Русское искусство 18 век.pptx
- Количество слайдов: 148
РУССКОЕ ИСКУССТВО XVIII век
Реформы Петра I • Для России эпоха Средневековья завершилась лишь в конце XVII века. За одно столетие русское искусство проделало путь, который западные страны прошли за 300 лет. • Стремительный темп развития во многом связан с реформами Петра I, которые затронули не только политику, экономику, но и искусство. Петр I стремился поставить русское искусство в один ряд с западноевропейским, просветить русских людей, окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. • Поскольку своих мастеров в России было мало, Петр приглашал иностранных художников, отправлял талантливых молодых людей учиться за границу. Во второй четверти XVIII века «петровские пенсионеры» возвращались в Россию, привозя с собой новый художественный опыт.
«Восковая персона» Петра I. Скульптор Б. К. Растрелли. 1725. Дерево, воск, металл, эмаль. ГЭ «Восковая персона» Петра I – уникальная скульптура Петровской эпохи, созданная Б. К. Растрелли уже после смерти императора. Фигура, сделана из дерева и воска. Она облачена в подлинные одежды, сшитые для Петра в 1724 г.
И. Никитин Портрет Петра I. Первая половина 1720 -х (? ). ГРМ Холст, масло. Диаметр 55 (круг) Санкт-Петербург Императорские портреты дарились иностранным послам, высшей знати вменялось иметь их в своих домах.
Ломоносов В литературе в это время главное место занял жанр торжественной оды. Большим ее мастером стал известный ученыйестествоиспытатель М. В. Ломоносов. В своих одах Ломоносов создает образ идеального правителя, пекущегося о распространении просвещения, об успехах наук, об улучшении экономического положения и о духовном росте своих подданных.
Особенности русского искусства XVIII века • Переход от религиозного к светскому искусству (развивается жанр портрета, появляются образцы гражданской архитектуры) • Усиливается контакт с западноевропейскими странами. Петр I привлекает ко двору иностранных архитекторов, живописцев, скульпторов. Так в Россию проникают новые стили: из Италии – барокко, из Франции – классицизм. Петр I отправлял талантливых молодых людей учиться за границу, закупал за границей произведения искусства. • В искусстве одновременно развиваются различные стили – барокко, рококо, классицизм и в конце века сентиментализм. • Развиваются новые жанры в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. Ведущее значение имеет жанр портрета.
Графика • В искусстве Петр I видел подспорье научному и техническому прогрессу. Для выполнения иллюстраций в научных книгах, чертежей, проектов лучше всего подходила гравюра, которая получила широкое распространение при Петре I. • Самым знаменитым русским гравером начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов. Его работы запечатлели военные победы Петра I, перспективы строящегося Петербурга.
Панорама строящегося Санкт-Петербурга
Васильевский остров
Ворота Петропавловской крепости
Архитектура • Главным событием стало основание новой столицы – Санкт-Петербурга. • В 1703 г. на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость и Петропавловский собор.
Город Святого Петра • Петербург в 1694 году существовало поселение с надписью С Петеръ Б - неподалеку от Риги, в Лифляндии, а финский залив носил скромное название - Санкт. Петербургское море (по словам Феофана Прокоповича). • И объяснение этому предельно простое - рыбный промысел. Рыбарь Петр - символ рыбаков, он ловит рыбу даже в Евангелиях. • Поэтому, когда крепость основывали в устье Невы и в отсутствие Петра, ее сам Бог велел назвать Санкт Питер Бурх - крепость Святого Петра.
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге. 1703— 1740.
История строительства • Земляная крепость была сооружена за месяц. 16 мая, в отсутствие самого Петра, которого это совершенно не интересовало, крепость была заложена, а в июне она уже функционировала, пугая шведов одним своим грозным видом. В 1706 году Доменико Трезини начал ЗАМЕНЯТЬ земляные стены на кирпичные. • Построенная за месяц крепость затем перестраивалась 40 (сорок) лет (при Елизавете).
Петровские ворота. Д. Трезини 1708
Петропавловский собор 1712 – 1733. Д. Трезини Собор строился в течение 19 лет (1712 -1733) при участии Петра I, Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны. В 1924 году Собор стал музеем, с 1999 года здесь возобновились богослужения в праздник храма. С самого начала строительства храма Петр решил превратить его в мавзолей и усыпальницу всей династии.
Шпиль Петропавловского собора Шпиль на куполе был установлен в 1723 году. До 2012 года собор высотой 122, 5 м. был самым высоким из зданий Санкт-Петербурга. С 2013 года он является третьим по высоте зданием в городе. Шпиль украшает флюгер в виде летящего ангела. Его высота - 3, 2 метра, размах крыльев - 3, 8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограмм червонного золота.
В 1848 г. - кардинальная перестройка Монферрана. Дворец Меншикова - ЕДИНСТВЕННОЕ здание, доставшееся нам от эпохи Петра. Люблю тебя, Петра творенье… Только даже к тому моменту, когда эти слова были произнесены, от творенья Петра в городе не было Н-И-Ч-Е-Г-О.
План города • Петр I строил Петербург по образцу любимой им Голландии. Сам город он хотел сделать похожим на Амстердам. В основе планировки лежит регулярный принцип – три лучевых проспекта (Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект) исходят из одной точки (здание Адмиралтейства). • Все постройки Петербурга были сделаны из камня. Здания отличались простотой и сдержанностью в украшениях (по голландскому образцу), соблюдается принцип
Адмиралтейство. 1704 – 1706 И. К. Коробов, А. Д. Захаров. Адмиралтейство задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море, центр постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства служили корабельными мастерскими. Сейчас в здании Адмиралтейства располагается Военноморской инженерный институт.
• Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла… (А. С. Пушкин «Медный всадник» )
Шпиль с корабликом – один из главных символов города
Все деревянное здание Адмиралтейства 1 711 года было снесено, и каменное построено в 1827 г. .
Летний дворец Петра I. Д. Трезини. • Ле тний дворе ц Петра I — название сохранившейся до наших дней резиденции Петра I в Летнем саду Санкт-Петербурга. Используется как музей (филиал Русского музея). • Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 1710— 1714 годах. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь. Дворец восстановлен по чертежам Елизаветы. • Фасад дворца украшен 29 -ю барельефами, изображающими события Северной войны. (скульптор Андреасом Шлютером).
Летний сад 1704 – 1719
Центральная аллея
Г. Маттарнови, Н. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Кунсткамера. • При открытии Кунсткамеры сюда был переведен первый российский естественнонаучный музей, начало которому положил Петр I. Государь собирал различные редкости и курьезные предметы. • В коллекцию входили буддистские идолы, редкие минералы, чучела диковинных заморских животных, заспиртованные аномалии, свидетельства патологических отклонений у людей и животных. • Вход в музей был свободным, но люди, воспитанные в средневековых традициях, ходили в него с большой неохотой, потому каждого редкого посетителя угощали чаркой водки и закуской. Здесь также долгое время размещались Петербургская Академия наук и первая национальная Публичная библиотека.
Кунсткамера Арх. Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. 1718— 1734.
Петергоф. Арх. И. Ф. Браунштейн, М. Г. Земцов, Ж. Б. А. Леблон, Н. Микетти. 1714— 1725 • Петерго ф — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км от Санкт-Петербурга. В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. • Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. • В годы Великой Отечественной войны все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор.
Большой дворец
Центральный каскад
Франческо Барталамео Растрелли (1700 – 1771) • Ф. Б. Растрелли – архитектор, работавший в середине XVIII века, сначала при Анне Иоанновне, затем при Елизавете. • Постройки Растрелли праздничные, строгие, ясные, пластичные. Стены сооружений скульптурно выразительны. Характерно обилие украшений: позолота, колонны, полуколонны, пилястры, скульптура.
Растрелли создал свой неповторимый стиль, «монументальное рококо» , сочетающий в себе элементы барокко, классицизма и рококо.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге 1754— 1762 • Зимний дворец — один из самых знаменитых барочных памятников России, построенный в царствование Елизаветы Петровны. Это композиционный центр старого Санкт. Петербурга. • Дворец задуман и осуществлен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором. Его фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь.
Елизаве та I Петро вна российская императрица из династии Романовых c 1741 года, младшая дочь Петра I и Екатерины I рождённая за два года до их вступления в брак.
Декоративность • Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников, обилие лепных деталей, множество декоративных ваз и статуй, расположенных над парапетом и над многочисленными фронтонами, создают исключительное по своей пышности и великолепию декоративное убранство здания.
Парадная Иорданская лестница. Акварель К. А. Ухтомского. 1860 -е гг. ГЭ Барочный стиль времен Ф. Б. Растрелли сохранила главная Иорданская лестница. Ее раздвоенные мраморные марши величаво ведут на второй этаж, к анфиладе парадных залов.
Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Город Пушкин, Россия 1752— 1756 • Своим существованием Екатерининский (Большой) дворец обязан его блистательным хозяйкам, трем императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II.
Екатерина I ( Ма рта Самуиловна Скавро нская) российская императрица с1721 года как супруга царствующего императора, с 1725 года как правящая государыня; вторая жена Петра I Великого, мать императрицы Елизаветы Петровны. В её честь Петром I учреждён орден Св. Екатерины и назван город Екатеринбург на Урале (в 1723 году). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе.
Фасады дворца • Длина дворца 306 м. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.
Западный фасад
Восточный фасад. Центральная часть
Большой зал • Большой зал — главный в анфиладе дворцовых покоев на втором этаже. Он предназначался для празднеств и торжественных парадных приемов. • При ширине 17 метров он достигает 47, 5 метра в длину. Огромные верхние окна и стеклянные двери прорезали наружные стены зала. В ярком солнечном свете торжественно и празднично сверкала и переливалась богатейшая позолота отделки.
Янтарная комната • Проект Янтарного кабинета, уникального по своей отделке, разработал и реализовал архитектор и скульптор Андреас Шлютер. В 1716 году прусский король Фридрих Вильгельм I подарил кабинет Петру I. • В 1717 году янтарные панно были доставлены в Петербург. Ими было отделано одно из помещений Зимнего дворца. При его перестройке в 1750 -х годах Янтарная комната была перевезена в Царское Село.
Собор Смольного монастыря 1748— 1764 • Елизавета Петровна задумала построить здесь монастырь с приютом для бедных осиротевших девиц. В этот монастырь она и сама собиралась уйти на покой. • Собор отличается разнообразием декоративных форм и роскошью барочной отделки. В его украшении использована позолоченная лепнина. Вокруг собора расположены четыре церкви, которые организуют общее пространство в форме креста.
До 1917 года собор являлся главным храмом учебных заведений.
Вторая половина XVIII века • Во второй половине XVIII века при Екатерине II развивается стиль классицизм. Ведущие архитекторы Баженов, Казаков (Москва), Старов, Камерон, Кваренги (Санктэтого времени Петербург). –
Екатерина II Великая императрица всероссийская с 1762 по 1796 год, увлекалась литературной деятельностью, собирала шедевры живописи, вела переписку с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма. XVIII века. Д. Г. Левицкий. Портрет Екатерины II — законодательницы в храме богини Правосудия. 1783. ГРМ
Василий Иванович Баженов (1737 – 1799) • В. И. Баженов – великий русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог. Представитель классицизма и псевдоготики. Из многочисленных замыслов ему удалось осуществить немногое. • Проект перестройки московского Кремля, проект императорской резиденции в Царицыно остались неосуществленными.
Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. 1776— 1785 • В 1775 году Баженов получил заказ от Екатерины — составить проект подмосковной царской усадьбы в виде ряда отдельных павильонов. Екатерина купила усадьбу, называвшуюся тогда Черная Грязь, здесь и началась постройка царской подмосковной резиденции, получившей вскоре новое название «Царицыно» .
Фигурные (Виноградные) ворота 1777— 1778
Традиции русской архитектуры • Баженов хотел применить традиционную для древней Руси живописную композицию усадебного ансамбля, подчеркнуть масштабом построек и характером убранства интимность и лирическую задушевность русской архитектуры.
Средний дворец (Оперный дом). 1776— 1778.
Павильоны усадьбы • Усадьба, состоявшая из ряда павильонов, широко раскинулась среди зелени обширного парка. Белокаменные висячие гирькишишки в арках окон и ворот, тонкие декоративные колонны и другие детали древнерусского зодчества нашли здесь широкое применение.
Фигурный мост. 1776— 1778
Дом Пашкова в Москве. 1784 -1786 • Дом Пашкова возведен в 1784 -1786 годах для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка П. Е. Пашкова. Предположительно его строителем считают В. И. Баженова. • В 1812 году дом был уничтожен пожаром, а затем восстановлен. Архитекторы пытались воссоздать здание по немногочисленным изображениям XVIII века таким, каким он был создан изначально.
Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812) • М. Ф. Казаков – создатель неповторимого архитектурного облика Москвы. • Невысокий фундамент, портики с колоннами, треугольные фронтоны, ротонды, полукруглые арки, двухцветная окраска, чугунные решетки – таковы особенности всех его построек.
Царицыно. Архитектурный ансамбль. Арх. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. 1776— 1785. Большой дворец Арх. М. Ф. Казаков. 1786– 1796
Большой дворец до реставрации
Большой дворец. 1786– 1796. Современный вид дворца. Северный фасад
Сенат в Московском Кремле. 1776– 1787
Белый зал. Фото. Середина 1980 -х гг.
Голицынская больница в Москве 1796— 1801
Церковь святого царевича Димитрия.
Скульптура • Этот вид искусства не имел в России давних традиций. Поэтому скульптура развивалась медленнее других видов искусства. • Крупнейшими скульпторами были иностранные мастера.
Карло Бартоломео Растрелли (1675 – 1744) • К. Б. Растрелли – итальянский скульптор и архитектор. Работал в 1715 -1744 годах в России, в Санкт-Петербурге. Он создал тип парадного барочного портрета, является основоположником стиля барокко в отечественной скульптуре. • Барочная пышность и стремление передать фактуру материала сочетаются в его произведениях с достоверной убедительностью характеристики модели.
Петр I. Бюст. 1723 -1729. ГРМ Бронза. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Скульптура уникальна по своей портретной достоверности, так как при работе над ней мастер использовал восковой слепок с лица императора, снятый в 1719 году.
Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге 1743 -1747, 1800
Анна Иоанновна с арапчонком 1741 ГРМ Бронза. 223 х 228 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Историческая правдивость • Почти ювелирная отделка бронзовой статуи, обилие украшений и декоративность костюма придают произведению исключительную нарядность. • Художник близок к объективному, исторически правдивому взгляду на венценосную особу, с которой связан один из самых мрачных периодов русского общества XVIII века. Он изображает императрицу с застывшими, крупными и грозными чертами лица. • Анна Иоановна в скульптуре Растрелли воспринимается олицетворением торжествующей самодержавной власти в России.
• А нна Ивановна — российская императрица (с 25 января 1730); дочь царя Ивана V Алексеевича и П. Ф. Салтыковой; племянница Петра I Великого, курляндская герцогиня (с 1710); возведена на российский престол Верховным тайным советом. Царствование Анны Ивановны вошло в историографию как время «бироновщины» , что трактуется как засилье иностранцев и ужесточение полицейских репрессий. • Анна Ивановна обладала тяжелым характером, была капризна, отличалась злопамятностью и мстительностью. Не имея способностей и склонности к государственной деятельности, императрица проводила время в праздных придворных развлечениях среди шутов, лилипутов, блаженных, гадалок, старух-приживалок. Она любила выступать в роли свахи, обожала охоту, истребляя каждый год по несколько сот загнанных для нее животных.
Этьен Морис Фальконе (1716— 1791) • Э. М. Фальконе — выдающийся мастер французской скульптуры века Просвещения автор знаменитого памятника императору Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге; теоретик искусства. • Подписав контракт с князем А. Д. Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 году в Петербург вместе со своей ученицей М. А. Колло. Здесь он создал главный свой шедевр —
Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 1762— 1782 Бронза Санкт- Петербург
Описание • Простое одеяние Петра напоминает русскую национальную одежду. Лавровый венок на голове императора символически означает славу; медвежья шкура на крупе коня — силу; змея под копытами — попираемое зло. • Надпись на постаменте на латинском и русском языках: «Петру Первому Екатерина Вторая» , — символизирует
• Казалось бы, каждый питерец знает о знаменитом памятнике и о его истории. И никто сейчас не вспомнит, что еще в 1916 году на карте Санкт-Петербурга не существовала памятника с таким названием. • Как же он назывался? А так же, как и всегда - “Каменный всадник”. Это хорошо известная питерская легенда о попытках Петра перепрыгнуть на лошади Неву. Два раза ему эта попытка удалась, а на третий раз он бросил вызов Самому Богу, за что его бог покарал и он окаменел. • Именно эту легенду и рассказывали экскурсоводы начала двадцатого века. Пушкинский же Медный Всадник был малоизвестным произведением, и лишь к 100 -летию со дня смерти поэта, символическому 1937 году был обрушен шквал исследований и публикаций, связанных с пушкинским Медным Всадником. • Другая неожиданность связана с тем же Медным Всадником и знаменитым наводнением, унёсшим жизни … 17 бездомных бродяг, которые просто не смогли проснуться, когда была большая вода. Легенда о сокрушительном наводнении была раскручена и раздута после публикации Пушкинского Медного Всадника, который, как и положено в художественном произведении, прибегнул к метафорам и гиперболам.
Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) • Ф. И. Шубин – представитель просветительского классицизма в искусстве. Профессор Академии художеств. • В мраморных бюстах он запечатлел весь высший свет Петербурга. В своих работах Шубин воплотил идею самоценности и неповторимости человеческой личности.
Портрет князя А. М. Голицына. 1773. ГТГ Бюст. Мрамор. Высота - 70 см. Государственная Третьяковская галерея
Бюст екатерининского дипломата, ице-канцлера в князя А. М. Голицына – одно из самых блестящих произведений кульптора. с В облике просвещенного вельможи чувство превосходства над окружающим сочетаются со светским лоском, тонким умом и одновременно — с усталостью стареющего человека. Cквозь надменность и величие князя просматриваются скептицизм и разочарование.
Портрет М. В. Ломоносова. 1792. ГРМ Бюст. Мрамор. Высота - 55 см. Государственный Русский музей
Скульптор дает выразительную, правдивую и меткую характеристику выдающемуся отечественному ученому, первому русскому академику. В трактовке формы нет никаких элементов парадности и официозности. Портрет насыщен глубокой интеллектуальностью и демократизмом.
Портрет Павла I. 1800. ГРМ Бюст. Мрамор. Высота — 80 см Государственный Русский музей
Портрет, выполненный в парадном жанре, по традиции изобилует звездами, орденами и прочими знаками отличия. Однако Шубин, всегда цепко схватывал неповторимые особенности внешнего облика человека, стремясь выразить его духовные свойства. Скульптор раскрывает в Павле I сложность его характера: надменность, холодную гордость, болезненное самолюбие и вместе с тем скрытое страдание.
Екатерина II — законодательница 178 9— 1790 Мрамор. Высота - 198 см. Государственный Русский музей
Шубин попробовал реализовать себя как монументалист и декоратор, исполнив статую Екатерины II — законодательницы. Произведение было создано для Таврического дворца по заказу его владельца, князя Потемкина, фаворита императрицы. Монархиня изображена в образе Минервы — римской богини мудрости, покровительницы наук, искусства и ремесел.
Живопись • В петровское время вспыхивает интерес к человеческой личности. И одно из ведущих мест занимает жанр портрета, раньше почти не проявлявшийся на Руси.
Иван Никитич Никитин (1690 – 1742) • И. Н. Никитин – первый русский художник, преодолевший условность парсун – плоскостность, графичность изображений, отсутствие световоздушной среды. • Никитин доказал значение портрета, как особого жанра, в котором отражается историческая обстановка, индивидуальность человека.
Портрет напольного гетмана. . 1720 -е годы. ГРМ Холст, масло. 76 X 60 Санкт-Петербург
Портрет графа Г. И. Головкина. 1720 -е гг. ГТГ Холст, масло. 90, 9 х 73, 4 Государственная Третьяковская галерея, Москва. Гаврила Иванович Головкин — лицо, наиболее доверенное и приближенное к государю. Он полон чувства собственного достоинства и довольства. Сугубо положительная характеристика портретного героя соответствует, согласно идеалам петровской эпохи, социальному положению модели.
Андрей Матвеевич Матвеев (1704 – 1739) • А. Матвеев – придворный живописец Екатерины I. Творчество Никитина и Матвеева – пример освоения приемов европейского мастерства на русской почве, они раскрыли в своих работах мир человеческой личности. • «Портрет супругов» – первый автопортрет и первый двойной портрет в русской живописи.
Автопортрет с женой. 1729 (? ) Холст, масло. 75, 5 х 90, 5 ГРМ, Санкт-Петербург.
Алексей Петрович Антропов (1716 – 1795) • В работах Антропова чувствуется отголоски русской иконы, и в то же время неумение льстить портретируемым. • Пик развития русской живописи XVIII века связан с именами Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского. В их портретах наряду с внешним сходством с оригиналом передается внутренний мир человека, характер, душевные порывы.
Портрет М. А. Румянцевой. 1764. ГРМ . Холст, масло. 62, 5 х 48 Государственный Русский музей, Санкт. Петербург.
Портрет А. М. Измайловой. 1759. ГТГ Холст, масло. 52, 2 х 44, 8 Государственная . Третьяковская галерея, Москва
Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) • Рокотов писал портреты представителей высших аристократических кругов. Лучше всего ему удавались камерные портреты, парадные несколько однообразны. • Особенно обаятельны женские образы.
Портрет А. П. Струйской. 1772. ГТГ Холст, масло. 59, 8 х 47, 5 Москва Лицо и фигура А. П. Струйской в портретном пространстве приобретают зыбкую хрупкость. Это впечатление усиливается прозрачным колоритом полотна и ломкими складками шелкового платья.
Портрет В. Е. Новосильцовой. 1780. ГТГ Холст, масло. 70, 5 х 59 (овал) Государственная Третьяковская галерея, Москва. Варвара Ермолаевна Новосильцова (1760— 1815) — дочь статского советника, члена придворной конторы Е. В. Тишина. Она получила воспитание в знаменитом Смольном институте, поступив туда при первом наборе. Была замужем за генерал-майором В. А. Новосильцовым.
Портрет В. Н. Суровцевой Вторая половина 1780 -х гг. ГРМ Холст, масло. 67, 5 х 52 (овал) Санкт-Петербург. Многочисленные женские образы, созданные Ф. С. Рокотовым в 1770— 1780 -е годы, отличаются вниманием к внутреннему миру человека, стремлением раскрыть его духовный облик. Портрет В. Н. Суровцевой проникновенен и во многом лиричен.
Особенности работ • Чаще всего Рокотов писал погрудные портреты, нередко заключенные в овал. Лица мягко и таинственно выплывают из сумеречного фона, на губах таинственная полуулыбка. • Черты лица, детали одежды как бы тают, чуть расплываются, словно бы окутаны легкой прозрачной дымкой. Дымчатые тлеющие тона создают впечатление недосказанности, трепетности живописного образа.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822) • Творчество Д. Г. Левицкого – вершина портретной живописи XVIII века, мастер европейского масштаба. Ученик А. П. Антропова. • В его работах сочетаются элементы парадного и камерного портретов. Человек у Левицкого всегда предстает как значительная личность, при этом внешние признаки парадности отсутствуют.
Портрет П. А. Демидова. 1773. ГТГ Холст, масло. 222, 6 х 166 В 1771 году президент Академии художеств И. И. Бецкой заказал художнику портрет промышленника П. А. Демидова для Московского воспитательного дома, на который тот пожертвовал большую сумму денег.
Портрет М. А. Дьяковой 1778. ГТГ Холст, масло. 61 х 50 Государственная Третьяковская галерея
Портрет Урсулы Мнишек 1782. ГТГ Холст, масло. 72 х 67 (овал) ГРМ На портрете изображена великосветская красавица, знающая силу своего неотразимого обаяния. Художник создал образ на грани салонной красивости: модель откровенно напрашивается на восхищение, и здесь скрыта едва угадываемая ирония
Портрет князя А. М. Голицына 1772. ГТГ Холст, масло. 126, 6 х 102, 5 ГТГ Потрет князя А. М. Голицына написан по классическому канону парадного репрезентативного портрета, каким он сложился в отечественной живописи второй половины XVIII столетия.
«Портреты смолянок» • Наиболее прославленная портретная серия Левицкого – портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц ( «портреты смолянок» ). • Каждая девушка представлена на пейзажном фоне или в интерьере, занятая любимым делом.
Портрет Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской 1773. ГРМ Холст, масло. 164 х129 ГРМ Д. Г. Левицкий воспроизводит сцену из парадного спектакля с участием смолянок.
Портрет Г. И. Алымовой. 1776. ГРМ Холст, масло. 183 х 142 ГРМ Д. Г. Левицкий изобразил Г. И. Алымову играющей на арфе, что должно было подчеркнуть изысканность и благородство воспитания девиц в Смольном институте.
Портрет Е. И. Нелидовой. 1773. ГРМ Холст, масло. 164 х 106 ГРМ Портрет предвещает в этой девушке обворожительную грациозную женщину с твердым характером, острым и проницательным умом. Много позже ее любил и поклонялся перед ней Павел I.
Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) • В творчестве Боровиковского отразились черты направления, модного в конце XVIII века – сентиментализма. • Начало XIX века – время распространения в Европе романтических идей. Поэтому для Боровиковского характерно воплощение романтических элегических образов. Его занимал не государственный человек, а частное лицо в его личной «камерной» жизни.
Портрет М. И. Лопухиной. 1797 Холст, масло. 72 х 53 ГТГ Окружением портретируемой служит пейзаж, и лейтмотивом композиции становится слияние человека с природой.
Особенности работ • Модели предстают на пейзажном фоне, в простой одежде. Художник стремится передать душевное состояние портретируемого (часто это мечтательность, задумчивость), использует нежный приглушенный колорит.
Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне). 1794. ГТГ Холст, масло. 94, 5 х 66 Во второй половине XVIII века в русской живописи появляются портреты, сохраняющие парадность лишь как форму, в которую художники вкладывали новое содержание. Боровиковский изобразил императрицу старушкой -помещицей: она прогуливается с любимой собачкой по своему царскосельскому парку без всякого официоза и торжественности.
Портрет князя А. Б. Куракина. 1801— 1802. ГТГ Холст, масло. 259 х 175 ГТГ Князь изображен как высокопоставленный вельможа — «бриллиантовый князь» , приближенный к императорскому трону. А. Б. Куракин был другом детства Павла I и благодаря этому получил впоследствии звания, должности и влияние при дворе.