казахи.pptx
- Количество слайдов: 30
С древних времен гостеприимство было отличительной чертой казахского народа. Дорогого гостя приглашали к дастархану , усаживали на почетное место и угощали самым лучшим , что было в доме.
В национальной культуре ритуалу угощения отводится особая роль – любое блюдо подается с определенным значением и к месту. Казахи знают , как с помощью «конак асы» можно помирить людей , оказать честь уважаемым гостям. Большое внимание уделялось также посуде – она должна была быть красивой и чистой.
За всю свою многовековую историю казахский народ накопил огромный опыт обработки и хранения мясной и кисломолочной продукции , которым пользуются до сих пор , особенно в аулах. Готовить еду , запасать ее впрок было обязанностью женщин. Они знали рецепты приготовления множества блюд, и передавали свои знания из поколения в поколение. Куда бы вы не поехали , в каком бы ауле не угощались , национальная еда , приготовленная руками простых женщин , имеет неповторимый вкус, тем более, что готовится она на костре и вкушается на свежем воздухе. Обязательное угощение казахи считали признаком дружбы, братства, единства.
По законам степи пища у казахов была неоспоримой гарантией правдивости и честности. Клянущийся держал в руках Коран и съедал кусочек лепешки. Того, кто не умел принять гостя , угостить его как следует , осуждали. Это считалось недостатком не только одной семьи, но и всего рода. За это платили штраф(айып), стыдили, плевали в лицо. Скупых высмеивали.
Но в жизни случается всякое. Иногда человек, совершивший нехороший поступок в отношении коголибо , по воле случая оказывался у него в доме. Хозяин не прогонял гостя и не напоминал о прошлом, а приглашал к дастархану, подавая ему лопатку, голень, рубец и прочее мясо , которое не подают уважаемым гостям , этим хозяин напоминал о своей обиде. И гость догадывался.
Казахи делили еду на 3 вида: Ак(белая)- молочные продукты: Молоко, творог, айран, каймак, кумыс, шубат и т. д.
Кызыл(красная) – мясные продукты: жалжая, казы- карта, согым и т. д.
Кок(зеленая) – зелень, овощи, фрукты.
Высоко ценя хлеб, они не относили его ни к какому из перечисленных видов. Даже хлебные крошки казахи не выбрасывали, а отдавали детям , при этом приговаривая: « Кто ест крошки хлеба, тот станет богатым» По народному поверью казах, отправляющийся в дальний путь , должен съесть кусок хлеба , чтобы вернуться назад.
У казахов есть одна притча. « В давние времена, когда люди жили в большом достатке , они потеряли уважение к хлебу и стали его топтать ногами. Разгневанный бог послал к ним своих ангелов с приказом: « Соберите всю пшеницу на земле! Пусть , не знающие цену хлебу умрут от голода!» Ангелы собрали всю пшеницу на земле, но одна собака спрятала горсть зерен под своей лапой. Ангелы решили забрать и эту пшеницу, но собака взмолилась : « Люди виноваты во всем, а не я. Не забирайте у меня пшеницу , а не то я и мои щенки погибнем от голода. Передайте богу мою просьбу. Пусть он оставит мне горсточку пшеницы» Бог оставил собаке пшеницу. Семена ее спасли множество людей от голода и смерти» .
«Собака- одно из семи сокровищ» ( Ит жеті қазынаның бірі) , - гласит народная мудрость.
У казахов есть множество фразеологизмов, так или иначе связанных с пищей. Так например , сытость выражали следующими словами: « изо рта течет белое масло» , голод- «давят вошь, а кровь слизывают» . У кого не было кумыса , говорили: « саба висит на кереге( сабапосуда для кумыса) и многих других.
Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха - никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.
Так как традиций и обычаев у казахов очень много и половину из них мы уже знаем, я расскажу только некоторые из них.
УЗЕНГИДЕН ОТКИЗУ После празднования первых 40 дней жизни новорожденного, его старались пронести под стременем коня известного человека. Таковыми всегда считали батыров, акынов, сказителей, биев. Эта традиция воспитания ребенка назывался узенгиден откизу – проведение под стременем. Для проведения узенгиден откизу обращались с соответствующей просьбой к уважаемому, почитаемому всеми человеку. Тот, сидя верхом на своем коне, освобождал свою правую ногу из стремени, после чего младенца, завернутого в пеленки, подносили к нему с правой стороны и проводили под петлицей его стремени. Обряд завершался торжественным произнесением бата – благословления, которое давал хозяин коня. Когда ребенок подрастал, ему частенько говорили, под чьим стременем он был проведен. Это помогало растить детей сознательными, быть ответственными и в будущем остерегаться от недостойных поступков.
КОЛЖА На сороковой день от рождения ребенка проводилась колжа. Колжа – ритуальное угощение матери после родов. Блюда предназначались главным образом для восстановления сил роженицы. Именно ей, в первую очередь, подавался горячий бульон и только потом угощались остальные. Для колжа приносили в жертву молодую овцу и отваривали её. Большое значение придавали шейному позвонку. Участники трапезы откусывали мясо зубами. Причем первая это делала роженица, а последняя киндик шеше (вторая мать). После трапезы кость не выбрасывали, а насаживали на палочку сквозь спинномозговой канал и вешали на женской половине юрты. Снимали его только тогда, когда ребенок умел держать голову.
ТЫЙЫМ Тыйым – в переводе означает запрет. У казахов, как и у многих других народов существуют запреты (тыйым). Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям нож или собаку – это может привести к вражде. Нельзя выливать молоко на землю. Свистеть в доме – прогонять счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя переходить дорогу старшему.
АРАША Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: "Араша!", они должны немедленно прекратить скандал. Согласно обычаю ослушание строго наказывалось штрафом.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому. Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель своего посещения стоя.
ЕСИК АШАР Первый визит зятя в дом тестя и тещи после свадебного тоя назывался есик ашар. Девушка после свадьбы год не могла навещать свой родной аул и родителей. Этот обычай действовал с целью более быстрого привыкания молодой невестки к жизни в новой семье. По традиции зять привозил положенные в этом случае подарки, соблюдая все приличия. Для жителей аула приезд зятя был веселым развлечением.
ОНИР САЛУ "Онир салу" относится к послесвадебным казахским обычаям. Наряду с обычаями "уй корсету", "есик ашар" или "отка шакыру" (приглашение на огонек) исполняется еще один обычай «каде» по отношению к молодой невестке – "салу". Обряд исполняется женщинами почтенного возраста. Они осыпают келин (невестку) "шашу", вручают ей свои подарки. Обычно это «онир» - одежда и предметы хозяйственного обихода. "Онир салу" - проявление заботы и уважения к молодоженам и способ оказать небольшую материальную помощь.
Спасибо за внимание!
казахи.pptx