Худ.культура Древней Греции.ppt
- Количество слайдов: 36
С ранних времен древние греки большое внимание уделяли образованию детей. Они стремились воспитать умного, здорового и сильного человека, в котором нравственные добродетели сочетались бы с красотой тела.
Алфавит
ПАЛЕСТРА Сцена в палестре. Роспись греческой вазы 530 г. до н. э. С двенадцати лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались только спортивными предметами – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Эта школа называлась палестра (от слова “пале” – борьба).
ГИМНАСИЯ К 16 годам обучение в школе заканчивалось. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они попрежнему занимались спортом, но уже в гимнасии. В Афинах было три гимнасии, где перед слушателями выступали известные ученые, читали лекции философы. Пропилеи гимнасия. Милет.
ПЕДАГОГ Присматривать за ребенком должен был раб-педагог. Ежедневно он водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал ребенка хорошим манерам, учил вести себя в обществе.
СТИЛЬ В Древней Греции так называлась заостренная палочка для письма по воску. Острым концом стиля писали, а тупым стирали и сглаживали воск. Позже стали писать на папирусе чернилами с помощью тростниковой палочки.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР Театральные действа были посвящены Дионису и Деметре. Сначала представления проходили на городской площади. Позже греки построили специальное здание для зрелищ – театр - у подножия Акрополя, рядом со святилищем Диониса.
ОРХЕСТРА В центре театра располагалась площадка, на которой шло представление. Места для зрителей устраивались полукругом на склоне холма. В первом ряду стояли роскошные мраморные кресла для жрецов. Здесь же сидели иностранные послы и граждане, которым даровали это право за особые заслуги. Представление происходило внизу, на круглой площадке. Она называлась орхестра.
СКЕНЕ Позади орхестры находилась палатка для переодевания актеров скене. Впоследствии вместо палаток стали возводить каменные сооружения.
Представления , которые разыгрывались в театре, были двух видов - трагедии и комедии. Талия – муза комедии Обычные люди и животные становились персонажами комедий. В этих пьесах высмеивали известных государственных деятелей, богачей, критиковали различные стороны жизни. Авторы комедий иногда даже смеялись над богами. Так, в комедии Аристофана “Птицы” Геракл изображен толстяком и обжорой, а Посейдон глупцом и жадиной.
Эсхил Еврипид Софокл Трагедии писали, как правило, на сюжеты мифов. В них обсуждались важные вопросы: о законах и о власти, о поведении людей. Герой трагедии часто погибал, но не сдавался. Борьба героя с грозными силами судьбы вызывала у зрителей восхищение и призывала их во всем подражать герою. Великим древнегреческим драматургом, основоположником жанра трагедии был Эсхил. Его перу принадлежали более семидесяти пьес. Среди них самой известной является пьеса “Персы”, рассказывающая о событиях греко-персидской войны. Выдающимися авторами греческой трагедии были Софокл и Еврипид.
НАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ФИЛОСОФИЯ ЛОГИКА ИСТОРИЯ МЕДИЦИНА
«Человек есть мера всех вещей» ПРОТАГОР СОКРАТ «Познай самого себя» ПЛАТОН Создал проект идеального полиса
АРИСТОТЕЛЬ «Все люди от природы стремятся к знаниям»
Первый великий древнегреческий историк. Его сочинение «История» является основным источником информации о событиях Грекоперсидских войн, а также об истории и обычаях большинства народов Древнего мира. ГЕРОДОТ (490 – 480 – около 425 годы до н. э. ) «Отец истории»
ГИППОКРАТ Согласно учению Гиппократа, здоровье человека напрямую связано с температурой тела человека, многие болезни происходят из-за смены времен года и других внешних условий. Самым большим его вкладом в медицину стал подрыв веры в то, что болезни вызываются богами и демонами. Основной метод лечения, рекомендованный Гиппократом, – диета. «Клятва Гиппократа» - этический кодекс древнегреческих врачей. Была создана через много лет после его смерти.
ВСЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ БЫЛА НАПРАВЛЕНА НА ПОДГОТОВКУ УМНОГО, ЗДОРОВОГО И СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ СОЧЕТАЛИСЬ БЫ С КРАСОТОЙ ТЕЛА. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ВОСПИТЫВАЛ В СВОИХ ГРАЖДАНАХ ВЫСОКИЕ ГРАЖДАНСКИЕ ЧУВСТВА И ОБЩЕПРИНЯТЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Ордер представляет собой систему правил и эстетических норм, которые выражаются в порядке соотношения и расположения колонн и лежащего на них перекрытия (антаблемента). В этой системе противопоставляются несущие (колонны) и несомые части (антаблемент). Основой выразительности ордера является его пропорциональность.
Дорический храм, воплощая дух гражданственности и героики (образ воина-атлета), несёт в себе идею силы и мужества. Его основные черты - это массивное каменное основание, состоящее из трёх ступеней, приземистые и мощные колонны, помещённые прямо на фундаменте храма, заканчивающиеся простой и строгой капителью.
Ионический храм, воплощая спокойствие, величие духа и строгое изящество, несёт в себе идею женственности. Его основные черты: колонна спокойно вырастает из основания благодаря мягкому профилю базы, связывающеё её со ступенями храма.
Коринфский ордер – архитектурное олицетворение стройной девушки. Позднее других сформировавшийся ордер, имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта, обрамленного небольшими волютами.
Кариатиды и атланты Изобретательность греческих художников создала совершенно особенную форму, которая впоследствии получила широкое применение. Вместо колонн были поставлены скульптурные человеческие фигуры. Кариатида– скульптурное изображение прекрасной девушки в виде стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании. Атлант - в древнегреческой мифологии - титан, восставший против богов, за что был наказан обязанностью поддерживать небесный свод. Устав, Атлант попросил Персея превратить его с помощью головы Медузы в камень и стал горой Атлас.
ХРАМ является моделью мира, "воплощением храма небесного, где обитали боги". В образе храма земля соединялась с небом: верхняя часть - фронтон символизировала небесный мир богов, наос (главное помещение храма, содержащее статую божества) - мир земной.
Самым величественным греческим храмом был храм. Парфенон. Название главного храма богини Афины происходит от слова «парфенос» - «девушка» . Афину греки представляли в виде молодой девушки. Парфенон, как и другие храмы, окружен колоннами. Он не имеет лицевой стороны (фасада) так как был предназначен для осмотра со всех сторон.
СКУЛЬПТУРА Историки говорят, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей. Скульптурами украшали храмы богов и жилища людей, увековечивали память известных деятелей и отличали могилы. Греческая скульптура лишь частично дошла до нас – в обломках и фрагментах.
Греческие скульпторы 5 в до н. э. Мирон Поликлет Фидий
Греческие скульпторы 4 в. до н. э. Скопас Пракситель Лиссип
Фриз – декоративная полоса. Перекрытие, опирающееся на колонны, в своей верхней части по всему периметру храма украшалось фризом, на которые обычно помещались рельефы с мифологическими сюжетами или рассказывающие о жизни доблестных людей.
ЖИВОПИСЬ в Древней Греции была высоко развита. Создавалось множество картин на стенах храмов и портиков, а также на глиняных табличках и деревянных досках. Почти все эти произведения искусства погибли, и до нас дошли лишь описания картин и имена знаменитых художников.
ВАЗОПИСЬ О творчестве греческих живописцев можно судить по дошедшим до нас рисункам на глиняных вазах. Найдено множество расписных сосудов, позволяющих судить о высоком мастерстве древнегреческих живописцев. Сюжеты для рисунков они черпали из мифов и легенд, изображая богов и героев, сцены из «Илиады» и «Одиссеи» и других знаменитых произведений древности.
1 - канфар – чаша для вина 2 - ойнохоя – кувшин для воды или вина 3 - кратер – сосуд для смешивания вина с водой 4 - гидрия – сосуд для воды 5 - лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд. 6 - скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски» . 7 - киаф –черпак для разбавленного вина. 8 - килик – самая распространённая чаша для вина 9 - пелика – сосуд для хранения.
Худ.культура Древней Греции.ppt