Лекция Русское искусство XVIII века.ppt
- Количество слайдов: 92
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII века.
Цель преподавания дисциплины • Изучить исторические и мировоззренческие корни искусства России, историю русского искусства и архитектуры с конца ХVII в. до начала ХIХ в. . • Рассмотреть русское искусство в контексте исторического развития государства и взаимного влияния иных культурных традиций. • Изучить историю стилей, жанров, направлений и отдельных видов пластических искусств; синтез искусств. • Указать место изобразительного искусства в отечественной культуре, его связь с литературой, музыкой и другими видами искусств. • Сформировать у студентов навыки анализа формы и содержания произведений.
План работы • Культурный перелом на рубеже XVII-XVIII вв. Эпоха реформ Петра. • Искусство 1730 -1740 -х гг. - начало становления зрелого барокко. • Искусство второй половины XVIII века. • Мастера раннего классицизма.
Эпоха реформ Петра утверждает светские начала в искусстве. • Образование Российской империи ознаменовало коренные перемены в культуре. • Культурный перелом на рубеже XVII-XVIII вв. предполагает связь с предшествующим искусством и новое качество. • Канцелярия от строений, как организующий центр, разрабатывает типовые проекты и план градостроительства: образцовые жилые дома для «именитых» , «зело именитых» , «подлых людей» (мещан).
Летний дворец Петра I (1710 -1714 гг. , Д. Трезини, А. Шлютер, Н. Микетти и М. Земцов).
Летний сад. Летний дворец Петра I, Арх. Д. Трезини, 1710 -1712. Барельеф, предположительно, по эскизам А. Шлютера выполнен его учениками
Доменико Трезини (1670 -1734) предложил приёмы нового стиля русского барокко, отличающиеся рациональностью и умеренностью: Петропавловский собор (1712 -1733 гг. ). Здание Двенадцати коллегий (1722 -1742 гг. ) и др.
Здание Двенадцати коллегий (1722 -1742 гг. )
Петропавловский собор
Нарастание парадных тенденций в архитектуре. Здание Кунсткамеры (1718 -1734, И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцов).
Скульптура Триумфального столпа истолкована современниками как монумент по увековечиванию победы в Северной войне. Б. К. Растрелли, Н. Пино, А. К. Нартов. 1720 -е годы. ГЭ.
Скульптор Бартоломео-Карло Растрелли (1675? - 1744) явился первым мастером оригинальных произведений. Образы деятелей новой России портретные бюсты Петра I (1723 -1729), А. Д. Меншикова (1716— 1717).
Портрет Анны Иоанновны с арапчонком (1741) передаёт выразительность образа «престрашного взора царицы» .
Памятник Петру I (1744) отлит после смерти скульптора его сыном, архитектором Ф. Б. Растрелли. Более полувека пролежал в сарае всеми забытый монумент. В 1800 году по приказу Павла I он был установлен перед Инженерным замком в Санкт-Петербурге.
Живопись. Рождение светской живописи. Портреты членов Всешутейшего собора (Преображенская серия). Первые русские портретисты петровские пенсионеры. Отражение в портрете новой концепции человеческой личности.
Творчество Ивана Никитина (около 1680 - после 1742) отмечено пристальным вниманием к человеку. Портреты Петра I, Напольного гетмана, канцлера Головкина (1720 -е гг. ), Петр I на смертном одре (1725 г. ) говорят о таланте и покоряющем даре раскрывать духовные свойства человека. Работы Никитина демонстрируют влияние парсуны на его искусство.
Искусство Андрея Матвеева (1701 -1729) и его руководство «Живописной командой» оставило заметный след в развитии русской культуры. Петр I, 1725. Портрет княгини А. П. Голицыной, 1728.
Автопортрет с женой (1729) А. Матвеева отличается остротой характеристик и мягкостью живописной лепки.
Гравюра. Связь петровской гравюры с задачами просвещения и пропаганды петровских преобразований. Виды баталий, строительство Петербурга, триумфальные шествия, портреты. Стиль петровской гравюры отражён в «Панораме Петербурга» (1716). Творчество Алексея Зубова (ок. 1682 - после 1748) отличается документальностью композиций и декоративностью.
Искусство 1730 -1740 -х гг. - начало становления зрелого барокко. • Архитектура Петербурга 1730 -х гг. сохраняет соотношение градостроительной тенденции (П. М. Еропкин, М. Г. Земцов, И. К. Коробов) и складывающегося дворцового направления (Ф. Б. Растрелли). • Трехлучевая планировка Петербурга (Пётр Еропкин) и значение башни Адмиралтейства (Иван Коробов) как главного узлового здания города. • Трактат-кодекс Еропкина "Должность архитектурной экспедиции" и реальное строительство основаны на принципе регулярности, геометрической правильности и простоты. • М. В. Ломоносов (1711 -1765), его роль в русском просвещении и искусстве.
Архитектура Франческо-Бартоломео Растрелли (1700 -1771 гг. ) и его главные произведения должны были своим обликом – размерами, богатством, разнообразием отделки, цветом – привлечь к себе внимание. Дворцы Воронцова (1749 -1757 гг. ), Строганова.
Зимний дворец (1754 -1764 гг. ) в Петербурге.
Большой дворец в Царском селе (1752 -1757 гг. ).
Развитие дворцового ансамбля отражено в культовых произведениях Растрелли: Андреевская церковь в Киеве (1747 -1753 гг), ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748 -1764 гг. ).
Архитектор Дмитрий Ухтомский (1719 -1775 гг. ) – ученик Мичурина, крупнейший московский мастер середины XVIII в. Красные ворота в Москве (1753 -1757 гг. ) – пример расцвета декоративных форм барокко.
Колокольня Троицкого Сергиева монастыря (1741 -1770 гг. ) празднично и разнообразно декорирована. Школамастерская Ухтомского и ее значение в умелом совмещении практической работы с обучением.
Национальные традиции и варианты барокко и рококо отмечаем в живописи Ивана Вишнякова (1699 -1761), ученика и преемника А. Матвеева на посту главы «Живописной команды» . Портреты детей Фермор, Сары и Вильгельма Георга (1749).
Алексей Антропов (17161795) - крупнейший русский портретист середины столетия. Портрет Петра III (1762) лишён идеализации.
В портрете А. М. Измайловой (1754) выразительна национальная и историческая типичность лица, живописнопластическая цельность. Известна деятельность Антропова в качестве иконописца.
Иван Аргунов - крепостной художник графа Шереметевых. Портрет неизвестной в русском платье (1784) словно находится рядом со зрителем, в прямом диалоге.
Основание Академии художеств и ее значение в установке иерархии жанров и системе преподавания, в формировании идей русского классицизма, в утверждении пенсионерства. Устав Академии 1757 г. И её структура по Регламенту 1764 г. в организации серьезного систематического обучения искусству и в руководстве художественной жизнью страны.
Искусство второй половины XVIII века. • Развитие понятия личности, внимание к "естественности" в искустве, идеалы служения отечеству способствуют развитию сентиментализма и идей классицизма. • Русская просветительская философия и литература Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, их трактаты по эстетике, а также Д. А. Голицына, А. М. Иванова, И. Уварова, П. П. Чекалевского раскрывает просветительский характер их воззрений.
Архитектура второй половины XVIII в. Мастера раннего классицизма: Ж. Б. Валлен. Деламот и А. Ф. Кокоринов строят здание Академии художеств (1764 -1788 гг. ).
Василий Баженов (1738 -1799 гг. ) своим творчеством выявляет проблему архитектурной фантазии в XVIII в. и неосуществленность грандиозных замыслов архитектора. Роль французского классицизма в формировании воззрений Баженова отображено в проекте Большого Кремлевского дворца (1767 -1775 гг. ).
Дом Пашкова в Москве (1784 -1786) органично вписан в рельеф местности.
Ансамбль в Царицыно. Баженов как теоретик обращается к древнерусским традициям и проблеме псевдоготики (1776 -1778).
Матвей Казаков (1738 -1812 гг. ) - глава московской архитектурной школы. Влияние Ухтомского и Баженова в использовании особенностей отведённого для строительства участка. Огромна роль М. Казакова в создании облика Москвы XVIII века. Комплекс Голицынской больницы (1796 -1801 гг. ).
Здание Сената в Кремле (1776 -1787 гг. ) выделяется парадностью и монументальностью, удобством и целесообразностью.
Иван Старов (1744 -1808 гг. ) отличается самостоятельностью поисков нового стиля. Таврический дворец - памятник строгого классицизма (1783 - 1789 гг. ).
Джакомо Кваренги (1744 -1817) строит Смольный институт (1806 -1808), Академию наук (1783 -1789), Ассигнационный банк (1789 -1790). Характерные черты палладианского направления выявлены в его творчестве.
Смольный институт. Санкт-Петербург. Джакомо Кваренги. 1806
Живопись и графика второй половины XVIII в. • Блестящий расцвет портретного жанра в творчестве Фёдора Рокотова (около 17351808). • Московский период его творчества - время зарождения интимного портрета. • Колорит и живописная манера Рокотова играет большую роль в создании портретного образа. • Портреты Г. Г. Орлова (1762 -1763), В. И. Майкова (1765), Струйских (1772), В. Е. Новосильцевой (1780), Е. В. Санти (1785) и др.
Дмитрий Левицкий (1735 -1822) расширяет типологию портретной живописи конца XVIII века. Роль Г. Р. Державина и место Левицкого в современном европейском искусстве, его связь с английским портретом выделяет композиционное и образное разнообразие портретов. Портреты Екатерины II, А. Ф. Кокоринова (1769 -1770), серия "Смолянок" (1771 -1776), Дени Дидро (1773 -1774).
Владимир Боровиковский (1757 - 1825) развивает тему личности и ее внутреннего мира. Черты сентиментализма выражены в способности к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям в портрете М. И. Лопухиной (1797).
Нарастание классицистических черт у А. П. Лосенко (1737 -1773) - первого русского исторического живописца и педагога. Его картины исполнены в традиции барокко и классицизма. Владимир перед Рогнедой (1770), Прощание Гектора с Анромахой (1773).
Зарождение бытового жанра в живописи в творчестве Ивана Фирсова (1733 -после 1785). "Юный живописец" (1760 -е годы).
Появление крестьянской темы у Михаила Шибанова (умер после 1879). Крестьянский обед (1774), Празднество свадебного договора (1777).
Фёдор Алексеев (1753/55 - 1824) - родоначальник городского пейзажа в живописи. Эволюция его творчества при изображении видов Петербурга и Москвы.
Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794
Скульптура второй половины XVIII века. Федот Шубин (1740 -1805) и эволюция творчества в выражении нового содержательного представления о личности. Портреты 1770 -х гг. : А. М. Голицын, З. Г. Чернышев, П. А. Румянцев-Задунайский. Портреты 1780 -х - 1790 -х гг. : М. В. Ломоносов, Павел I и другие.
Михаил Козловский (17531802 гг. ) и идеи классицизма в русской скульптуре XVIII века, соотношение станкового и монументального, высокое пластическое мастерство в работе Бдение Александра Македонского (не позднее 1787 г. ), Поликрат (1790 г. ). Героический пафос осуществлён в работах конца 1790 -х гг. : Геркулес на коне, Самсон.
Памятник А. В. Суворову (1799 -1801 гг. ).
Светская музыка - XVIII век
Эпоха Петра I С конца XVII в. в России начинает развиваться светская музыка. Сильнейший толчок дали реформы Петра I. В петровскую эпоху в честь побед русского оружия играли духовые оркестры, исполнялись торжественные хоровые песни — «приветственные» , или «виватные» , канты. На ассамблеях звучали танцы, пришедшие из-за границы: менуэт, гавот, сарабанда, аллеманда и др. Вошло в обычай домашнее любительское музицирование.
Музыка при дворе Петра I • Балы, ассамблеи, парады, шутовские и торжественные процессии сопровождались звуками музыки, которая сводилась на степень внешнего, шумного аксессуара. Сам Петр обнаруживал вкус только к церковному пению. • Оркестры петровских времен состояли из небольшого числа музыкантов; даже в придворном оркестре числилось всего 20 человек; преобладали местные духовые инструменты.
Военные оркестры Возникновению в России многочисленных оркестров, частных и казенных, например, военных, способствовала шведская война. После одной Полтавской битвы в Москву в 1709 г. привезено были 121 человек разных пленных шведских армейских музыкантов, да из "королевской домовой роты" 4 трубача и 4 литаврщика. Многие из этих пленных музыкантов остались в России.
Роговая музыка • При Елизавете Петровне вошла в употребление так называемая роговая, охотничья или полевая музыка, изобретенная чехом Иоганном-Антоном Марешем (1719 - 1791). Как отличный валторнист, Мареш был приглашен в Россию Бестужевым (1748), понравился императрице своей игрой и был взят в камер-музыканты. Гофмаршал Нарышкин поручил ему исправление грубых охотничьих рогов. Из этих инструментов, дававших только по одному звуку, Мареш организовал (1751) роговой оркестр, разыгрывавший целые симфонии и увертюры, к удивлению иностранцев.
Российская роговая капелла Санкт-Петербурга
Роговой оркестр
Театр Истоки театра уходят в народное творчество и, прежде всего, в обряды. Например, сжигание чучела на масленицу есть не что иное, как одно из первых театральных представлений. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты скоморохи. Первое упоминание о скоморохах есть в старинных сказаниях и летописях. Специальным указом 1648 года царь Алексей Михайлович выступления скоморохов запретил.
Федоскино. С. Рогатов "Скоморохи". 1978
Палех. Валентин Ходов «Скоморохи» , 1983
Рождение театра Датой рождения театра принято считать 17 октября 1672 года. Именно в этот день в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра. После смерти Алексея Михайловича спектакли в царских палатах прекратились, ибо новый царь Федор Алексеевич не любил подобного рода зрелищ.
Русский театр 30 августа 1756 года последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны, в котором она Петровны повелевала "учредить русский для представления трагедий и комедий театр". Под театр был отдан Головкинский каменный дом на Васильевском острове. Директором театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт Александр Петрович Сумароков.
• Первым профессиональным актером был Федор Волков , Александр Сумароков был первым писателем, который создал в середине XVIII века репертуар для русской сцены. • Это был период классицизма для русского театра.
Александр Петрович Сумароков 1717 -1777 Современники называли его «Северным Расином» . Поэтические жанры: оды эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы; 9 трагедий ( «Гамлет» , «Дмитрий-самозванец» , «Мстислав» ), 12 комедий.
Стихотворение «Жалоба» «Какая нужда мне в уме, Коль только сухари таскаю я в суме? На что писателя отличного мне честь, Коль нечего ни пить, ни есть? » «Свойство комедии – издевкой править нрав»
Михаил Васильевич Ломоносов 1711 -1765 Российский ученый, историк, поэтпросветитель, заложивший основы современного русского литературного языка. Жанры – оды, трагедии ( «Демофонт» ), поэмы, поэтические послания, сатиры.
Ода на восшествие на престол Екатерины Внемлите все пределы света И ведайте, что может бог! Воскресла нам Елисавета: Ликует церковь и чертог. Она или Екатерина! Она из обоих едина! Ее и бодрость и восход Златой наукам век восставит И от презрения избавит Возлюбленный российский род.
Опера в России В 1730 г. , ко дню коронации Анны Иоанновны было прислано польским королем Августом из Дрездена несколько известных актеров, певцов и музыкантов для исполнения "итальянских интермедий". Капельмейстер Гюбнер дал правильное устройство придворному театру, организовал придворный "камерный" оркестр (из немцев), а для бального набрал 20 русских мальчиков.
Опера в России При Анне Иоанновне в первый раз появилась в России итальянская опера. Событие это относится к 1735 г. Первой исполненной у нас оперой является "Сила любви и ненависти" ("La forza dell'amore e dell'odie"), текст К. Ф. П. (русский перевод Тредьяковского ), музыка итальянского композитора Франческо Арайи, Арайи придворного капельмейстера Анны Иоанновны.
В царствование Елизаветы Петровны итальянская опера достигла особого блеска. Оркестр усилен до 80 человек, в труппу приглашены первоклассные певцы; являются и русские певцы (Полторацкий, впоследствии директор капеллы, Березовский , прославившийся как церковный композитор). Во главе оперы стоял тот же Арайя, написавший Арайя впервые музыку на оригинальный русский текст Сумарокова : "Цефал и Прокрис". Опера эта была исполнена (1755) в придворном театре русскими певцами.
При дворе Екатерины II Расцветает итальянская опера. Ко двору приглашаются итальянские музыканты и композиторы: Манфредини - осенью 1762 г. оперой «Олимпиада» , посвященной восшествию императрицы на престол, открылся сезон итальянской оперы. Бальтазар Галуппи - учитель Бортнянского. Анжолини, Траэтта, Паэзиелло, Сарти и др.
Итальянская музыка и пение являлись непременной принадлежностью всяких балов, торжественных обедов и тому подобных празднеств. Русские вельможи начинают заводить собственные домашние театры и ставят оперы с крепостными певцами и актерами. Некоторые даже содержали на свой счет итальянские оперные труппы.
Русские оперы Под влиянием иностранцев, стали создаваться оперы и русскими музыкантами на национальные сюжеты: • Михаил Соколовский «Мельник - колдун, обманщик и сват» 1779 г. • Евстигней Фомин (1762 -1800) «Ямщики на подставе» , поставлена в 1788 г. ; • Василий Пашкевич (1742 -1797) «Санкт. Петербургский гостинный двор» , текст Матинского (1792)
Отношение к театру Во второй половине XVIII веке театр в глазах общества приобретает уважение, возникает привычка и потребность ходить в театр и читать пьесы. С 1786 по 1794 года выходил журнал "Российский театр", в котором публиковались оригинальные и переводные пьесы.
Постоянные русские театры • В 1756 году в Петербурге был учрежден постоянный русский театр (на Царицыном лугу), где шли как драматические спектакли, так и оперы. Оперные артисты играли и драматические роли, и наоборот. • В 1760 г. был выстроен и в Москве театр для русских комедий, трагедий и опер. Труппа была составлена большей частью из дворовых людей и подьячих, к которым присоединилось несколько придворных певчих.
Русская труппа играла в театре, помещавшемся в Зимнем дворце. Рядом с этим дворцом архитектор Д. Кваренги построил в 1785 году Эрмитажный театр В июне 1781 года Эрмитажный театр был передан в распоряжение Придворной конторы. Из частного он превратился в императорский.
Эрмитажный театр — один из старейших в Санкт-Петербурге и в России — был построен архитектором Джакомо Кваренги по заказу Екатерины II в 17821785 гг. на месте бывшего Зимнего дворца Петра I.
Система театров в России • В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись "Министерством двора Его Императорского Величества". В эту сеть вошли три петербургских театра: Александринский, Мариинский и Михайловский, - и два московских: Большой и Малый. Кроме Императорских театров в России к тому времени образовалось множество провинциальных театров, которые находились в ведении губернаторов или городских чиновников.
Карл Росси. Александрийский театр.
Театральная площадь. Мариинский театр в Санкт-Петербурге, 1847 -1861 гг. А. К. Кавос; В. А. Шретер.
Императорский Михайловский театр открылся в 1833 году по указу императора Николая I. Здание театра возведено по проекту А. П. Брюллова при участии А. М. Горностаева.
В 1821 году началось строительство Большого театра в Москве на изначальном месте архитектором О. И. Бове по проекту ректора петербургской Академии А. А. Михайлова.
Перестроенное в 1824 году по проекту Бове архитектором А. Ф. Элькинским здание на Петровской (ныне Театральной) площади и стало Малым театром.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА • • • • • Бартенев И. Русский интерьер XVIII – XIX веков. М. , 2000 Бедретдинова Л. Екатеринский классицизм. М. , 2008 Виппер Б. Архитектура русского барокко. М. , 2008 Доронина Л. Мастера русской скульптуры XVIII – XX веков. Т. 1. М. , 2008 Ильина Т. История искусств: отечественное искусство: учебное пособие. 3 -е издание, перераб. и дополн. М. , 2007 Ильина Т. Русский XVIII век: изобразительное искусство, музыка: учебное пособие. М. , 2004 Ильина Т. Русское искусство XVIII века: учебное пособие. М. , 2001 История искусства и культуры Древней Руси. История русского искусства XVIII века. История русского искусства XIX – начала XX веков. Искусство России после 1917 года (Советское искусство). История и теория Композиции: учебнометодическое пособие. Изд. 2 -е. Красноярск, 2008 История русского искусства /авт. - ост. Адамчик М. В. Минск, 2008 История русского искусства: в 2 -х т. : Энциклопедия мирового искусства: Т. 2: Русское искусство XVIII – начала XX века. М. , 2008 Карев А. Классицизм в русской живописи. М. , 2003 Нащокина М. Русские сады: XVIII – первая половина XIX века. М. , 2007 Новицкий А. П. История русского искусства: современная версия. М. , 2007 Петинова Е. Русские живописцы XVIII века. СПб. , 2002 Пилявский В. История русской архитектуры: учебное пособие. М. , 2007 Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI – XIX вв. Т. 1 -2. М. , 2004 Сокольникова Н. История изобразительного искусства: в 2 -х т. : Т. 1. М. , 2007