляд на сад не является исключительным для Китая.

Эффект перехода достигался и путем миниатюризации, которая имела три формы. Первая из них – Эффект перехода достигался и путем миниатюризации, которая имела три формы. Первая из них – миниатюризация через диаграммы, или рисунки. Нарисовать на полу те места, которые они хотели бы посетить. Второй формой была миниатюризация пространства. Дома людей должны были помимо прочего иметь круговой сад, который позволял бы его владельцу предпринять мистическое путешествие. Третьим путем была миниатюризация самого человека. Особым входом в другую реальность были ворота или галереи, часто используемые в садовом дизайне.

Обнаружение и сокрытие – изумление и неожиданность Обнаружение и сокрытие – изумление и неожиданность

В применении к ландшафтному дизайну это означает, что сад не должен открывать свои тайны В применении к ландшафтному дизайну это означает, что сад не должен открывать свои тайны с порога, поэтому для сокрытия сада от взглядов посетителей при входе строились возвышения или даже стены, помогавшие скрыть сад и сохранить его загадку для Такой путь должен был привести посетителей в дальнейшего, шаг скрытые уголки сада, позволяя гостям лишь мельком за шагом, взглянуть на окружающее пространство. знакомства с ним.

Садовые стены служили приспособлением для создания пространственной головоломки и психологического предвкушения. С их помощью Садовые стены служили приспособлением для создания пространственной головоломки и психологического предвкушения. С их помощью создавалось ощущение того, что в середине реальности всегда находится иллюзия. Сады строились так, что у гостя возникала уверенность в том, что вся картина одновременно предстает его взгляду, как вдруг новый поворот тропинки - и совершенно неожиданный для него образ.

При невозможности оценить истинные размеры сада, у посетителя возникало ощущение неограниченного пространства и бесконечного При невозможности оценить истинные размеры сада, у посетителя возникало ощущение неограниченного пространства и бесконечного числа неизведанных мест, оставляющих шанс приходить в сад снова и снова.

Спасибо за внимание))) Спасибо за внимание)))